Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:51, реферат
В данном реферате мною представлены самые известные исторические формы, структура, законы и категории диалектики. Чтобы узнать суть диалектики нужно рассмотреть все эти параметры.
Само слово диалектика произошло от греческого слова dialeogomai. Первоначально в античности этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Впервые его ввел Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора.
Введение 3
Исторические формы и структура диалектики 4
Законы и категории диалектики 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие.
Гегель сознательно
и недвусмысленно отверг
Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».
В основе диалектики Гегеля
лежит идеалистическое
Материалистическая диалектика современности
Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Свой метод мышления Маркс сам определял как диалектический, ссылаясь при этом на Гегеля как на философа, который «первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение... всеобщих форм движения» диалектики. Но, добавил Маркс, «у Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Речь идет о превращении диалектики из идеалистической в материалистическую, то есть принимающую за исходный пункт материальное начало. Известно, что у Маркса было намерение изложить в отдельной работе рациональное содержание гегелевской диалектики, но это намерение осталось неосуществленным. Можно привести его общее указание, согласно которому диалектика «в своем рациональном виде» включает в позитивное понимание существующего также и «понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна».
Метод мышления Маркса как бы распадается на два подхода - исторический и логический. Об этих двух подходах, идущих от Гегеля, писал Энгельс в рецензии на работу Маркса «К критике политической экономии». При этом он пояснял, что если исторический подход направлен на воспроизведение реальной истории с ее зигзагами и случайностями, то логический подход «является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей».
Если логический подход,
выявляющий общий ход истории, отвлекается
от всего субъективного и
Отдельные высказывания и
выражения Маркса, такие, например,
как: действие законов «с железной необходимостью»,
развитие экономической общественной
формации как «естественно-исторический
процесс», действительно давали повод
характеризовать его взгляды как объективистско-
Маркс пришел к мысли о недостаточности обоснования коммунизма одними философско-гуманистическими соображениями, к тому же носящими нормативно-оценочный, телеологический характер (изначально заданная сущность человека теряется, но должна восстановиться). В самом деле, если ненормально отчужденное состояние рабочего при капитализме, то еще более ненормально положение античного раба, которого вообще за человека не признавали («раб - говорящее орудие»). Однако отсюда не следовал и не последовал переход к коммунистическому обществу. Такое общество должно быть подготовлено, с точки зрения Маркса, не только негативно - через противоречие, но и позитивно - через развитие положительных предпосылок, и не только на уровне человека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур. Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперь теоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорее идеал, чем нечто изначально данное), а из целого комплекса предпосылок, - в конечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые все концентрируются вокруг частной собственности на средства производства. «В этом смысле, - говорится в «Манифесте Коммунистической партии», - коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
Резюмируя философскую проблематику у Маркса, можно сказать следующее. Философия Маркса - это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек понимался прежде всего как практически действующее существо, взаимодействие которого с природой (развитие производительных сил) - основа других взаимодействий в обществе. Хотя человек - существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал. Они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Так, стихийно сложилось разделение людей на классы - в зависимости от владения или невладения этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе - еще и подчинение людей вещам, как отчужденным результатам их собственной деятельности. Средство для устранения этого - переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются самим капитализмом. «Поэтому, - говорит Маркс, - буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества», и люди начинают сознательно сами творить свою историю.
Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная же диалектика, иди диалектическое мышление, - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективность диалектики мышления заключается главным образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в формах человеческого мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная – первична. первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, поскольку она совпадает с ней по содержанию. И та и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Предмет диалектики как науки – всеобщие, объективные принципы и законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы и категории являются одновременно законами и категориями как бытия, так и познания.
Современные идеалисты пытаются доказать, что в науке мы зачастую имеем дело с чистыми продуктами свободного творчества и воображения человеческого сознания, которым ничего не соответствует в объективном мире. Приводя примеры с бесконечно малыми величинами, дифференцирование и интегрирование, где якобы мы имеем лишь дело с формулами и знаками, которые есть обоснования лишь наших мыслей. Однако Энгельс показал, что природа оперирует дифференциалами, молекулами по таким же законам, как и математика.
Энгельс пытается построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление. Эту попытку никак нельзя считать завершенной, ибо из двух основных работ, в которых излагается эта философия, одна – «Анти-Дюринг» носит полемический характер, а другая – «Диалектика природы» представляет собой неоконченную рукопись, не приведенную в систематический вид.
Занявшись в 70-е годы проблемами
естествознания, Энгельс искал ответа
на вопрос: действуют ли и в природе
те же общие диалектические закономерности,
которые Маркс и он находили в
истории общества. На этот вопрос пробовал
ответить и Гегель в своей философии
природы. Но как раз эта часть
его философской системы
Энгельс выразил это общее настроение и свои соображения на этот счет сначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе под характерным названием «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу - построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не только не завершилось, но и не собирается завершаться. «У всех философов, - пишет он, - преходящей оказывается как раз «система», и именно потому, что системы возникают из непреходящей потребности человеческого духа: потребности преодолеть все противоречия». Но требовать от философии разрешения всех противоречий - значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. «Раз мы поняли это, - а этим мы больше, чем кому-нибудь, обязаны Гегелю, - то всей философии в старом смысле слова приходит конец».
Но если старой философии «приходит конец», то, по Энгельсу, это вовсе не значит, что ее надо просто отбросить. С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения. В прошлой философии немало поучительного, считает Энгельс, и это особенно касается такого великого творения, как «гегелевская философия, которая имела огромное влияние на духовное развитие нации. Ее надо было «снять» в ее собственном смысле, то есть... уничтожить ее форму и спасти добытое ею новое содержание».