Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:35, реферат
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).
Вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаются бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают, но Вселенная вечна: безначальна и бесконечна. Она не имеет создателя, и в ней нет цели, все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и ничто не случается без естественной причины.
Бесконечные миры во Вселенной!
Это мысль всегда в истории
науки и в истории философии
связывалась с именем Джордано Бруно.
Однако эта идея, выдвинутая итальянским
мыслителем на новой научной основе
в конце XVI в., была настоящим “возрождением”
идей древних атомистов. О бесконечности
миров учили Левкипп и
Исходя из атомистической
теории, Демокрит рисует грандиозную
космогоническую гипотезу. Вихреобразное
движение, по Демокриту, было причиной
образования и нашего мира, и этот
мир подчинен естественным законам
Вселенной. В процессе вихревого
движения осуществилась качественная
дифференциация материи. В результате
действия закона притяжения подобного
подобным, атомы, более или менее
однородные по форме, объединились вместе,
возникли Земля и небесные светила.
Тот же закон имел и обратное действие
– несходные атомы отталкивали
друг друга. Таким образом, процессы
притяжения и отталкивания привели
к образованию всего
Все происходящее в мире, по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости. Необходимость
Демокрит понимал как
бесконечную цепь причинно-
“Причины огня и того, что в огне” и др.
Некоторые ученые пытались оспаривать подлинность “Причин”. Но эти попытки не имеют серьезных оснований. Найти причины явлений – это была, по
Демокриту, одна из
главных задач науки и
Начиная с Аристотеля и кончая христианскими писателями, верящими в
“божественное провидение”,
все противники
Демокрит, широко пользуясь
распространенным в древности принципом
аналогии микрокосмоса и макрокосмоса,
приводил в своих сочинениях примеры,
главным образом, из человеческой практики.
По Демокриту, если человек нашел
клад – это не случайно, ибо причиной
было вскапывание земли или посадка
оливкового дерева. Любое явление
имеет свою причину, поэтому нет
случайностей. Точно так же и миры
и вещи возникаю не случайно, а по
причине сталкивания и
По мнению некоторых ученных (Эпикура) необходимость в философии
Демокрита фатальна. Но
если вдуматься в учение
С точки зрения фатализма,
все события предопределены с
прошлого по настоящее и
Демокрита только
Вопрос о характере детерминизма Демокрита исследовал советский ученый
И.Д. Рожанский, сравнивая
космологические взгляды
По Анаксагору, если
бы космообразование могло
Такая точка зрения
была связана с анаксагорским
пониманием космоса как живого
организма, который сам себя
воспроизводит. Демокрит с
Таким образом, хотя Демокрит и детерминист но, согласно его взгляду, закономерности, управляющие движениями атомов, оставляют неограниченное поле возможностей для образования самых разных миров. То же разнообразие атомов создает различные цепи причин и следствий, которые требуют исследования в каждом отдельном случае. Итак, у Демокрита, случайность и необходимость не исключают, а предполагают друг друга. Эпикур был прав, видимо, обвиняя Демокрита в том, что он недостаточно обосновал этот взгляд самим движением атомов.
2.3. Развитие живой природы.
Не все наблюдаемое и виденное Демокрит прямо подчинял атомистической гипотезе, но всегда – каузальному пониманию мира.
В демокритовской картине мира смешиваются передовые для нашего времени и уже устаревшие для греческой философии и физики взгляды. Демокрит правильно считал, что в бесконечном пространстве нет ни “верха”, ни “низа”, ни
“центра”, ни “края”,
только в космосе атомы “
Но на ряду с этим Демокрит представлял себе землю плоской или имеющей форму барабана (вогнутого, для удержания морей). Хотя космос, по Демокриту, шаровиден. Он считал так же, что Земля парит в центре космоса, не меняя своего положения. А ведь уже пифагорейцы учили, что шаровидная Земля вместе с другими планетами вращается вокруг “центрального огня”. Имеется одно не совсем ясное сообщение Диогена от том, что, согласно Демокриту, Земля вращается вокруг центра. Вероятно, на каком-то этапе жизни Демокрит внес некоторые исправления в свою космологию.
В бесконечной Вселенной среди других миров возник наш космос.
