Теория познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:43, лекция

Краткое описание

Систематическое изложение и историческое изложение. Заниматься будем первым. Теория – совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования.
В теории исключены логические противоречия в отличие от исторического изложения.
Современная теория познания- теория познания, которая возникает в конце 19го – начале 20го века в связи с лингвистическим поворотом в философии.

Файлы: 1 файл

1_lektsia.docx

— 49.81 Кб (Скачать)

Систематическое изложение  и историческое изложение. Заниматься будем первым.

Теория – совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования.

В теории исключены логические противоречия в отличие от исторического  изложения.

 

Современная теория познания.

- теория познания, которая  возникает в конце 19го –  начале 20го века в связи с  лингвистическим поворотом в  философии.

 

Теория познания.

Некоторые считают, что  говорить о теории познания можно  уже в древности. У Платона и Аристотеля была ещё не систематизированная рефлексия в отношении человеческого познания, ещё не приведённая в теоретическую форму, ещё дотеоретический уровень.

Некоторые считают, что  она возникает только в Новое  время. В Новое время начинается рефлексия над облатсью научного познания, осмысливаются оснований науки, отделяется наука от религии… это приводит к формированию ТП.

 

Ричард Рорти, американский философ, называет себя постмодернистом.

Эти страшные наименования (типа модернизм) используются в разных смыслах. Эпоха, философская школа  или модернизация России – что такое модернизм? Если это эпоха, то какой нормальный философ станет называть себя именем эпохи?

Он сторонник второй точки зрения на возникновение ТП, он считает, что она возникает  в Новое время. Он полагает, что  это происходит благодаря философии  сознания Нового времени, а именно благодаря  картезианству, благодаря рождению у Декарта понятия индивидуального  разума и наделению им этого разума познавательными функциями.

Действительно, понятие  индивидуально разума разрабатывается  в Новое время, получает своё начало с Декарта. Разве можно назвать  в древности и в средние  века хоть одного субъективного идеалиста? А после Декарта уже идёт и Беркли, у которого познание получает онтологическое основание.

 

Человек европейской  культуры после Нового времени указывает  уже на свой собственный индивидуальный разум как основание познавательной деятельности. Греки считали что мыслил божественный нус. Он может присутствовать в нашей душе, но ему ничего не будет, если наша душа разрушится. А мы считаем, что ум индивидуален и принадлежит нам самим. Это интересное наследие Декарта.

Те, кто считает, что  имеют собственный логос, достойны порки прутьями (с)Анкин… , сказал бы Гераклит.

Далее формируется понятие  трансцендентального субъекта у  Канта. Это уже вершина ТП Нового времени с его индивидуальным разумом. Разум остаётся индивидуальным, но это нечто универсальное индивидуальное. В каждом человеке есть категории  чувственности, ума (рассудка), одинаковые для всех, общие идеи.

Рорти также полагает, что у Канта и у неокантианцев  с связи с окончательным формированием ТП возникает также разграничение на науку и философию. Анкин на 100% соглашается с точкой зрения Р.Рорти в этом плане. Во всяком случае, во временном отношении разграничение на науку и философию появляется именно во время неокантианцев.

 

Почему так получилось, чт омы считаем, что наука и философия – разные вещи. Анкин считает, что отчасти в этом резком противопоставлении науки и философии виновато наше собственное прошлое и история. В странах Запада нет такого резкого противопоставления. Например, ныне живой американский мыслитель Хилари Патнэм был одним из исследователей, которые разрешили 10ю проблему Дэвида Гилберта. Он является одним из виднейших интерпретаторов квантовой механики. Но выше всего он ценит своё философское призвание, метафизику.

Философия и наука  противопоставляются очень резко  в силу нашей истории. Особенность  нашей истории коренится в  следующем. Историк Георгий Федотов  хорошо описал в своих работах  историю русской культуры и историю  нашего монашества. Он показывает, что  российские монахи не занимались исследованием  античных текстов, той наукой, которую  завещали Платон, Аристотель и прочие авторы. Они занимались трактовкой библии, но более непосредственным образом на основе славянского языке  без опосредования научных текстов прошлого. Получилось так, что наша теология оказалось очень далёкой от античного наследия античности. Мы болеем этим, говорит Анкин, и по сей день.

