Учение о диалектике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

В данном реферате мною представлены самые известные исторические формы, структура, законы и категории диалектики. Чтобы узнать суть диалектики нужно рассмотреть все эти параметры.
Само слово диалектика произошло от греческого слова dialeogomai. Первоначально в античности этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Впервые его ввел Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора.

Оглавление

Введение 3
Исторические формы и структура диалектики 4
Законы и категории диалектики 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.40 Кб (Скачать)

Эта задача, по Энгельсу, решается путем разделения гегелевской философии  на систему и метод и выявления  противоречия между консервативной системой, кладущей предел развитию, и  революционным диалектическим методом, такого предела не допускающим. Правда, как он сам признавал, это была уже определенная интерпретация  гегелевского метода, но интерпретация, буквально напрашивавшаяся, поскольку  она приходила в голову не ему  одному.

Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, идет против течения, выступая в работе «Анти-Дюринг» в защиту гегелевской диалектики. На конкретных примерах из разных сфер - природы, общества, мышления - Энгельс стремится показать, что те или иные странно выглядевшие диалектические положения вовсе не «горячечный бред», как их охарактеризовал Дюринг, - они соответствуют вполне реальным явлениям и процессам.

В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 году) Энгельс сформулировал три закона диалектики: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания». Указав, что эти законы имелись уже у Гегеля, он придал им иной статус. Он представил эти законы как абстрагируемые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления. К законам добавились взаимосвязанные парные категории: необходимость - случайность, форма - содержание, явление - сущность и т.д. В целом же Энгельс определил диалектику как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

 

Для подтверждения этого  вывода Энгельс пытался показать, что само развитие наук идет в направлении все большей их диалектизации, или, иначе, что науки открывают в природе и обществе все больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы как диалектические.

Наука XVIII столетия, писал  он, руководствовалась «метафизическим» методом мышления (его можно также назвать аналитическим или рассудочным). Это значит, что она рассматривала природные объекты по отдельности, вне связей и вне развития. И поскольку лидером среди естественных наук была механика, то адекватной философией для таких наук был механистический материализм. Но в XIX веке появляются такие науки, как геология, эмбриология, палеонтология, говорящие о развитии в природе. Гипотеза Канта - Лапласа представляет Солнечную систему как исторически возникшую. Наконец, три великих открытия - теория клеточного строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора - совершают, согласно Энгельсу, решающий прорыв в механистической картине мира. Отдельные "царства", отдельные формы энергии оказываются взаимосвязанными, живая и даже неживая природа предстает как развивающаяся. Отсюда «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой». Поэтому старый «метафизический» и механистический материализм должен смениться современным материализмом, который «является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками».

 

Структура диалектики

Диалектика как наука  – сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы, категории, связанные между  собой самыми многообразными способами.

Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего.

Диалектика есть учение о  том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как  они превращаются друг в друга. Диалектика учит, почему ум человека не должен принимать  эти противоположности как мертвые, застывшие, а должен рассматривать  их как живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.

Понимание единства и борьбы противоположностей позволяет провести грань между представителями  материалистической диалектики и ее противниками. Этот вопрос имеет столь  большое значение, что включен  в само определение диалектики. «Вкратце  диалектику можно определить, как  учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но оно не требует пояснений и  развития». Раскрытие этого суждения требует рассмотрения основных принципов диалектики. Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Диалектика рассматривает  мир в постоянном изменении и  развитии, в движении. В этом нас  убеждают и повседневный опыт, и  достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной  – результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек. Развиваются индивид и  человеческое общество. Рушится старое общество и утверждается новое. Происходят революции. Признание принципа развития – это важнейшая особенность  диалектического материализма.

Отражая развитие материального  мира, изменяются и сознание людей, их идеи, теории, взгляды, желания. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач материалистической диалектики.

Как же материалистической диалектике понимается сам процесс  развития? Оно рассматривается как  движение от  низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение; скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты – революции. Причем это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется вверх. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, то есть во внутренних противоречиях. Только такой подход и дает правильное, подлинно научное понимание процесса развития.

Новое неодолимо. Однако под  истинно новым диалектика понимает не вскоре вновь появившиеся явление. Не все, то что стремится выдать себя за новое, есть действительно новое.