Различные сочетания
атомов обусловили
“панспермия” – “полный
набор семян”. Она потенциальна
способна на любые образования,
Обычные атомы, сцепившись зубцами и выступами, образовали большие по величине тела, как будто затормозили свое движение, стали застывшими и неподвижными и движется силой ударов и толчков (это атомы, составляющие воду, землю и другие сложные соединения).
Только шарообразные атомы огня имеют особую подвижность, потому что они касаются других по наименьшей плоскости, поэтому движутся вечно и беспрестанно. Атомы огня, благодаря своей круглой форме, не могут сцепляться и создавать одно целое. В движении они проникают повсюду и, если заполняют в достаточном количестве пустые поры в теле придают ему свое движение. Свойствами атомов огня Демокрит объяснял небесные явления – гром и молния.
Солнце и Луна тоже не вечны, а возникли, как и Земля, “при незаконченных образованиях отдельных миров” и их природа была сходна с природой Земли, а не горячей. Только солнечная сфера “приняла в себя огонь”, и солнце стало “куском раскаленного металла или камня”.
Таким образом, между огнем и движением имеется постоянное взаимодействие, чем быстрее тело движется, тем быстрее оно раскаляется, т.е. принимает в себя из окружения все больше атомов огня, и наоборот, быстродвижущиеся атомы огня приводят тело в движение. Движение атомов огня является силой, приводящей в движение другие тела. То, что взаимодействует и то, что подвергается взаимодействию, одинаково, т.е. взаимодействуют атомы одинаковые по форме (по принципу соединения подобного с подобным). Поэтому огненные атомы взаимодействуют на тело извне постольку, поскольку оно внутри имеет одинаковые атомы, и изнутри, поскольку они соединяются с такими же атомами вовне.
Так Демокрит представлял роль огненных атомов в живом организме, атомистически объясняя сущность жизни. Ни атомы сами по себе, ни их соединения не были “живыми”. Жизнь сообщили им атомы огня. Атомы огня, по Демокриту, представляют вторую высшую форму движения. Первая элементарная – вихрь атомов. Вторая - высшая составляет как сущность жизни, так и сущность ума или психики человека. Атомы огня в теле человека и в связи с ним составляют его “душу” или ум, что, по Демокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, даже в мертвых предметах - камнях, но их там мало, они далеки друг от друга, и не могут ни разогреть предмет, ни придать ему движения.
Если сравнить мертвые
и живые предметы, то, по Демокриту,
жизнь – это результат
Жизнь на Земле возникла из
неживой материи. По мнению Демокрита,
от солнечных лучей поверхность
ещё полужидкой Земли вздулась. “Некоторые
влажные вещества вспучились во многих
местах; в этих местах возникли гнилостные
пузыри, покрытые тонкой кожицей…”. В
этих пузырях, вследствие нагревания и
возникли живые организмы. Когда
пузыри увеличились до подобающих размеров,
они лопнули и появились
Об этой теории постоянно идут споры. Одни ученые признают ее демокритовской, другие нет. Она не излагается в терминах атомистического учения, но во-первых, авторы, переработавшие ее, небыли атомистами, а во- вторых, во всех остальных свидетельствах, касающихся вопросов биологии, у
Демокрита прямо об
атомах уже не говорится, речь
идет о соединениях сложных,
сложных телах. Учения о них
находилось в некотором
Немало наивного и несостоятельного было во взглядах Демокрита на происхождение и развитие жизни, но в то же время, обнаруживается догадка, своего рода зачатки теории естественного отбора.
2.4. Учение о познании.
Мир, по Демокриту, не создан ради человека, в бесконечной Вселенной есть миры и без людей. Человек не творение богов, а продукт природы.
По поводу происхождения человека велось много споров. Да, по Демокриту, человек возник без “творца”. Только в очень далекие времена, когда земля была полужидкая, она способна была рожать животных крупной величины. Но под палящими лучами солнца она высохла, затвердела, и из нее могли возникать только травы и деревья. А рождение одушевленных стало возможно только от
“взаимного смешения”. Человек, по Демокриту, вышел из животного мира.
Демокрит выдвигает
свое учение, опираясь на учение
Анаксагора и Эмпедокла,
“звероподобно” нет
никакого намека на то, что
они рождались иначе, чем
Демокрита – это человек с пылью и частицами, которые не делятся.
Консистенция тела
– это тончайшая пыль, которая
в воздухе находится