Античный феномен любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 16:11, реферат

Краткое описание

Цели исследования - философский анализ феномена любви в рамках античной философии.
Задачи исследования - 1. проанализировать фундаментальные основы любви в античной философии;
2. исследовать сущность проблемы любви в рамках ранней греческой философии;
3. раскрыть сущность любви в классической философии;
4. рассмотреть проблему любви в римский период античной философии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Античное фундаментальное осмысление феномена любви…6
§1.Типизация форм любви………………………………………………6
§2. Образ любви в греко-римской мифологии………………………..8
§3. Образ любви в «Теогонии» Гесиода………………………………9
§4. Парменидовское видение феномена любви………………………10
§5.Видение любви в «Пире» Платона…………………………………10
Глава II. Возникновение личностного восприятия любви в
античности………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………28

Файлы: 1 файл

любовь в античности и средневековье философия любви1.doc

— 292.19 Кб (Скачать)

     По мысли великих античников любовь - это тоже одна из форм выражения стремления преодолеть свою ограниченность, стремления к совершенству и вечности, а человек - единственное животное, призванное стать наравне с богами и преодолеть смертную природу достижением истины и блага (Платон, Сократ) или становясь ближе к другому, отдавая всего себя, что становится основой этических отношений по форме «лицом к лицу» (Аристотель). Таким образом, любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его ближе другому человеку.

     Любовь древних греков и римлян многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек в нем любит по-своему. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в себе благо и наивысшее знание. А это высший синтез смысла существования человека, о чем сказано в «Пире».

     В отличие от этого в зрелой любви расцвета древнегреческого мышления центр тяжести отношений и чувств сконцентрирован не столько на себе, сколько на другом, посредством этого формируется ответственно моральный подход, законы долга и чести. Человек начинает думать и заботиться, прежде всего, о том, кого и что он любит, о их удобствах и интересах, а не о себе. Он больше отдает, чем берет и в этом самовыражается, достигая полноты смысла своей жизни, именно эта нужность дает ему счастье. Эта аристотелевская мысль была в некоем смысле переиначена К. Марксом в его лозунге, что труд - солнце человека. Умение думать прежде всего о другом как о важном  - это и есть и приоритет для человека, способность получать радость, отдавая, - это непременные спутники цивилизационной зрелости любви, а вместе с этим и человека.

     Тогда важно предположить, что любовь - состояние активизации человеческих духовных и физических ресурсов. Тот, кто боится отдавать, в психологическом отношении слабый и духовно нищий человек.

     Стремление отыскать и осуществить  через любовь смысл самого себя заложены в самой сущности человека. Эта потребность непонятным образом свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Нормальное удовлетворение этой потребности ведет к развитию способности любить, что вновь возвращает к античному мышлению о том, что любви нужно учиться. Это искусство, как впоследствии назовет любовь Эрих Фромм, требует от человека определенных психологических затрат и духовных затрат.

     Любовь - это деятельность человека, а любой деятельности можно научиться и творчески совершенствоваться в ней, это дается накоплением своего опыта, усвоением опыта человечества, познанием, исследованием, пробами и ошибками, экспериментированием, дерзанием.

     Итак, любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет таких законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Однако именно в любви человек становится личностью, обретая себя как метафизическое существо.

 

      Список использованной литературы  

     Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1 / сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. - М.: Высшая школа, 1989.

     Аристотель, Этика к Никомаху / Аристотель //Философы Греции. - М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.

     Боннар, А. Греческая цивилизация. Т. 1 / А. Боннар. - М.: Искусство, 1992.

     Боннар, А. Греческая цивилизация. Т. 2 / А. Боннар. - М.: Искусство, 1992.

     Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2004.

     Донских, О. А., Кочергин, А. Н. Античная философия / О. А. Донских, А. Н. Кочергин. - М., 1993.

     История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

     Лосев, А. Ф., Тахо - Годи, А. А. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо - Годи.  - М.: Молодая гвардия, 1993.

     Лосев, А. Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев. - М., 1993.

     Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991.

     Розин, В., Шапинская, Р. Природа любви / В. Розин, Р. Шапинская. - М., 1993.

     Философия любви. Ч. 1 / под общ. Ред. Д. П. Горского; сост. А. А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990.

       13. http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html

     14. Linnell, S. Philosophy and Love. From Plato to Popular Culture /                      S. Linnell. - Edinburgh:  University Press, 2007. 
 

Информация о работе Античный феномен любви