Античная филасофия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации
прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей
частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут
многие видные философы, это и Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней
философии. М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. ("Философия", М.,1996г.),
Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С.
("Античная философия", МГУ, 1985г.).
Так Чанышев А.Н. отмечает, что "древне западная, античная, сначала
только греческая, а затем и римская философия существовала в течении более
чем тысячелетия (с 6 в. до Н.Э. по 6 в. Н.Э.). История античной философии
распадается на четыре периода:

Оглавление

1. Введение. Основные этапы
античной философии, ее особенности 3

2. Гераклит – основоположник диалектики 9

3. Демокрит и его атомистическая теория 12

4. Платон – выдающийся объективный идеалист 15

5. Аристотель – ученый-энциклопедист 17

6. Заключение 19

7. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

т.д.), что  законы  создаются  людьми.  Писал  о  дурных  и  хороших  людях.

"Дурные люди дают клятвы богам,  когда  попадают  в  безвыходное  положение.

Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".[25]

       Демокрит   отвергал   божественное   провидение,   загробную   жизнь,

посмертное воздаяние  за земные поступки. Этика  Демокрита пронизана идеями

гуманизма.  "Гедонизм Демокрита  не  только  в  удовольствиях,  т.к.  высшее

благо блаженное  состояние духа и мера в удовольствиях".[26]

       Его нравственные афоризмы дошли  до нас в  виде  отдельных   изречений.

Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не  делать

несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.[27]

       Идеалом   государственного    устройства    считал    демократическое

государство, когда  оно в благополучии, все в благополучии, когда оно  гибнет

– все гибнут.

       Левкипп и Демокрит гениально  положили начало учению  о   бесконечности

миров. Они  продолжали  развивать  догадку  Анаксагора  о  чисто  физическом

происхождении и  чисто физической, а не божественной природе  светил  и  всех

явлений, наблюдаемых  на небесном своде.

       В целом следует отметить, что  философия Демокрита – энциклопедическая

наука, основанная на атомистической гипотезе.

                  ПЛАТОН – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЪЕКТИВНЫЙ  ИДЕАЛИСТ 

       Платон (427-347 гг. до Н.Э.) – основоположник объективного идеализма,

ученик Кратила  и Сократа. До нас дошли почти  все  сочинения,  написанные  в

форме  диалогов  или  драматических  произведений:  "Апология  Сократа,   23

подслушанных  диалога,  11  в  разной  степени  сомнительных   диалогов,   8

произведений, которые  не  входили  в  список  произведений  Платона  даже  в

древности,  13   писем,   многие   из   которых   безусловно   подлинные   и

определения".[28]

       Платон рано познакомился с  философией Гераклита,  Парменида,  Зенона,

пифагорейцев.  Платон  является  основателем  школы,   получившей   название

Академия.  В  диалоге  "Тимей"  первым  всеобъемлюще  обсудил  происхождение

первоначал и  структуру космоса. "Нам  необходимо  рассмотреть,  какова была

сама природа  огня, воды, воздуха и земли до рождения неба и каково  было  их

тогдашнее состояние. Ибо  доныне  никто  не  объяснял  их  рождение,  но  мы

называем их и  принимаем за стихии  буквы  Вселенной".[29]  Впервые  поставил

вопрос о сущности вещей и их сущностей. Положил начало учению  об  эталонных

первообразах или  парадигмах. Бытие идеи первее, чем  небытие.  Область  идей

Платона напоминает учение о бытии Парменида.  Платоновский  мир  чувственных

вещей напоминает учение о  бытии  Гераклита  – поток вечного становления,

рождения и гибели.

       Гераклитовскую характеристику  бытия Платон перенес на мир  чувственных

вещей.

       В диалоге "Тимей" он раскрывает  космогонию и космологию.  Устроителем

космоса он считал демиурга (бога). Итак, первоначала космоса  таковы:  "идеи

– первообразы  сущего, материя  и  демиург  –  бог,  который  устраивает  мир

соответственно  идеям. Есть  бытие  (идеи),  есть  производство  и  есть  три

рождения мира".[30]

       Возникновение космоса описано  по Платону так. Из смеси идей и материи

демиург  создает  мировую  душу  и  распространяет  эту   смесь   по   всему

пространству, которое  предназначено для видимой вселенной,  разделив  ее  на

стихии – огонь, воздух, воду  и  земли.  Вращая  космос,  он  округлил  его,

придав ему наиболее совершенную форму  –  сферы.  Результат  –  космос,  как

живое  существо,  одаренное  умом.  "Итак,  перед   нами   структура   мира:

божественный ум (демиург), мировая душа и мировое  тело (космос).[31]

       В центре учения Платона, как и его учителя Сократа –  стоят  проблемы

нравственности. Нравственность он считал достоинством души, душа –  подлинно

дает причину  вещей, душа бессмертна.

       В диалоге "Тимей" он раскрыл   картину  загробной  жизни   и  суда.  Он

думал, что необходимо очищать душу от земной  скверны  (от  зла,  пороков  и

страстей).

       В диалогах "Политик", "Государство", "Законы" Платон раскрывал учение

об  управлении  государством.  Он  ратовал  за  полное  подчинение  личности

государству, его  идеалам была власть просвещенного царя.

