Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, реферат
С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение существования всего сущего стало, разумеется, с учетом исторических условий становления философии, одной из первых, если не первой, проблем, которой начали заниматься античные мыслители. С тех пор и до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии (онтология), наряду с познанием и антропологией, то есть учением о человеке, продолжают оставаться главными темами философии.
пренебрежения материей, а следовательно, к новому по-
ниманию бытия. Бэкон постулирует противоположный
метод: бытие нельзя ухватить в абстрактном понятии.
Тем не менее от Бэкона до Беркли — через Гоббса
и Локка — проходит линия, которая завершается в кон-
цепции Юма, провозгласившего: общее никогда не мо-
жет быть тождественным бытию, мыслить — значит не
быть, быть — значит быть единичным фактическим су-
ществованием. Здесь мы видим парадоксальное сбли-
жение эмпирической и рационалистической тенденций,
состоящее в выявлении необходимой связи бытия как
такового и индивидуальности как таковой. самыми многозначительными были
результаты, к которым пришли последние представите-
ли эмпирического течения XVII—XVIII веков — Берк-
ли и Юм. Последовательно проводя главный принцип
эмпиризма — приписывание статуса бытия только оче-
видным данностям, Беркли выдвинул тезис ≪быть —
значит быть воспринимаемым≫. Его анализ понятия су-
ществования исключил из бытия все косвенно данные и
достроенные мышлением типы действительности, оста-
вив лишь бытие духов и воспринимаемых ими идей.
В конечном счете на основе локковских предпосылок
им была построена неоплатоническая концепция бытия. Если Беркли сделал шаг назад, к древней тради-
ции, чтобы быть до конца последовательным, то Юм.
сделал шаг вперед, к онтологии нового типа. Юм из-
влек из эмпиризма вывод, который предвосхитил идеи
173'.
>Канта: реальное и идеальное не просто лишены возмож-
ности совпасть, но и не должны этого делать по своей
•природе. Между ними лежит принципиальная граница,
а потому даже понятия внешней объективности и ≪я≫
не могут быть сохранены. Бытие — это фактичность
данного момента. Отсюда следует не только знамени-
тое отрицание Юмом реальной причинности (этот вы-
вод фактически уже был сделан Мальбраншем), но и
фундаментальное изменение самого понятия реально-
сти.
I. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ
В СИСТЕМЕ КАНТА
Немецкая классическая философия по интенсивно-
сти работы с категорией бытия и, главное, по глубине
ее переосмысления сопоставима лишь с эпохой Плато-
на и Аристотеля. Оба периода сходны еще и тем, что
они не только задали новые ориентиры последующей
философии, но и собрали в себе, как в фокусе, идеи и
проблемы своих
то исключительное внимание, которое приходится уде-
лять этим периодам в истории понятия бытия Практическая философия Канта раскрыла то не-
сколько неопределенное значение, которое имело раз-
личение мышления и познания. Познание оказалось
лишь частным случаем мышления, которое в своей ос-
нове совпадало с моралью, сознанием и действием.
В том, что осуществление должного первичнее познания
•сущего, проявилась внетеоретичность действия. Но ведь
выход за пределы теоретического — это отличительная
черта категории существования, т. е. не что иное, как
абсолютное полагание. Здесь мы неожиданно встреча-
емся со старым тезисом о тождестве блага и бытия.
В том, что традиционное содержание учения о бытии
попало у Канта в раздел моральной философии, есть
я сходство с прежней метафизикой, и существенное раз-
личие
После Канта у Фихте Бытие понимается как самоцель,
причем не то или иное идеальное содержание, а про-
сто бытие выступает и как цель человека (ср. с Аристо-
телем), и как цель абсолютного знания. Знание вооб-
ще трактуется как способ бытия свободы (ср. неопла-
тоническое учение об уме) и единственная форма бы-
тия самости. Провозглашаемое тождество бытия, зна-
ния и жизни также находится в русле платонизма.
Путь Шеллинга имеет некоторое внешнее сходство≪
с эволюцией Фихте. Сознательное и настойчивое изъятие из абсолютной
действительности во всех ее модификациях всего, что
может позволить отождествить мышление и бытие, —
это и представляет собой новый историко-философский
шаг, причем по отношению к традиции — шаг вовне.
Кант также не позволял отождествить вещь в себе и
понятие, но он не позволял и выдавать за философское
знание мышление о трансцендентном. Шеллинг выводит
философию в сферу трансцендентного, но отменяет прин-
цип тождества бытия и мышления. В результате фи-
лософ уже не может строить образ универсума, исходя
из понятия как точки отсчета.
ЗАключение
. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ
КАТЕГОРИИ БЫТИЯ
Целесообразно подводить итоги исследования в двух
аспектах: историческом и логическом, так как каждый
из них имеет свою сумму итогов. Историческая схема
движения категории не совсем согласуется с привычны-
ми разделениями истории на периоды и достижения.
История понятия то прерывается, то захватывает не-
сколько разнородных эпох. Тем более интересно, что
в этом хаосе влияний, взаимонепониманий или повторе-
ний старого прослеживаются вполне определенные за-
кономерности, и это позволяет говорить, что мы имеем
дело именно с историей понятия, а не со случайным≫
опытами мыслителей. Античный этап развития катего-
рии был не только первым, но и определяющим перио-
дом. Понятие бытия прошло все стадии античной фи-
лософии, повторяя ее главные события в миниатюре,
потому что само его появление было связано с рожде-
нием философского знания. Это не значит, что онтоло-
гия есть чисто греческое изобретение, и ее существова-
ние в других эпохах было противоестественным союзом.
Дело лишь в том, что границы исторически сложив-
шихся типов мышления проходят не там, где границы
культурных и социальных периодов, а следовательно,
можно предположить, что история философии как нау-
ка включает в себя довольно разные дисциплины, ко-
торые нуждаются в собственных предпосылках и мето-
дах
Кризис онтологизма в буржуазной философии XIX
века подвел естественную черту под развитием периода^
условно обозначенного здесь как классический. Поэтому
можно попытаться обобщить содержание, которое яви-
лось теоретическим вкладом данной традиции в сумму
философских знаний.
Понятие бытия возникло в решающий момент ста-
новления древнегреческой философии и стало одним из
вариантов ответа на вопрос: может ли мысль получить
знание о действительности, основываясь только на сво-
их возможностях? Понятие бытия, утверждали фило-
софы, — залог объективности мышления. Только в этом
235-
понятии мысль и существующее сливаются в единое
целое. Сама возможность мысли о бытии как таковом
показывает, что мышление не может быть полностью
субъективным процессом, и в нем обязательно содер-
жится, хотя бы как момент, неизбежная объективность.
http://www.alexandrmen.ru/