Темперамент в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга

Файлы: 1 файл

деловой этикет.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 Внутренние  документы  или письма, направляемые за пределы учреждения,  должны  быть  изложены  хорошим языком, а все имена собственные  переданы  без  ошибок.  Нельзя  употреблять бранных слов. Даже если вы всего  лишь  приводите  слова  другого  человека, окружающими они будут восприняты как часть  вашего  собственного  лексикона[2]. 

            Деловое  (официальное,  служебное)  общение  в  зависимости   от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом  случае  оно проходит

при непосредственном контакте субъектов общения, а во  втором  -  с помощью

переписки или технических средств.

       Как  в  процессе  прямого,  так  и  косвенного  общения  используются различные  методы  влияния  или  воздействия  на   людей.   Среди   наиболее употребительных  из  них  выделяются  следующие   -   убеждение,   внушение, принуждение.

       Убеждение  -  воздействие  посредством   доказательств,   логического упоря-дочения фактов и выводов. Подразумевает  уверенность  в  правоте  своей позиции,  в  истинности  своих   знаний,   этической   оправданности   своих поступков.  Убеждение  -   ненасильственный,   а   значит,   и   нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

Внушение, как  правило,  не  требует  доказательств  и  логического  анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается  на  вере  человека, складывающейся под влиянием авторитета,  общественного  положения,  обаяния,

интеллектуального и волевого  превосходства  одного  из  субъектов  общения. Большую роль  во  внушении  играет  сила  примера,  вызывающая  сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

      Принуждение - наиболее  насильственный  метод  воздействия  на  людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию   убеждениям, используя угрозу наказания  или  иного  воздействия,  способного привести к нежелательным для  индивида  последствиям.  Этически  оправданным

принуждение может быть лишь в исключительных случаях. 

      На выбор метода воздействия  на людей оказывают  влияние   разнообразные факторы, в том числе  характер,  содержание  и  ситуация  общения  (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные  полномочия) и личностные качества субъектов общения.

2.2.Типы нервной системы

 

      Описание  особенностей различных  темпераментов  может помочь  разобраться в чертах темперамента  человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.  

      Тип нервной системы определяется  именно сочетаемостью силы, уравновешенности  и подвижности процессов возбуждения  и торможения. Можно выделить  четыре самых ярко выраженных  типа нервной системы, их соотношение  и связь с темпераментом (см. таблицу).

Таблица

   2.3. Влияние личностных качеств на общение.

   Личность   обладает   индивидуальными    чертами    и    качествами    -  интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми,  форми-рующимися под воздействием общества в целом, а также в  процессе  семейной,  трудовой, общественной,  культурной  жизнедеятельности  человека.  В  общении   важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт  поведения  людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение  должно  строиться на  основе  таких  моральных  качеств  личности  и  категорий   этики,   как честность,   правдивость,   скромность,    великодушие,    долг,    совесть, дос-тоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

   3. Типы темперамент.

Выделяют  четыре типа темперамента в зависимости  от силы, уравновешенности и подвижности  нервных процессов: 

       Сангвиник жизнерадостен,  энергичен,  инициативен,   восприимчив   к новому,  быстро  сходится  с  людьми.  Легко  контролирует  свои  эмоции   и переключается с одного вида деятельности на другой.

Рекомендуется поручать работы, требующие большой  активности, широкого диапазона способностей, связанные с разнообразием условий, впечатлений. Лучше всего у сангвиника организаторская работа.

Сангвиник – быстр (гибкий темперамент) 

С сангвиником  лучше всего чувствует себя меланхолик, иррациональные переключения сангвиника его не только не раздражают, а, наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями  и отвлекают от грустных мыслей.

С сангвиником  плохо уживается флегматик. В  силу своей рациональной инертности он не поспевает за оживленным и  динамичным сангвиником. В свою очередь, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии к друг другу не замедлят проявиться. 

Флегматик – Терпелив (уравновешенный темперамент)

      Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело  приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке.  Долго  обдумывает  новое  дело,  но, начав его выполнение, обычно доводит  до  конца.  Настроение,  как  правило, ровное, спокойное.