       Он отмечал, что в государстве  смогут существовать три основные  формы

правления: монархия, аристократия, демократия.

       Каждая  форма  государства   по  Платону   гибнет   из-за   внутренних

противоречий. "Управление  государством  Платон  характеризует  как  царское

искусство, главным  для которого является наличие истинного  царского  знания

и способность  управлять людьми. Если правители  имеют такие данные, то  будет

уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно  или  против

воли, бедны или  богаты: принимать это в расчет никогда и ни  в  коем  случае

не будет правильным".[32]

       Платон явился основоположником  не только  античного,  но  и   мирового

идеализма.

                      АРИСТОТЕЛЬ – УЧЕНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ 

       Решительным противником Платона   становится  его  ученик  Аристотель,

величайший  древнегреческий  философ.   Ф.   Энгельс   назвал   его   "самой

универсальной   головой"   среди   древнегреческих   философов,   Мыслителем

исследовавшим существеннейшие формы диалектического мышления.

       Аристотель родился в 384 году  до Н.Э. в городе Стагире,  в 367 году до

Н.Э. уехал в  Афины, где вступил в Академию – школу Платона, провел в ней  20

лет вплоть до  смерти  Платона.  Позже  подвергнет  критике платонизм.  Ему

принадлежат слова: "Платон – мне друг, но истина дороже".[33]

       Позже Аристотель основал в  Афинах свою школу, назвав ее "Ликей".  Ему

принадлежат 146 работ, среди них "Органон", "Метафизика", "Физика" и др.

       Данные произведения можно сгруппировать по следующим признакам:

      1. логические труды "Органон", Натегорий" и др.

      2. философские произведения

      3. психология "О душе"

      4. биологические труды

      5. 1я философия – метафизика

      6. этика

      7. политика (в 8 книгах) и экономика (в 3 книгах)

      8. риторика и поэтика

       Таким     образом,     Аристотель     продемонстрировал      поистине

энциклопедические знания.

       Аристотель является признанным  основателем логики. Правда, он не  дал

науке это имя. (Все S суть P, Некоторые S суть P,  Ни  одно  S  не  есть  P,

Некоторые S суть P)[34]

       В метафизике он дает  определение   материи.  В  отличие  от  Сократа,

Платона,  которые  науку  о  природе  не  относили  к  подлинной   мудрости,

Аристотель глубоко  исследует природу. Материя  оказывается  первой  причиной

как возникновение, так и изменчивого пребывания  природных  вещей  "ибо  вся

природа, можно  сказать материальна".[35]

       Именно из понимания материи  Аристотель строит  учение  о 4х стихиях

(земля, огонь,  вода,  воздух).  Если  в  философии   досократиков   не  было

специального термина  для обозначения  материи,  то  в  качестве  философской

категории Аристотель  это  разработал  впервые.  В  3ей  книге  "Физика"  он

говорил о 4х видах  движения.  В  "метафизике"  и  "физике"  он  убедительно

убеждал  в  господстве  формы   над   содержанием.   Любопытны   его   мысли

относительно общества, этики и  политики.  Целью  человеческой  деятельности

для  всей  древнегреческой   философии   является   достижение   блаженства.

Блаженство по Аристотелю недостижимо. В  "Политике"  Аристотеля  общество  и

государство  не  различаются.  Человек  по  его  мнению,  это   политическое

животное. Оправдывал рабство, так как  считал,  что  рабство  существует  по

природе. Раб не имеет никаких прав.

       Аристотель подвел итог развитию  философской  мысли  с   ее  начала  в

Древней Греции и  до Платона. Именно  Аристотелю  принадлежит  систематизация

знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит  науки

на  3  большие  группы:  теоретические  (1я  физика,  физика,   математика),

практические (этика, экономика, политика) и творческие  (поэтика,  риторика,

искусство).[36]

       Таким образом, Аристотель завершил  классическую философию истории.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В  социальной   философской   проблематике   античности   преобладает

этическая тематика: она рассыпана  мудрыми  афоризмами,  которые  заставляют

задумываться нас  и сегодня. Так, в одних только  "Диалогах"  Платона  даются

определения   понятий    судьбы,    старости,    добродетели,    разумности,

справедливости,   терпеливости,   хладнокровия,   совестливости,    свободы,

скромности,  порядочности,  великодушия,  блага,   миролюбия,   легкомыслия,

дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

       Подводя итог рассмотрению философии  древнего мира,  следует  сказать,

что она является "душей" его культуры, во многом  определяет  лицо  духовной

цивилизации Запада и  Востока.  Дело  в  том,  что  философия  охватила  все

духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику  и  эстетическую

мысль, право и  политику, педагогику и науку.

       Вся духовная цивилизация Востока   несет  в  себе  обращение   к  бытию

личности,  ее   самосознанию   и   самосовершенствованию   через   уход   от

материального мира, что не могло  не  сказаться  на  всем  образе  жизни   и

способах освоения всех ценностей культуры, истории  народов Востока.

       Духовная цивилизация  Запада  оказалась  более  открытой  изменениям,

Информация о работе Античная филасофия