Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Личностные свойства менеджера – это непростой, неоднозначный тип характера: наряду с живостью, общительностью, элементами артистичности, умением быть убедительными и настойчивыми, нужно при этом не терять теплоту эмоционального настроя.Главной целью в данной курсовой работе является изучение особенностей профессиональной деятельности менеджера.

Оглавление

Введение
Глава I.Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера
1.1 Сущность и содержание профессиональной деятельности менеджера
1.2 Организационная культура и пути ее развития в организации
1.3 Влияние индивидуально – психологических особенностей руководителя на развитие организационной культуры
Глава 2. Изучение восприятия респондентами терминологии сферы управления
2.1 Описание экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

кр1.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I.Теоретические основы профессиональной деятельности менеджера

  1.1 Сущность и содержание профессиональной деятельности менеджера…..4

  1.2 Организационная культура и пути ее развития в организации…………..

  1.3 Влияние индивидуально – психологических особенностей руководителя на развитие организационной культуры…………………………………………….

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕСПОНДЕНТАМИ ТЕРМИНОЛОГИИ СФЕРЫ  УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Описание экспериментального  исследования

2.2 Анализ и интерпретация  результатов

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Введение

 

Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами.

Благодаря Анри Файол управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – психология управления.

В психологии управления часто  употребляется понятие «человеческий  фактор». Человеческий фактор – это  всё то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей.

Человек – важнейший ресурс производства. Эффективность использования  всех остальных видов ресурсов определяется квалификацией и мотивацией человека - работника.

Важность человеческого  фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим  процессам, начиная от восприятия и  внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучёт человеческих факторов обычно приводит к тому, что  на производстве увеличивается число  производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются  сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Чаще всего, опираясь на внешние  характеристики, люди выбирают так  называемые «модные профессии». Наибольшее количество случайных людей находится  среди руководителей. Начальник – это самый модный род занятий, который появился задолго до Homo Sapiens. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир – вот далеко не полный перечень его имён.

Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы ему не просто нравилось, что он руководит людьми.

Так административная деятельность опирается на универсальный набор  личностных свойств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой  людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчинённость  по отношению к вышестоящим структурам.

Руководитель – это  не профессия, это социально –  производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.

Личностные свойства менеджера  – это непростой, неоднозначный  тип характера: наряду с живостью, общительностью, элементами артистичности, умением быть убедительными и  настойчивыми, нужно при этом не терять теплоту эмоционального настроя.

Менеджер должен быть также  осторожным, гибким, вовремя улавливающим настроение другого человека, умеющим  не только наступать, но и с честью отступать, продолжив затем наступательные акции с других заново отработанных позиций.

Главной целью в данной курсовой работе является изучение особенностей профессиональной деятельности менеджера.

Объектом изучения являются психологические особенности деятельности менеджера в организации.

Предметом исследования является психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в организационной культуре предприятия.

Задачами являются :

- анализ психолого-педагогической  литературы по данной проблеме.

- изучение восприятия  респондентами терминологии сферы  управления.

В соответствии с поставленной нами главной целью и задачами, в данной курсовой работе, были выдвинуты  следующие гипотезы:

- мы предполагаем, что  мужчины более успешны в сфере  управления, чем женщины, т.к. они  в большей степени ориентированы  на достижение успеха.

- мы предполагаем, что работники организаций имеют большее представление о корпоративной культуре организации, чем студенты ВУЗов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что многие руководители со «стажем» не уделяют  достаточного внимания психологическим  аспектам своей деятельности. Несмотря на то, что они достаточно долго  находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым  их деятельность неэффективна, а причина  этому недостаточные знания в  области психологии управления персоналом.

 

Глава 1. Теоретические  основы  профессиональной деятельности менеджера.

 

1.1. Сущность и содержание профессиональной деятельности менеджера

 

Профессиональная деятельность современного менеджера характеризуется  многообразием профессиональных функций: организация и планирование производства, реализация продукции; руководство  коллективом; принятие управленческих решений; управление конфликтами в  организации. Последняя функция  традиционно включается в состав профессиональных обязанностей менеджера.

Термин «менеджер» используется применительно к руководителю любого уровня или организатору конкретных работ. Толковый словарь русского языка  под редакцией Д.В. Дмитриева определяет менеджера как человека, отвечающего  за работу предприятия, фирмы, отдела.

