Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:57, реферат
Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации
прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей
частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут
многие видные философы, это и Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней
философии. М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. ("Философия", М.,1996г.),
Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С.
("Античная философия", МГУ, 1985г.).
Так Чанышев А.Н. отмечает, что "древне западная, античная, сначала
только греческая, а затем и римская философия существовала в течении более
чем тысячелетия (с 6 в. до Н.Э. по 6 в. Н.Э.). История античной философии
распадается на четыре периода:
1. Введение. Основные этапы
античной философии, ее особенности 3
2. Гераклит – основоположник диалектики 9
3. Демокрит и его атомистическая теория 12
4. Платон – выдающийся объективный идеалист 15
5. Аристотель – ученый-энциклопедист 17
6. Заключение 19
7. Список литературы 20
степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон
является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно
судить по его собственным произведениям.
Наше представление о древнегреческой философии будет не полным без
анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного из
величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.
Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог
развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.
Третий период античной
3 век после Р.Х.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики.
Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.
Теперь остановимся на более ярких представителях античной философии
Гераклите, Демокрите, Платоне и Аристотеле более подробно. В этом нам
помогут труды философов Смирнова И.Н., Чанышева, Асмуса, Богомолова,
Таранова и других.
ГЕРАКЛИТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК
Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии
внес Гераклит Эфесский. Дата жизни у разных философов датируется по-
разному. Так Таранов П.С. указывает, что Гераклит родился около 535 г. до
Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив 60 лет.[11] Богомолов называет
дату рождения (544 г., а дату смерти считает неизвестной).[12] Все
признают, что личность Гераклита была весьма противоречивой. Происходя из
царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм
Артемиды Эфесской, отдав свое время занятиям философией. В конце жизни
Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения, дошедшие
до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось "О природе"
(Богомолов, Таранов, Асмус), другие его называли "Музой". Имеется
сообщение, что она состояла из трех частей: в первой части речь шла о самой
природе, во второй – о государстве и в третьей – о боге, дошло 130
отрывков.
Анализируя философские
его предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотя
некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития им
анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических
умозаключений.
Видный исследователь
эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и всем, что в нем
есть, совершается через огонь. Ибо все,… грядущий огонь будет судить и
осудит.[13]
Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из
людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".[14]
Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и
подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как
сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего
благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Как замечает Богомолов, "первоначало Гераклита – живой огонь,
изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь и
огонь на все, как на золото товары и товары на золото".[15] Почему у
Гераклита выбор пал именно на огонь? По мнению Рожанского И.Д. это связано
с возможным влиянием иранских религиозных представлений.
Хорошо известно, что в зороастризме огню придавалось особое значение,
выделявшее его среди прочих вещей окружающего нас мира… огонь согласно
зороастрийским религиозным текстам, представляет собой универсальную
божественную силу, разлитую по всей природе".[16] Разумеется, подобная
концепция не совсем совпадает с той ролью, которая приписывается огню
Гераклитом. И все же она могла оказать влияние на выбор Гераклитом огня в
качестве мировой первоосновы.
Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов
одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону
существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен,
логос – пропорция этого обмена".[17]
Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с
самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько
интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий
закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову
закон как всеобщей смысловой связи сущего.
Основное положение философии Гераклита передает Платон в диалоге
"Кратил". Платон сообщает, что по Гераклиту "все движется и ничто не
покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку".[18]
Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и
единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается
не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.
В отличие от милетских
познании. Он различал чувственное рациональное познание. Высшая цель
познания – познание логоса, а тем самым высшего единства мироздания и
достижения высшей мудрости. Превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение
и слух. Глаза более точные свидетели, чем уши. "Здесь на лицо, как считает
Смирнов, примат предметного чувственного знания".[19]
В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.
О принципах познания
Гераклита высказаться
еще при жизни Гераклита его нарекли "Темным" за глубокомыслие и
загадочность изложения). Хотя Гераклит не имел последователей, но явственно
видны следы его влияния в поэме Парменида, диалогах Платона, в
произведениях Аристотеля.
И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода
становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает "звания
основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об
их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящее
значение".[20]
ДЕМОКРИТ – И ЕГО
Если многочисленные легенды говорили о Гераклите как о плачущем
философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э.,
умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил
из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в
бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
Совершил путешествие в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, был в
Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем и ночью,
запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.
Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он
получил награду в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все
имущество Сократа стоило 5 талантов)".[21]
На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего
сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из
несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей
есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на
атомы.
Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому
истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали
существование небытия. "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз
принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".[22]
У Демокрита были связи с современными учеными. Древние сообщают, что
Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался с
Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот
понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.
В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле
случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд
Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.
Он проповедовал
о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных
атомов, т.е. подобна огню".[23]
Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества
субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности
чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).
Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из
ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о
взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания
механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические
формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение,
абстрагирование".[24] Утеря "Канона", его логического произведения, не
позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно
расскажет Аристотель.
Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию.
Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь.
Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться
различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем
подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и