Диалектика как теория и метод познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.

Оглавление

Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.

Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.

Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

  2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему?

 А.  Восприятия и ощущения иллюзорны;

 Б.  Опытные данные, как и данные  экспериментов, всегда сомнительны.

-зато  в самом разуме, в самой нашей  душе есть интуитивно ясные  и отчётливые идеи.

-главное  то, что человек мыслит. Это главная  - интуитивная (внеопытная)

идея  такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем,  по правилам дедукции (от общего  к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков  вывод:

     а) в разуме человека содержится  ряд идей (безотносительно всякого

опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

   б) развивая заложенные в уме  идеи, мы можем получить истинное  знание о

мире (хотя сведения о мире человек черпает  из ощущений, поэтому и опыт и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).

    в) мышление основано на индукции  и дедукции. Оно возникает независимо  и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

   г)   истинный  метод всех  наук   и   философии   чем-то   похож   на

математические  методы, они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от  общих  идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

     а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

  Труды: « Размышления о первой  философии»,  «Начала философии»,  «Правила  для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

  Идеи:

      1) В учении о бытии  весь  сотворенный  мир  расчленяет  на  два  рода

         субстанций: духовные и материальные.

Духовная  – неделимая субстанция

Материальная  –  делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и  независимы  друг  от  друга  (вследствие  чего Декарт считается родоначальником дуализма).

      2) Развил гносеологию:

-начало  процесса познания – сомнение

-разработал  дедуктивный метод.

     б) Оригинальным было учение нидерландского философа  Б.  Спинозы(1632-1677).Он, отдавал  дань взглядам того времени, считал, что  бог  существует,  но  он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа,  обладающая  протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить,  человеческое  мышление-это  частный случай мышления вообще.

   Большое внимание Спиноза уделял  также проблеме необходимости  и свободы.

    Именно  ему   принадлежит   формулировка:   «Свобода   есть   осознанная

необходимость».

      в) Немецкий философ Г. Лейбниц  (1646-1716) развивал идеи  объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц,  состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы  бытия,  они обладают  активностью  и   самостоятельностью,   находятся   в  непрерывном изменении и способны к страданию,  восприятию  и  сознанию.  Бог  регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи  лишь  смутные представления (в таком состоянии  находится неорганический  и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а  у  человека - ясного понимания, разума.

         3. Субъективный идеализм получил  свое развитие в трудах  английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

    А) Дж.  Беркли(1685-1753),  убежденный  сторонник  религии,  выступил  с

критикой  понятия материи. Он утверждал, что  понятие материи  является  общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,  утверждал  Беркли, а лишь отдельные свойства вещей -  вкус,  запах,  цвет  и  т.д.,  восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют  в  качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

    Б) Д. Юм(1711-1776)  также  развивал  субъективно-  идеалистическую,  но

несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует  ли  внешний  мир,  Юм  отвечал  уклончиво:  «не знаю». Он исходил из того,  что  данные  о  внешнем  мире  человек  получает только  из  ощущений,  а  ощущения   постоянно   меняются.   Отсюда   вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое  начало  такое  философское направление, как агностицизм.

Выводы:

     1. Философы этого периода усилили  гносеологические возможности   наук  в изучении природы, разработав методы научного  познания,  тем  самым,

вооружив  человека знаниями по использованию  ее сил.

    2. Под воздействием естественных  наук  изменилось  мировоззрение 17в. допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.

     3.  В  ходе  соперничества   рационализма  и  эмпиризма,  верх   одержал  рационализм,  благодаря чему  была  заложена  основа  категориального аппарата  теории  мышления,   были   созданы   предпосылки   будущей математической и диалектической логики.

     4. Дальнейшую разработку нашли  проблемы социального оптимизма,  идеи - о естественных  правах   человека,   общественном   договоре,   формах

государственного  устройства, месте человека в окружающем мире. 

Б. Философия  эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика  эпохи:

     5. Потребности капиталистического  способа  производства  стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

     6. Изменения в общественных отношениях  и общественном сознании  служили предпосылкой для  раскрепощения  умов,  освобождение  от  феодально-религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

     7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18  веке  накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских  изысканий переместился из  Англии во Францию (а затем в Германию).Во Франции: насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и  быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; философия  выходила  за  стены  университетов  и   кабинетов   ученых,   она перемещалась  в  светские  салоны  Парижа,  на  страницы  десятков  и  сотен

запрещенных изданий; философия становится делом идеологов и политиков;

развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: распространение положительных,  практически  полезных  знаний  о  природе  и обществе среди широких кругов образованных людей; приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки  и  философии, которые внедрят принцип разума в          государства; критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

     Характеристика  философии эпохи Просвещения:

        1. Рационализм. Рационализм трактуется  как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания  является разум, ощущения и  опыт имеют в познании вторичное  значение.

        2. В центре всех философских  школ и систем находится, как   правило, активно действующий  субъект, способный познавать  и изменять в соответствии  со своими разумами. Разум  рассматривается  в  рационалистических  системах  в   качестве   всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения  рационализма,  призван  стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это  связано  с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением, механистичность французского  материализма.  Законы  механики  твердых  тел, законы  тяготения  возводились  в  ранг  всеобщих  и  ими  определялись  все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа  Вольтер (1694-1778)

* Жан  Жак Руссо (1712-1778)

* Дени  Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной  энциклопедии)

* Жульен  Ламетри (1709-1751)

* Клод  Гальвеций (1715-1771)

* Поль  Гольбах (1723-1789) 

В. Немецкая классическая философия

(конец  18 - середина 19 века).

Исторические  условия.

1. Мир  в Европе и Америке энергично  и последовательно принимает  форму

  индустриальной  цивилизации. Прогресс в промышленности  стимулирует

  развитие  техники:

      1784 г. - появляется универсальная  паровая машина Уатта;

      1800 г. - А. Вольта  изобретает химический  источник тока;

      1807 г. - первые пароходы;

      1825 г. - первые паровозы;

      1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный  телеграф;

      1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель  и т.д.

2. В  естествознании механика утрачивает  свою прежнюю доминирующую роль:

      -к концу 18 века сформировалась  химия как наука о качественных

превращениях  природных веществ;

      -формируются биология и учения  об электромагнетизме.

3. Бурные  социально-политические изменения  происходящие в развитых

  Европейских  странах не затронули Германию:

      -Германия в отличие от Франции  и Англии того периода оставалась

экономически  и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя  германской нации»);

      -она сохраняла цеховой строй,  остатки крепостного права;

      -жёсткий политический порядок  канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума.

  Прогресс  науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.

     Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря  на разнообразие основных философских  позиций, немецкая классическая  философия является единым, относительно  самостоятельным этапом развития  философии, ибо все её системы  вытекают одна из другой, т.е.  с сохранением определённой преемственности,  отрицала    предшествующую.

2. Возрождение  диалектических традиций (через  обращение к античному

Информация о работе Диалектика как теория и метод познания