Профессиональная культура менеджера, являясь обобщенным показателем  его личностно-профессиональной компетентности в области менеджмента, определяет наиболее приоритетные способы осуществления  профессиональной деятельности, отражает его гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста  к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как государственной, общественной, личностной ценности.

В психолого-педагогических работах исследуется профессиональная культура специалистов различного профиля: учителя, инженера, государственного служащего, парикмахера, социального педагога и др. (Н.Г. Багдасарьян, В.К. Белолипецкий, Е.С. Головина, В.Г. Игнатов, И.Ф. Исаев, А.Л. Короткова, В.А. Сластенин, В.Н. Шиянов, Е.А. Эйхельберг и др.). Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности; специфику профессии.

Специфика профессиональной деятельности менеджера раскрыта отечественными и зарубежными учеными (Рубахин В.Ф., Волкова И.П., Кузьмина Е.С., Р.Л. Кричевский, Г. Минцберг, Т. Питерс, Э.А. Уткин и др.). Отмечается ее высокая интенсивность (количество профессиональных действий, совершаемых менеджером в течение рабочего дня, может доходить до 200 ─ 270); наличие частых вмешательств извне; широкая сеть контактов, выходящих за пределы рабочей группы (40 ─ 66% служебного времени уходит на общение с представителями других организаций); преобладание речевого общения с окружающими (профессиональная деятельность в режиме коммуникативного обмена занимает от 60 до 80 % рабочего времени). Исследователи указывают на наличие современных тенденций, характерных для профессиональной деятельности менеджера: доминирование не рационально-прагматических аспектов управления, а социально-психологических, личностных компонентов деятельности; требование к способности осуществления непрерывного общения, ориентированного на передачу управленческой информации; получение и обработку обратной связи и обратной информации; знание основ, технологий менеджмента (А.М. Зобов). Ряд авторов акцентирует внимание на значимости личностных аспектов профессиональной деятельности менеджера, его профессионально-личностном развитии, формировании профессионально значимых личностных характеристик. Подчеркивается, что система подготовки будущего менеджера, обучение его применению технологий, общению как в рамках профессиональной деятельности, так и за ее пределами, умение организовывать взаимодействие и т. п. раскрывается через знание общекультурных и специфических аспектов профессиональной культуры менеджера (L. Hill, L. Belker и др.).

Требования, предъявляемые  профессиональной компетенции менеджера:

· понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

· знание должностных и функциональных обязанностей менеджмента, способов достижения целей и повышение эффективности работы организации;

· умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

· владение искусством управления человеческими ресурсами;

· владение искусством налаживания внешних связей;

· способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.

Важным фактором повышения  результативности менеджмента является разделение труда менеджера, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Существует горизонтальное и вертикальное разделение всей работы на составляющие компоненты. Вертикальное - построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление бригадами, сменами, участками. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственных процессов, подразделений, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств. Высший уровень - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегической руководство организации, ее функциональными и производственно-хозяйственными функциями. В зависимости от вида деятельности менеджеры бывают линейные и функциональные. Линейные - которые отвечают за все функции управления. Функциональные - несут ответственность за одну конкретную функцию.

По сравнению с другими  видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических  особенностей:

· он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

· участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

· предметом труда является информация;

· средством труда — организационная и вычислительная техника;

· результатом труда — управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные  знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить  на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

· умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

· информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

· знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

· способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

· умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:

· высокое чувство долга и преданность делу;

· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· умение четко выражать свои мысли и убеждать;

· уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

· способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Результатом осуществленного  теоретического анализа явилось  уточнение структуры профессиональной культуры будущего менеджера, включающей в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты. Когнитивный содержательно отражает требования владения культурой мышления будущего менеджера; эмоциональный включает умения проявлять эмпатию, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать свое эмоциональное состояние; коммуникативный обусловлен необходимостью соблюдения правил речевого этикета и предполагает наличие умений устанавливать дружескую атмосферу, поддерживать взаимодействие; рефлексивный составляют умения осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности. Вышеназванные компоненты профессиональной культуры будущего менеджера находятся в тесной взаимосвязи и содержательно раскрывают культуру мышления, общения, проявления эмоций, рефлексии будущего специалиста. Они находят отражение в системе ценностных ориентаций будущего менеджера и проявляются в виде направленности его поведения и деятельности на ценности профессиональной культуры.

Информация о работе Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера