Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.
Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.
Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.
Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц считали что:
-опыт,
основанный на ощущениях
А.
Восприятия и ощущения
Б.
Опытные данные, как и данные
экспериментов, всегда
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести
возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека
опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о
мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и
эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
в) мышление основано на
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
математические методы, они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды: « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
субстанций: духовные и материальные.
Духовная – неделимая субстанция
Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода
вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли
проблемы социального
государственного
устройства, месте человека в окружающем
мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности
6. Изменения в общественных
7. Общественно-политическая
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию).Во Франции: насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей; философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен
запрещенных изданий; философия становится делом идеологов и политиков;
развивается идея перестройки науки на разумных основаниях: распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей; приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства; критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять в соответствии со своими разумами. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах. Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением, механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).
Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778)
* Жан Жак Руссо (1712-1778)
* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
* Жульен Ламетри (1709-1751)
* Клод Гальвеций (1715-1771)
* Поль
Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия
(конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму
индустриальной
цивилизации. Прогресс в
развитие техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В
естествознании механика
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных
превращениях природных веществ;
-формируются биология и
3. Бурные
социально-политические
Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие от
экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360
самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);
-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
-жёсткий политический порядок
канцлера Бисмарка оставлял
Прогресс
науки, опыт революций в Европе
(особенно Французской
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря
на разнообразие основных
2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному