Учение о диалектике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

В данном реферате мною представлены самые известные исторические формы, структура, законы и категории диалектики. Чтобы узнать суть диалектики нужно рассмотреть все эти параметры.
Само слово диалектика произошло от греческого слова dialeogomai. Первоначально в античности этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Впервые его ввел Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора.

Оглавление

Введение 3
Исторические формы и структура диалектики 4
Законы и категории диалектики 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.40 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Исторические формы и структура диалектики 4

Законы и категории диалектики 19

Заключение 23

Список используемой литературы 24

 

 

 

Введение

В данном реферате мною представлены самые известные исторические формы, структура, законы и категории диалектики. Чтобы узнать суть диалектики нужно рассмотреть все эти параметры.

Само слово диалектика произошло от греческого слова dialeogomai. Первоначально в античности этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Впервые его ввел Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора. Этот подход был воспринят Платоном, который разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящему к полному их определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движение. В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества, мышления. Научный диалектический взгляд можно на мир складывается в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

 

Исторические  формы и структура диалектики

Исторические  формы диалектики

Стихийная диалектика древних.

В наиболее ясной форме  она была выражена в философии  Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все  течет и изменяется, все существует, но в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит пытался объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов рассуждений Гераклита: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Он выдвинул парадоксальные положения, которые получили название апорий («апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»). С помощью этих апорий он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Первая из апорий – «Дихотомия» (что в переводе с греческого означает «деление пополам») доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждал так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего – половину это половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. Если непрерывная величина (в приведенном случае – отрезок линии) мыслится как существующее в данный момент бесконечное множество точек, то «пройти», «просчитать» все эти точки ни в какой конечный отрезок времени не возможно.

На таком же допущении основана и другая апория Зенона – «Ахиллес и черепаха». Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

В третьей апории – «Стрела» - Зенон доказывает, что летящая  стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять нет. Он разлагает  время на сумму неделимых моментов, отдельных «мгновений», а пространство – на сумму неделимых отрезков, отдельных «мест». В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величие. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых «мест», а время – из суммы неделимых «мгновений».

Таким образом, как из допущения  бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества «точек»  в любом отрезке), так и из допущения  неделимости отдельных «моментов» времени Зенон делает один и тот  же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а потому они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во времени.

Апории Зенона нередко  рассматривались как софизмы, сбивающие  людей с толк и ведущие к  скептицизму. Характерно одно из опровержений Зенона философом Антисфеном. Выслушав аргументы Зенона, Антисфен встал и начал ходить, полагая, что доказательство действием сильнее всякого словестного возражения.

Несмотря на то что с точки зрения здравого смысла апории Зенона могут восприниматься как софизмы, на самом деле это – не просто игра ума: впервые в истории человеческого мышления здесь обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Зенон сформулировал вопрос о природе континуума (непрерывного), который является одним из «вечных вопросов» для человеческого ума.

Апории Зенона сыграли  важную роль в развитии античной диалектики, как и античной науки, особенно логики и математики. Диалектика единого  и многого, конечного и бесконечного составляет одну из наиболее важных заслуг Платона, в чьих диалогах находятся  классические образцы древнегреческой  диалектики. Интересно, что понятие  актуально бесконечного, введенное  Зеноном для того, чтобы с его  помощью доказать от противного основные положения онтологии Парменида, было исключено из употребления как в греческой философии, так и в греческой математике. И та и другая оперировали понятием потенциальной бесконечности, то есть бесконечной делимости величин, но не признавали их составленности из бесконечно большого числа актуально данных элементов.

Итак, в понятие бытия  как его осмыслили элеаты, содержится три момента: бытие есть, а небытия  нет; бытие едино, неделимо; бытие  познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит оно не существует.

 

Понятие единого играло важную роль так же у пифагорейцев. Последние объяснили сущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений, тем самым способствуя становлению и развитию древнегреческой математики. Началом числа у пифагорейцев выступало единое, или единица («монада»). Определение единицы, как его дает древнегреческий математик Евклид в VII книге «Начал», восходит к пифагорейскому: «Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым». Единое, согласно пифагорейскому учению, по своему статусу выше множественности; оно служит началом определенности, дает всему предел, как бы стягивая, собирает множественное. А там, где налицо определенность, только и возможно познание: неопределенное – непознаваемое.

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического  мышления можно найти в философских  учениях многих представителей античного  материализма и идеализма, последующих  за ними философских учений и школ, но все они были стихийными диалектиками.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии

Важнейшее достижение немецкой классической философии – создание диалектики как теории развития, гносеологии  и логики. Если в античности диалектика разрабатывалась на базе повседневного  опыта, то в немецком идеализме диалектический способ мышления превращается в систематически разработанную теорию.

Идеалистическая постановка проблем диалектики сводит задачи исследования преимущественно к анализу процесса познания. В силу исходного идеалистического положения этот процесс интерпретируется не как отражение независимой от него объективной действительности, а как ее созидание, осознание, развитие. Понятие развития сближается с понятием творения, которое так же подвергается переработке. Теория развития, поскольку субъектом развития является познающий самого себя абсолютный дух, фактически сливается с теорией познания, которая в свою очередь сводится к логике саморазвития абсолютного мышления. Однако в рамках это идеалистической мистификации выделяются наиболее общие закономерности, поскольку они присущи не только познанию, но и бытию. Как ни искусственно спекулятивно-идеалистическое представление о соотношении познания с всеобщим процессом изменения и развития, оно заключает в себе догадку о совпадении диалектики, логики, гносеологии.