Ему рекомендуется  поручать работу, где требуется выдержка и хладнокровие, привлекать к аналитическим, учетным, контрольно-ревизионным работам.

Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будут присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастает отчужденность из-за недостатка инициативности.  

Холерик – Настойчив (напористый темперамент)

      Холерик активен, предприимчив, отличается большой  работоспособностью, упорством  в  преодолении  трудностей,  однако   подвержен   резким   сменам настроения,  эмоциональным  срывам,  депрессии.  В  общении  бывает   резок, несдержан в выражениях.

В работе с холериком рекомендуется без  нужды не задевать его самолюбия, избегать резкости, небрежности, быть точным. Так, если вы назначили деловую  встречу с холериком на определенное время, а сами опоздали, то рискует  испортить все дело.

    В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью, богатством используемых средств. С холериком лучше всего уживается флегматик, так как терпеливо переносит его эмоциональные вспышки, а также импонирует ему своей серьезностью, надежностью, ответственностью.

С холериком хуже всего уживается меланхолик, которого ранит холерическая резкость и прямолинейность, в свою очередь первого выводят из себя немотивированные перепады настроения второго. 

Меланхолики – слабый тип (чувствительный темперамент)

      Меланхолик впечатлителен,  повышенно эмоционален,  при этом  больше подвержен отрицательным  эмоциям.  В  сложных  ситуациях  склонен  проявлять растерянность,  терять  самообладание.  Мало  предрасположен   к   активному общению. В благоприятной  обстановке  может  хорошо  справляться  со  своими

обязанностями.

Меланхолику желательно поручать однообразные работы. Отношения должны быть доброжелательные, полностью исключается резкость, замечание следует делать в мягкой форме, желательно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать его авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.

Они глубоко  переживают любые события жизни, но в отличие от холериков свое горе носят в себе. Робки, нерешительны, легко ранимы, чувствительны, часто  меняют свои интересы, легко поддаются  чужому влиянию, быстро утомляются, раздражительны. Они склонны к тонким наблюдениям. Очень постоянны в своих привязанностях. Такие люди склонны к самоанализу, самообвинению, если что-то срывается или идет не по намеченному плану[1].

     Типы темперамента также по-разному проявляются в ситуации принятия решения – служебного или личного. Для холерика характерны поспешные решения, для сангвиника – гибкие, для флегматика – обоснованные, для меланхолика – ригидные (он не меняет свои решения при изменении ситуации). В ситуации конфликта холерик зачастую идет на обострение, обвиняет обычно не себя, а других, чаще прибегает к методу «взрыва», то есть стремится обострить противоречия, выявить их и по возможности ликвидировать. Для сангвиника в ситуации конфликта характерны гибкость, достаточная уступчивость, поиск общих позиций и согласия. Флегматику свойственно стремление отстрочить решение, всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе такой человек предпочитает приемы коллективной психотерапии или же путь саморегуляции. Для меланхолика конфликтная ситуация очень значима и трудна; чаще наблюдается уход от решения, стремление к компромиссу, пассивность, переложение ответственности на других.

     Промежуточные темпераментные взаимодействия: частично совместимы холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но напряженность может быть снята за счет того, что сангвиник как гибкий тип просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения.

     4. Роль темперамента в деятельности человека

 

      Если  оценить приведенные психологические   характеристики темперамента, то  увидим, что в каждом из них  есть как хорошие, так и плохие  свойства. Так, сангвиник эмоционален  и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.  

Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека - от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов - холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский - меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов - флегматиками. И среди наших современников - выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей - мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными. 

      В зависимости от того, как  человек  относится к тем  или иным явлениям, к жизненным  задачам, к окружающим людям,  он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным  к длительным напряжениям, заставляет  себя изменить скорость своих  реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

     Под влиянием жизненных условий,  определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безъинициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскирует проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

       Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

5.  Темперамент как фактор деятельности.

   Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Темперамент влияет на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента не одинакова. В учебной деятельности и в массовых профессиях ( токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер),одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание менее не устойчиво, более часто, чем инертные, от одного станка к  другому. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

Информация о работе Темперамент в деловом общении