Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.
Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.
Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.
Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение
«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.
3. Переход
от объективного и
объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю).
4. Критика
традиционной «рассудочной»
5. Обращение
к истории как философской
проблеме и применение Гегелем
диалектического метода к
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант
* Фихте
* Шеллинг
* Гегель
* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической
философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:
докритический
и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает
солнечной
системы из диффузной газопылевой
материи, в результате вихревых вращательных
процессов.
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого
«Критика способности суждения».
Идеи:
1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и
установление его границ
-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного
конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,
который протекает по своим собственным законам.
-Впервые в философии
субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,
определяющий и способ, и предмет познания.
«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу
вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в
разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал
воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе.
Мы
познаём мир не таким, какой
он есть, а таким, каким его
видим. Мы видим явления вещей (феномены),
но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно,
она остаётся вещью в себе (ноумен), из
этого вывод о невозможности познания
мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена
схема практического
-Исходной её предпосылкой
- самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего блага).
-Главный закон этики Канта
- категорический императив:
тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для
других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью,
любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении
морального закона.
В
случае конфликта между
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского
университета.
Субъективный идеалист.
Идеи:
1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от практически-деятельного отношения к предмету.
2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся процессом.
3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной
силой воображения
4. Из
активного деятельного,
5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
-«Я» - это дух, воля, нравственность
-«Не - Я» - это природа и материя.
6. Основная проблема человека - нравственность.
6. Главная
форма жизни - общественный культурный
труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.
Идеи:
1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на
природу:
-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека,
не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально
наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -
«окаменелый интеллект».
2. Познание
и вообще вся деятельность
человека не получат
г)
Георг Вильгельм Фридрих (1770-
университета - апогей немецкого идеализма.
Труды:
«Феноменология духа», «
Идеи:
1. В
«Феноменологии духа»
методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии).
2. Построил
философию в форме
поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё
мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой
объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в
самопознании.
В своём самопознании
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -
логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и
переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия
природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением
саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа
- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к
самой
себе и постигает своё
сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
1-я - субъективный дух (личность)
2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
3-я - абсолютный дух (тремя
искусство, религия, философия).
Система закончена.
Таким
образом, философии выпадает
слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
Общий
вывод философии Гегеля
3. Создал
диалектику как науку, как
д.) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического
материализма.
Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной религией.
2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не
«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и
родовых характеристик.
3. Человек
тесно связан с природой. Природа
- основа духа. Она же должна
явиться основой новой
человека.
3.Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический
материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначались:
1) способность
вести спор посредством
2) искусство
классификации понятий,