Классики немецкого идеализма  ставили в центр своих исследований деятельную, субъективную сторону процесса познания. Но они отвергали принцип  отражения, поскольку он представляет собой отправное положение материалистической гносеологии и, следовательно, принципиально несовместим с идеалистическим решением основного философского вопроса.

В разработке диалектического  взгляда на мир большую роль сыграли  представители немецкой классической философии: Кант, Фихте, Фридрих, Гегель.

Рассмотрим каждого по порядку.

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии, был инициатором ряда диалектических идей, развитых далее его преемниками. Только один фрагмент его диалектического воззрения – «трансцендентальная диалектика» представлен полностью. В трудах исследователей-марксистов представлены и другие аспекты. Итог их исследований диалектики Канта – обоснованное установление четырех «эпицентров» диалектической мысли Канта.

Первый – диалектическая картина мира и элементы диалектического  метода в ранних работах Канта. Второй – «негативная диалектика», в рамках которой, возрождая древнюю традицию, восходящую Зенону Элейскому, он доказывает необходимость противоречий разума, но усматривает в них симптом видимости заключений разума. Третий – положительные задачи диалектики как метода мышления, создание предпосылок для дальнейшего их развития. Четвертый – диалектика общественной жизни.

В Ранних работах Канта, в  его естественнонаучных исследованиях  диалектическое содержание выступает, прежде всего, в результатах научного мышления и в меньшей степени – в методологии. Диалектическая практика, конкретное применение диалектического метода предшествовали у Канта самой теории диалектического процесса. Диалектический метод в новейшей философии явился сразу в действии, возник в работе над конкретными задачами положительной науки и притом сразу обнаружил свою победоносную оплодотворяющую науку силу.

«Критический» период развития философии Канта означал новую  ступень в развитии его диалектики. Он вводит проблему противоречия (антиномии) как необходимого проявления  и  результата деятельности разума, отличенного  им от рассудка. «Негативная диалектика», то есть диалектика, направляющая свои усилия на разыскивание противоречий, необходимо возникающих в процессе познания и свидетельствующих будто бы о том, что познание неспособно достичь истины, известна уже давно. Так, когда Зенон утверждает, что если допустить множественность вещей, то окажется, что каждая из них вовсе не имеет величины и в то же время бесконечно велика, и делает отсюда вывод о немыслимости множества, он по существу практикует ту же диалектику, что и Кант.

«Сознание обладает априорными формами чувственного созерцания (пространство и время)  и априорными формами  рассудка (категории), которые упорядочивают  многообразие «материи» ощущений». Согласно этому взгляду Канта, созерцание (ощущение) доставляет материал, а рассудок – форму знания, «то благодаря  чему многообразное в явлении  может быть упорядочено определенным образом». Разделив все представления на эмпирические, то есть относящиеся к предмету посредством ощущения, и «чистые», то есть такие, в которых нет ничего принадлежащего ощущениям, Кант выделил «чистые» априорные формы познания. Они и являются формами или способами активного воздействия сознания на «материал» знания. Пространство и время оказались в этой связи формальными условиями всех явлений вообще, а категории – понятиями, априори предписывающих законы явлениям.

«Трансцендентальная диалектика» - это «критика рассудка и разума в сверхфизическом применении разума.

Идея синтеза – одна из центральных в диалектике как  в логике и теории познания. В  ней получают концентрированное  выражение все основные законы диалектики, так как синтез есть движение вперед развитие, прогресс во всем многообразии его определений .

Иоганн Готлиб Фихте. Понятие «Я» - с одной стороны, Фихте имеет ввиду  Я, которое каждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит индивидуальное или эмпирическое Я, с другой стороны, это некая абсолютная реальность никогда полностью не доступная нашему сознанию, из которой путем ее саморазвития   порождается весь универсум и которая поэтому есть божественное, абсолютное Я. Абсолютное Я – это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись на границу, не некоторое не-Я, деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и тому подобное. Эта пульсация деятельности и ее опознавания составляет саму природу Я, которое таким образом, не бесконечно и не конечно , а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального Я и абсолютного. В этом и состоит исходное противоречие Я, развертывание которого и составляет, по Фихте, содержание всего мирового процесса и соответственно отражающего этот процесс наукоучения. Индивидуальное Я и абсолютное Я у Фихте то совпадают и отождествляются,  то распадаются и различаются, эта изменчивость совпадений и распадений – ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием полагается и его противоположность – не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно, согласно Фихте, только путем ограничения друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что Я и не-Я делимы, ибо только делимое состоит из частей. Весь диалектический процесс имеет целью достижения такой точки, в которой противоречие было бы разрешено и противоположности – индивидуальное Я и абсолютное Я – совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно этот пункт учения Фихте – недостижимость тождества учения противоположностей – стал предметом критики его младших современником – Шеллинга и Гегеля. Эта критика велась обоими с позиций объективного идеализма, который впрочем, они обосновывали по-разному.

Информация о работе Учение о диалектике