А что в западной теологии? В позднем средневековье она  делилась на естественную и божественную. Но в античности это деление не существовало. Определение первопричины есть теология по Аристотелю. Стремление в греческом языке выражается словом филио (можно также переводить как любовь). Все науки стремятся к мудрости, всякая наука – философия. Философия, наука и теология – это одно, так считала вся греческая наука.

Разграничение науки  и философии возникло в 19м веке. В университетах Европы, прежде всего в германских образовался автономный философский факультет с собственным предметом. Хотя этот процесс является достаточно постепенным, зарождался уже у основоположников науки Нового времени и продолжался после 19го века. В 19м веке философские записки того или иного университета включали в себя работы по физике, биологии… А в России всё резко. Мы родились сразу с такой теологией, которая далека от науки.

Вы, философы, люди неприкосновенные, вы наследники славянских монахов, вас  не пригласят на математический факультет (с) Анкин.

Если бы мы спросили Декарта или Лейбница, чем отличается наука от философии, они бы не поняли вопроса.

У философии затем  появился собственный предмет –  аксиология.

Но относительно разграничения  философии и науки дело в наших  институциональных и культурных разграничениях.

 

Как Анкин представляет себе развитие в области теории:

- Область теоретической  деятельности в Античноси. Философия = Наука.

- Эпоха Эллинизма  внутри философии начинают складываться какие-то подразделения.

Философия по прежнему равна  науке, но она уже подразделяется в каком-то роде на физику, логику (тогда  она называлась диалектикой) и этика – это просто подразделение в рамках сферы теоретической деятельности).

- Средние века. Основные  области теоретической деятельности  были подчинены теологическим  задачам. Эти области теоретической  деятельности в Средние века  следующие: Тривиум (связан с божественной теологией) – грамматика, логика (диалектика), риторика – и квадривиум (связан с естественной теологией) – астрономия, музыка, арифметика, геометрия. А где философия? С философией всё также: Ф=Н.

- Новое время. Начинается  подразделение теоретической области  на два основных раздела: философию  и науку. А философия внутри  подразделяется очень причудливым  образом. Например, в школе Христиана Вольфа начинает использоваться термин «онтология». Ещё позже (на один век) возникает ещё один неслыханный термин «эстетика», «аксиология» (конец 18го-начало 19го века). А как образовался термин «эстетика»? И в школе Вольфа и Канта эстетикой называли часть ТП, посвящённая чувственному восприятию. В дальнейшем, например у Гегеля, термин эстетика стал в большей степени ассоциироваться не с ТП, а с философией искусства. Итак: эстетика, онтология, ТП, аксиология… разделов возникает большье, чем в средние века. И множество разделов трактуется по-разному, не так как в средние века. А наука? А наука возникает как движение в области философии, отталкивающаяся от традиционной метафизики (прежде всего, имеется ввиду английское королевское общество натуральной философии, к которой, кстати, принадлежал Ньютон).

 

Ричард Рорти прежде всего выделяет философию неокантианства. Именно оно привело к выделению философского факультета. Но Анкину кажется, что Рорти немножко преувеличивает роль неокантианцев. Уже английское королевское общество имеет некое разделение.

 

Термин «Метафизика».

«Послефизика». Аристотель назвал бы этот текст, конечно, теологией. Говоря о метафизике, он использует слово теология. Почему эта случайность закрепилась? Виноваты западные монахи. Теология ведь по значению слова есть учение о Боге. А христианство учило о Боге, который находится за рамками природы. Поэтому теология в античном смысле никак не подходила христианским монахам Европы. Вот тут-то случайно рождённый оказался термин «метафизика», чтобы разграничить теологию в старом смысле от теологии в новом смысле.

 

Современная метафизика (онтология).

Онтологические основания  ТП.

 

В отечественной литературе существуют термины «гносеология»  и «эпистемология». Для терминологической  работы используются слова с греческими словами. И наши отечественные авторы часто различают одно и другое. Во всём мире принято для обозначения ТП использовать термин эпистемология.

 

Всякая теория познания, говорит Анкин, должна иметь форму научной теории, изучаем ли мы обыденное познание, художественное, неважно.

 

Эстетика Гегеля замечательная. Чем? Своей ужасной, невыносимо тяжёлой  научной формой, но научно последовательной, систематичной. Гегель развивал свою теорию эстетики в правильном направлении, считает Анкин, но наверно не совсем теми средствами, которыми это стоит делать. Но научную теорию можно строить по-разному, не обязательно с помощью страшных спекулятивных конструкций.

 

«Вы европоцентристы, обижаете никарагуанских интеллектуалов!» (с).

 

 

 

 

Что такое мышление?

Можно считать, что любые  наши субъективные усилия есть осмысление данной проблемы, любая последовательность образов, любые производные конструкции.

Анкин ограничивает мысль очень узкими строгими рамками. Он делает это вслед за Г.Фреге, немецким мыслителем конца 19- начала 20го века, лежащим у истоков лингвистического поворота, который определят мысль как то, что имеет истинностное значение (т.е. может быть истинным или ложным). Последовательность образов по этому определению не может быть мыслью, переживания человека не имеют никакого отношения к мысли.

Например, высказывание «Эта доска красная» имеет истинностное значение «ложь» и является мыслью. Только тогда, когда у нас есть форма, связанная со значением истинности, мы имеем мысль.

Никакого значния переживания к мысли не имеют.

 

Тезисы лингвистического поворота:

Первый тезис Фреге, первый тезис лингвистического поворота – требование отделять объективное  от субъективного, логическое от  
Второй тезис лингвистического поворота – принцип композиционности значения. Значение целого зависит от значения составляющих и наоборот, значение составляющих зависит от значения целого. Например, о значении слов можно говорить только в контексте высказывания. Нам запрещается говорит о слове вне контекста высказывания.

Третий тезис –  различение понятия и придумки. Например, в арифметике имеется множество  предметов, своя онтология (натуральный  ряд чисел)… но когда возникает  проблема, существует ли корень квадратный из 16? Да, мы утверждаем, что существует. Но равносильно ли это тому, что  существует предмет «4» или «-4». Мы должны различать понятие и  предмет.

 

«Введение к основаниям арифметики» - трактат, в котором  Фреге впервые указал на тезисы лингвистического поворота. Мы обязаны анализировать  языковую форму логическими и  лингвистическими средствами, используя принципы лингвистического поворота. В классической философии дела обстоят иначе. Представители философии Нового времени понимали мышление очень широко.

Оказывается, что идея трансцендентального субъекта –  это недостаточные для нас  основания. Мы должны более строго и  чётко выделить онтологические предпосылки  познавательной деятельности. 

В термине «лингвистический поворот» существует термин «лингвистический». Но к лингвистике он не имеет никакого отношения. Этот поворот первоначально  совпадает с современной философией языка, как она зарождается в  конце 19го – начале 20го века. Философией языка называли исключительно аналитическую философию.

В дальнейшем рождается философская герменевтика. Работы Гадамера дают начало философской герменевтике, которую не следует путать с герменевтикой (искусством толкования, существующего с древности). Далее возникают такие направления как структурализм, постструктурализм… Философия языка становится более разнообразной… но это уже ближе к середине 20го века.

 

 

Семантика – наука  о значении.

Она возникала не только в философии, но и в лингвистике  в конце 19го века.

И в философии логическая семантика, которая начинается и  Готлиба Фреге. Эти направления семантических исследований развивались раздельно. Никакого контакта между лингвистической и философской семантикой не существовало.

Можно сказать, что философия  языка первоначально тождественна логической семантике. Философия языка  не интересуется языком самим по себе, она интересует логическим и лингвистическим  инструментарием, которым мы можем  использовать для исследования онтологии, ТП и других направлениях исследований.

 

Возникает новая весьма совершенная метафизика, новая и весьма совершенная онтология.

Онтология Фреге характеризуется  плюралистичностью (он придерживался онтологии 3х миров) и некоторым элементами «платонизма». В дальнейшем возникают разнообразные онтологические системы. Прежде всего это логический атомизм Рассела. Затем разрабатываются холистические концепции Куайна, Дэвидсона.

Современная метафизика многообразна. В чём её особенность  и отличие от классической?

Современная метафизика связан с проблемами философии науки. Классическая метафизика решала эти проблемы через призму индивидуального разума. Современная метафизика решает эти проблемы, опираясь на методологию лингвистического поворота, используя инструментарий современной логики.

Информация о работе Теория познания