Новое – это то, что  прогрессивно, более совершенно и  жизнеспособно, что постоянно растет и развивается. Сначала оно выступает относительно слабым, в виде ростков, а иногда и еле заметным, тогда как старое преобладает и кажется несокрушимым. Несмотря на это, с течением времени старое разрушается, а новое побеждает. Однако путь к новому миру пролегает не через разрушение, а через созидание, не вниз, а вверх. Старый мир – фундамент нового. Разрушение фундамента ведет в прошлое, а не в светлое будущее. Развитие есть непрерывный процесс, причем разрушение и созидание – это две взаимосвязанные компоненты движения по пути прогресса.

Почему же новое неодолимо? Новое неодолимо, прежде всего, потому, что оно вытекает из самого хода развития действительности и лучше всего соответствует объективным условиям.

Неодолимость нового ярко проявляется и в жизни общества. Новое побеждает потому, что оно  отвечает потребностям экономической  жизни, материального производства. Подлинно новое всегда отвечает интересам  передовых общественных сил, а потому они активно борются за его победу. Его социальная база постоянно растет и расширяется. Появившееся новое группирует вокруг себя самые передовые силы общества. Неодолимость не означает, что победа приходит автоматически. Нет. Эту победу нужно готовить, за нее нужно упорно бороться. Решающая роль в победе нового над старым в общественной жизни принадлежит сознательной деятельности народа, передовых классов, прогрессивных массовых организаций.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности.

Животный мир связан с  растительным, с окружающей средой, растительный – с неорганической природой, с Солнцем и так далее. Человек связан с природой. Формами этой связи являются труд, производство. Различные государства связаны между собой мировым рынком.

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Значение же общих  законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества. К принципам  диалектики относится еще и принцип  детерминизма, то есть всеобщей причинной  обусловленности явлений, принцип  объективности рассмотрения конкретности истины.

 

Принципы диалектики могут  быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия – категории  и законы.

Законы  и категории диалектики

Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая  их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной  и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений  вызывает вполне определенное изменение  и других, что имеет практическое значение.

Термин категория (от греч. kategoria) означает «высказывание», «свидетельство, «указание». По Аристотелю, категории – это наиболее общие понятия, охватывающие различные области реальности. Аристотель расположил их так: сущность, количество, качество, отношение, место, время, субстанция, положение, состояние, действие и страдание. Такое определение верно и сегодня.

Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира и отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Понятие закона – одно из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса. Говоря об объективности законов, не следует забывать, что «сами законы никогда не совершают революций» (К. Маркс). Это делают люди. Законы и категории можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, и общие и частные законы.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон  отрицания отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон – ядро диалектики, так как он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому  предмету и явлению свойственные внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, значение для теории развития, необходимо проанализировать, прежде всего, исходные понятия и категории, такие, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие «тождество».

Тождество – это такой специфический вид отношений вещи к себе само и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.

Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, то есть нарушает установившееся равенство самому себе. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе в силу ее изменчивости. Следует различать метафизическое и диалектическое понимание тождества и различия. Первое абсолютно противопоставляет тождество и различие. Диалектический же взгляд на тождество и различие означает, прежде всего, признание их взаимной связи и переплетения.

Различают абстрактное тождество  и конкретное. Абстрактное тождество может существовать лишь в нашей голове и то в ограниченных пределах, как результат отвлечения от реальных процессов. Оно не предполагает различий, отвлекаться от них. Конкретное тождество содержит в себе различие, изменение. Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Противоположности – различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.

Противоположности свойственны всем вещам, явлениям, процессам, находятся в ограниченной взаимосвязи, диалектическом единстве, переходят друг в друга.

 

Отношения между противоположностями  есть противоречие. Из наличия ведущей противоположности вытекают относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость преодоления, разрешения противоречия.

Диалектика выделяет противоречия, имеющие общее между собой: внутренние и внешние. Внутренние противоречия – это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими конкретную систему. Внешние – это противоречия конкретной системы с окружающими ее системами.

Так же противоречия разделяют на основные, неосновные, антагонистические и неантагонистические.

Основные противоречия – противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение.

Неосновные – это производственные, второстепенные противоречия, выражающие изменение отдельных свойств, сторон данного объекта.

Информация о работе Учение о диалектике