Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:19, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучение диалектики как учение о развитии.
Задачи работы:
проанализировать понятие диалектики.
изучить законы диалектики.
рассмотреть категории диалектики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...……3
Понятие диалектики………………………………………….…...……..4
Законы диалектики………………………………………….……….…..7
Закон единства и борьбы противоположностей…………..…....…7
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений……………………………………………….…….…..….9
Закон отрицания отрицания……………………….……….……...11
Категории диалектики…………………………………………….....….13
Заключение……………………………………………………….……...….15
Список литературы………………………………………………...……….17

Файлы: 1 файл

2003 ДИАЛЕКТИКА готов.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе и в обществе служат в частности спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов.

Характерная черта процесса отрицания отрицания – это его необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.

Рассмотренные черты отрицания отрицания ярко проявляются в развитии познания. Так при исследовании природы  света вначале была выдвинута  идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.

Таким образом, новое в мире появляется не иначе  как с помощью отрицания  и становится результатом отрицания отрицания. Действие закона отрицания отрицания обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

 

        1. Категории диалектики

Диалектика  не исчерпывается тремя основными  законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие  основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

Категории и  закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность  и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию.

Содержание  и форма – категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное и общее. Единичное – определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Особенное – категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов – единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего – есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек.

Заключение

 

1) Диалектика (греч. διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение) - наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет.

2) Суть закона единства и борьбы противоположностей заключается в том, что каждый предмет и явление имеет противоположности. Взаимодействие противоположностей  есть противоречие.  Взаимодействия и противоречия одних явлений  с другими  приводят к существенным различиям и к противоположностям, которые вступают  между собой в противоречие, борьбу. Развитие всех явлений и процессов осуществляется за счёт противоречий, т.е. благодаря активному взаимодействию, столкновению.

Сущность закона перехода количественных изменений  в качественные, заключается в  том, что каждый предмет обладает соответствующей количественной и  качественной определённостью. Если предмет не изменяется по качественным характеристикам, но при нарушении изменений количественной меры, предмет теряет своё прежнее качество и это приводит к возникновению нового качества.

Закон отрицания  отрицания утверждает, что отрицание является необходимым условием развития является отрицание, т.к. оно является не только процессом отрицанием старого, но и возникновение нового. Закон отрицания отрицания  характеризуется как сложный процесс с неизбежным повторением, т.е. развитие совершается повторениями, при заимствовании некоторых свойств предыдущего этапа.

3) Категории диалектики являются общими понятиями, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

В категориях «общее»  и «единичное» выражаются свойства и специфические характеристики предмета, которые присущи только ему одному.

В категориях «сущность» и «явление» рассматриваются  глубокие, внутренние и внешние стороны  предметов. Сущность всегда конкретна.

«Содержание»  и «форма»  представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей.

«Необходимость» и «случайность» описывают закономерные причины взаимосвязей явлений.

«Причина» и  «следствие» категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений.

«Возможность» и «действительность» выражают предпосылки для возникновения нового, имеющегося уже в существующем. 

 

Список использованной литературы 

  1. И.Кант, Критика чистого разума, П. , 1915. С. 66
  2. Гегель, Соч. , т. 1, М. – Л., 1929. С. 70 71
  3. В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005.С.94
  4. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957.С.109
  5. Ф. Энгельс “Диалектика природы”, М. 1955. С.84
  6. К. Маркс и Ф. Энгельс, ПСС, 2-е изд.
  7. Философская энциклопедия, М.1960. С.151

1 И.Кант, Критика чистого разума, П. , 1915. С. 66

2 Гегель, Соч., т. 1, М. – Л. , 1929. С. 70-71

3 В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005


Информация о работе Диалектика как учение о развитии. Законы диалектики