Общие правила поведения сотрудников милиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время существует необходимость изменить сложившийся шаблон восприятия сотрудника органов внутренних дел России, создать согласие и взаимопонимание между обществом и сотрудником ОВД. Способствовать осуществлению данной задачи во многом будет знание и соблюдение сотрудником органов внутренних дел профессионального этикета.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и история этикета 5
2. Нормы и принципы профессионального этикета 9
3. Общие правила поведения сотрудников милиции 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Этика контрольная работа.docx

— 49.84 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение            3

1. Понятие и история этикета        5

2. Нормы и  принципы профессионального этикета     9

3. Общие правила поведения сотрудников милиции     12

Заключение           20

Список  использованной литературы        22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные  требования. Общество всегда предъявляло  наиболее высокие требования к сотрудникам  органов внутренних дел. 

       Современное российское общество нуждается в  твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической  и правовой сферах.  В этих условиях возрастает значение морально-этических  принципов и норм, остающихся неизменными  в течение многих веков.    Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались  доброта и порядочность, честность  и добросовестность, надежность, чувство  долга, честь и достоинство.

       Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие  слова, а суть профессионального  Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского. В повседневной деятельности сотрудника милиции важное место принадлежит культуре поведения на службе и в быту, умению вести себя в соответствии с нормами этикета, правилами хорошего тона, то есть –  адекватно обстановке. Каждого человека, особенно сотрудника милиции, оценивают не только по профессиональным качествам, но и по внешнему виду, манере держаться, говорить, слушать собеседника.

       Не следует забывать, что авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников органов правопорядка, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт и корректность, уважительное отношение к гражданам. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом Закона и  Государства, поэтому его сугубо личные  представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве превращаются почти в дело государственной важности.

       В современном обществе образ сотрудника органов внутренних дел противоречив.  Он имеет свои исторические корни  и социально-психологические предпосылки. 

       В настоящее время  существует необходимость  изменить сложившийся шаблон восприятия сотрудника органов внутренних дел  России, создать согласие и взаимопонимание  между обществом  и  сотрудником  ОВД.  Способствовать осуществлению  данной задачи во многом будет знание и соблюдение сотрудником органов  внутренних дел профессионального  этикета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и история этикета

       Каждое  общество имело свою теорию морали и на ее основе разрабатывало подобающие своему времени и нравам правила приличия и обхождения с людьми. Для практической реализации таких правил и предназначен этикет. Если мораль, фигурально выражаясь, это общая нравственная стратегия, то этикет предоставляет тактические рекомендации должного поведения в тех или иных условиях.

       «Этикет (от франц. – ярлык, этикетка) – это установленный порядок поведения где-либо, или, иными словами, свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к другим людям. Имеется в виду обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда (стиль и соответствие)».1

       Правила этикета, облаченные в конкретные формы  поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона –  эстетическая –  свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

       Слова «этика» и «этикет» в русском  языке так близки по написанию и произношению, что невольно напрашивается мысль об их общности по смыслу. Некоторая смысловая общность между ними действительно есть.

       «Этикет по своей этимологии (но не по содержанию!) не имеет с этикой ничего общего – их созвучие  случайно. Термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающий обычай, характер, образ мыслей. Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, в своем первоначальном значении включал свод правил, определявших форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных».2

       Многие  правила этикета нельзя выполнить  без осознания цели, постановки перед  собой конкретных задач, выбора средств  достижения, иногда довольно продолжительных  действий и анализа результатов  нравственного поступка.

Правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, всегда были   практически  обоснованными.  Их  целесообразность  зависела  и  зависит  от

вопроса – в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.

   Еще древние греки учили человека самостоятельно мыслить, различать добро и зло, красивое и безобразное. Они считали, что единство доброго и прекрасного отражает гармонию человека; его поступки должны быть красивыми и добродетельными.

       Большое внимание этикету уделялось  уже во времена европейского Возрождения. Высшая знать и дворянство, своеобразно соревнуясь, скрупулезно выполняли правила своего этикета, особо почитая красоту внешнего поведения и некоторую небрежность, изящество и снисходительность к слабым, умение вести светскую беседу.

