Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:19, реферат
Цель реферата: изучение диалектики как учение о развитии.
Задачи работы:
проанализировать понятие диалектики.
изучить законы диалектики.
рассмотреть категории диалектики.
Введение………………………………………………………………...……3
Понятие диалектики………………………………………….…...……..4
Законы диалектики………………………………………….……….…..7
Закон единства и борьбы противоположностей…………..…....…7
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений……………………………………………….…….…..….9
Закон отрицания отрицания……………………….……….……...11
Категории диалектики…………………………………………….....….13
Заключение……………………………………………………….……...….15
Список литературы………………………………………………...……….17
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра философии и социальных наук
Реферат по философии на тему:
Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики.
Выполнил: Бобкова Татьяна – студентка 2 курса ФЭФ гр. 2.1
Проверил: д-р философ.наук, проф. Груздева В.В.
Нижний Новгород 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие – подчиняется законам диалектики. Знание основных законов и категорий диалектики позволяет понять, в чём состоит источник развития и почему на смену одним явлениям приходят другие. Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно, что же такое на самом деле диалектика, и по каким законам и категориям она действует. Чтобы понять всё это, нужно было выяснить некоторые положения, которые описываются в моей работе.
Я считаю эту тему актуальной, так как на протяжении многих лет многие учённые представляли диалектику по-разному и рассматривали её с разных точек зрения. Так как же в результате рассматривается понятие диалектика?
Цель реферата: изучение диалектики как учение о развитии.
Задачи работы:
Структура работы: реферат состоит из: введения, основной части, заключения, списка литературы, включавшего в себя 7 наименований.
Способность к развитию составляет одну из фундаментальных характеристик материального, социального и духовного бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах – от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, теория развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики.
Диалектика (греч. – искусство вести беседу) – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях.
Сократ рассматривал диалектику, как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.
Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Абеляр назвал Диалектику искусство различения истины и лжи, термин Диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под Диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. 1
По Гегелю, Д. – своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.2
В результате понятие
Диалектика рассматривается как
такое понимание мира и такой
способ мышления, при котором различные
явления рассматриваются в
В структуре диалектики выделяют объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика – это философская система, совокупность принципов, законов, категорий.
В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики:
1) Стихийная диалектика античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон).
2) Идеалистическая
диалектика немецкой
(И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).
4) Диалектика
органической целостности,
Диалектике как способу миропонимания и мышления противостоят метафизика, эклектика и софистика.
Под метафизикой понимается в данном случае способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития; абсолютизация устойчивой, стабильной стороны реальности.
Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Эклектика – способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания.
В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Научные и иные (этические, правовые, экономические и др.) законы. Отличие научных законов как форм мышления от объективных связей между объектами. От понятия закона отличается понятие закономерности – свойство явлений и процессов осуществляться в соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Разная степень общности законов. Наиболее общий характер имеют законы диалектики, под которыми понимается форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Формула «единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности – это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание – эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное – с бесконечным, прогресс – с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.
Единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. Противоположности взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать на практике или в теории – один из этих полюсов, как о себе тут же заявляет другой. Скажем, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные.
Борьба противоположностей – такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют. Противоречие.
Закон единства и борьбы противоположностей указывает на противоречия как на источник изменений предмета (явления, процесса). Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество. Это и единство, и борьба противоположностей. В зависимости от глубины и масштаба противоречий выделяют несколько основных видов парных противоречий:
Структура противоречия:
Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Противоречия, объективно присущие объекту, обуславливают противоречия познания.
Данный закон выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Конкретные формы связи количественных и качественных изменений выражены во многих естественнонаучных законах. Таков, в частности, периодический закон химических элементов Менделеева. Но закон перехода количественных изменений в качественные отличается от конкретно-научных законов.
Категория «качество»,
или «качественная
Количество – философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры. Мера – философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Границы меры.
Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков:
образование звезд и планет, в
частности Солнечной системы, возникновение
жизни на Земле, формирование новых
видов растений и животных, человека
и его сознания, возникновение
и смена общественно-
Некоторые виды качественных изменений могут протекать как в интенсивной, так и в постепенной форме. Сопоставьте парообразование в процессе кипения воды и ее испарение из водоемов в естественных, природных условиях. Эволюция и революция и т.д.
Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Диалектическое отрицание – это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя в преобразованном виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание – это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.
Отрицание отрицания как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.3
Информация о работе Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики