Диалектика как теория и метод познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.

Оглавление

Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.

Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.

Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

наследию). Если у Канта диалектика имеет  ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих  философов, и в особенности у  Гегеля, она возвышается до целостной  системы логических категорий.

3. Переход  от объективного и трансцендентального  идеализма (Кант) к

объективному  идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика  традиционной «рассудочной» метафизики  и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).

5. Обращение  к истории как философской  проблеме и применение Гегелем  диалектического метода к исследованию  истории. 

Немецкая  классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах 

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

    В его философском учении  отчётливо  проявляются два этапа:

докритический и критический. 

  Докритический  этап (стихийно-материалистический):

    -разрабатывает космогоническую  теорию естественного образования

солнечной системы из диффузной газопылевой  материи, в результате вихревых вращательных процессов. 

  Критический  этап (начиная с 1770 г.).

    Труды: «Критика чистого разума»,  «Критика практического разума»,

«Критика  способности суждения».

    Идеи:

1. Центральная  проблема - проблема возможностей  человеческого познания и

установление  его границ

      -Процесс познания - активный творческий  процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,

который протекает по своим собственным  законам.

      -Впервые в философии рассматривалась  не структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,

определяющий  и способ, и предмет познания.

  «Коперниковский  переворот», т.е. у Канта «не  разум подобно солнцу

вращался  вокруг мира явлений, а мир явлений  вращается вокруг разума».

      -Необходимые условия познания  заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме  человека и составляют основу знания.

      -Но разум человека определяет  и границы познания. Кант различал

воспринимаемые  человеком:

                   -явления вещей;

                   -вещи сами по себе.

 Мы  познаём мир не таким, какой  он есть, а таким, каким его  видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм. 

2. Рассмотрена  схема практического применения  разума или этики

    -Исходной её предпосылкой является  убеждение в том, что всякая  личность

- самоцель (она не является средством  для решения задач, даже во  имя общего блага).

    -Главный закон этики Канта  - категорический императив: Поступок  только

тогда может считаться нравственным, когда  он мог бы стать законом для

других.

    Поступок

    -не является моральным, если  в его основе лежит стремление  к счастью,

любви, симпатии и т.д.;

    -является моральным, если он  основан на следовании долгу  и уважении

морального  закона.

  В  случае конфликта между чувствами  и нравственным законом Кант  требует безусловного подчинения нравственному долгу. 

    б) Иоган Готлиб Фихте  (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист. 

  Идеи:

  1. Фихте  любую теорию, любое созерцание  считал вторичным, производным  от практически-деятельного отношения к предмету.

  2. Сознание  само порождает себя. Оно никогда  не завершено, всегда остаётся процессом.

  3. Сознание  творит не только себя, но и  весь мир - слепой, бессознательной

     силой воображения

  4. Из  активного деятельного, отношения  сознания к миру Он выводил  принцип единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие категории диалектики.

  5. «Я»  и «Не - Я» для него есть  мир.

    -«Я» - это дух, воля, нравственность

    -«Не - Я» - это природа и материя.

  6. Основная  проблема человека - нравственность.

  6. Главная  форма жизни - общественный культурный  труд. 

   в) Шеллинг Фридрих Вильгельм  Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.

  Идеи:

  1. Распространил  понятие диалектики не только  на сознание, но и на

     природу:

         -Природа - не средство для реализации  нравственных целей человека,

не «материал» для человеческой деятельности.

         -Природа - это форма бессознательной  жизни разума, изначально

наделённая  мощной творческой силой, порождающей  сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

  2. Познание  и вообще вся деятельность  человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной  духу, разуму. Абсолют - тождество  идеального и реального. Поэтому  познать Абсолют может только  философ или поэт в экстазе  гениального вдохновения (иррационалистические). 

  г)  Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

  Труды:  «Феноменология духа», «Энциклопедия  философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.

  Идеи:

1. В  «Феноменологии духа» рассмотрел  эволюцию человеческого сознания  от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной

методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии).

2. Построил  философию в форме взаимосвязанных  идей. Идеи Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,

поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё

мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой

объективной действительности:

      -идея первична;

      -она активна и деятельна;

      -её деятельность состоит в  самопознании. 

    В своём самопознании Абсолютная  идея проходит три этапа:

  1) Развитие  идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления»  -

 логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

 переходящих друг в друга логических категорий;

  2) Развитие  идеи в форме «инобытия», т.е.  в форме природы - философия

 природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением

 саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

  3) Развитие  идеи в мышлении и истории  - принимающая форму Абсолютного  духа 

- Философия  духа. На этом этапе Абсолютная  идея вновь возвращается к

 самой  себе и постигает своё содержание  в различных видах человеческого

 сознания  и деятельности, проходя при этом  три стадии:

      1-я - субъективный дух (личность)

      2-я - объективный дух (семья,  гражданское общество, государство)

      3-я - абсолютный дух (тремя ступенями  развития, которого является

искусство, религия, философия).

     Система закончена.

  Таким  образом, философии выпадает честь  сказать последнее и решающее

слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

  Общий  вывод философии Гегеля состоит  в признании разумности мира: «Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал  диалектику как науку, как систему,  как логику.

  д.) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

    Идеи:

1. Подверг  критике религию и идеализм, назвав  последнею рационализированной религией.

2. Субъект  в системе Л. Фейербаха - это  не познающее мышление и не

 «Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и

родовых характеристик.

3. Человек  тесно связан с природой. Природа  - основа духа. Она же должна  явиться основой новой философии,  призванной раскрыть земную сущность

человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Диалектика  как теория и метод познания.

      Значение  слова «диалектика».

      Гегелевское учение о диалектике.

      Диалектический  материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.  
       

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука  о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначались:

1) способность  вести спор посредством вопросов и ответов;

2) искусство  классификации понятий, разделения  вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зекона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл.). В философии феодального общества - в схоластике - диалектики стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, противоречия в современном ему общественном сознании («Племянник Рамо»). Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучнин») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи.

Информация о работе Диалектика как теория и метод познания