      Первыми руководствами по поведению  были «Манеры за столом» и составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ними следовали книги о правилах поведения.

       «Так, в Гамбурге в 1716 г. была издана книга  с обстоятельным названием «Обычаи  для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными  и женщинами, а также обучающие  женщин умелому обхождению».1

       В истории русской общественной мысли  проблемам этики и этикета  всегда уделялось большое внимание. Начиная с одного из первых русских  философов – Иллариона в XII в., через все последующие века – период Древней Руси, затем Нового и Новейшего времени – они входили важной составной частью в философские произведения, летописи, былины, народные сказания и другие памятники духовной культуры. Особенностью этической мысли на Руси являлось обоснование духовности в качестве определяющей характеристики личности, почитание таких внутренних нравственных свойств, как храбрость, честность, патриотизм, здравый смысл, скромность и непритязательность в быту и др.    Формирование     этих    внутренних   качеств   личности    достигалось    путем соответствующего воспитания и сопрягалось с практическими делами, непосредственным поведением и результатами деятельности. На Руси было немало князей, царей, крупных политических деятелей, мыслителей и проповедников, ученых и т.д., которые вошли в историю как духовные наставники, просветители, поборники морали: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, декабристы, революционные демократы, которые очень многое сделали для укрепления и формирования духовно-нравственных устоев в обществе.

       Общепринятые  нормы поведения всегда занимали важное место в формировании духовной культуры на Руси. Так, уже в XII в. в  «Поучении» Владимира Мономаха отражены многие внешние правила и нормы поведения молодых княжичей.  «Молчи при старших, слушай премудрых, имей любовь со сверстными твоими и меньшими; научись языка воздержанью, ума смиренью; вставай до солнца, как мужи добрые делают, не ленись, ибо леность всем порокам мать; ленивый, что умел, то забудет, а что не умел, вовсе не научится».1

       Конечно, и общественный прогресс способствовал  взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте.

       Нужно отметить, что в наше время многие из этих правил носят буквально традиционный характер, и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, поднимаясь по лестнице, мужчина идет впереди  женщины – требование, которое  диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечным освещением, так как мужчина нес подсвечник, и на платье можно было легко наступить. Таким образом, и теперь, отчасти по традиции, мужчина поднимается по лестнице впереди женщины и спускается позади.

       У европейских народов принято  при приветствии пожимать друг другу  руку.

       Сегодня эта традиция истолковывается как  свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений.  «Вытянутая и открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия:   камня,   ножа   и   пр.   Если   другая сторона была также мирно настроена, следовало непроизвольное рукопожатие – приветствие».1

       Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам.

       Национально-психологические  особенности каждого народа наложили свой отпечаток на требования этикета. То, что принято в одной стране, может вызвать недоумение в другой; то, что считается приличным у одних народов,  оказывается недопустимым у других. Правда, в последние годы наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, что особенно заметно в деловой практике, тем не менее национальный колорит в поведении людей постоянно присутствует.

              У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому неприемлемо навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции.

       Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, которой  нужно было бы приносить в жертву личные благородные чувства, хороший вкус, естественное удобство и разумное, никому не мешающее благополучие. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности.

       Однако  такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами, нам недостаточно. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Серьезную помощь в построении правильной линии поведения человека может оказать осознанное следование «золотому правилу» нравственности. Формулировка «золотого правила»  нравственности следующая: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали к тебе.  

  1. Нормы и принципы профессионального  этикета.

       Милицейская служба сложна и многогранна. Она  всегда проходит на глазах у людей, в общении с ними и нередко связана с вторжением в сферу человеческих отношений, чувств, эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку.

         «Культура и этика милицейского  труда проявляются в разных  формах: в умении рационально  организовать свой рабочий день  и настойчиво осуществлять все  намеченные мероприятия (последовательность), грамотно составлять служебные документы (компетентность), правильно излагать свои мысли (эрудированность)».1

   Приветливо  здороваться, благодарить, внимательно  выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости –  все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем –  развиваются и совершенствуются в коллективе.

Информация о работе Общие правила поведения сотрудников милиции