Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:54, контрольная работа
В настоящее время существует необходимость изменить сложившийся шаблон восприятия сотрудника органов внутренних дел России, создать согласие и взаимопонимание между обществом и сотрудником ОВД. Способствовать осуществлению данной задачи во многом будет знание и соблюдение сотрудником органов внутренних дел профессионального этикета.
Введение 3
1. Понятие и история этикета 5
2. Нормы и принципы профессионального этикета 9
3. Общие правила поведения сотрудников милиции 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение 3
1. Понятие и история этикета 5
2. Нормы и
принципы профессионального
3. Общие правила поведения сотрудников милиции 12
Заключение 20
Список
использованной литературы 22
Введение
Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Общество всегда предъявляло наиболее высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел.
Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.
Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского. В повседневной деятельности сотрудника милиции важное место принадлежит культуре поведения на службе и в быту, умению вести себя в соответствии с нормами этикета, правилами хорошего тона, то есть – адекватно обстановке. Каждого человека, особенно сотрудника милиции, оценивают не только по профессиональным качествам, но и по внешнему виду, манере держаться, говорить, слушать собеседника.
Не следует забывать, что авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников органов правопорядка, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт и корректность, уважительное отношение к гражданам. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом Закона и Государства, поэтому его сугубо личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве превращаются почти в дело государственной важности.
В
современном обществе образ сотрудника
органов внутренних дел противоречив.
Он имеет свои исторические корни
и социально-психологические
В
настоящее время существует необходимость
изменить сложившийся шаблон восприятия
сотрудника органов внутренних дел
России, создать согласие и взаимопонимание
между обществом и сотрудником
ОВД. Способствовать осуществлению
данной задачи во многом будет знание
и соблюдение сотрудником органов
внутренних дел профессионального
этикета.
Каждое общество имело свою теорию морали и на ее основе разрабатывало подобающие своему времени и нравам правила приличия и обхождения с людьми. Для практической реализации таких правил и предназначен этикет. Если мораль, фигурально выражаясь, это общая нравственная стратегия, то этикет предоставляет тактические рекомендации должного поведения в тех или иных условиях.
«Этикет (от франц. – ярлык, этикетка) – это установленный порядок поведения где-либо, или, иными словами, свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к другим людям. Имеется в виду обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда (стиль и соответствие)».1
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Слова «этика» и «этикет» в русском языке так близки по написанию и произношению, что невольно напрашивается мысль об их общности по смыслу. Некоторая смысловая общность между ними действительно есть.
«Этикет по своей этимологии (но не по содержанию!) не имеет с этикой ничего общего – их созвучие случайно. Термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающий обычай, характер, образ мыслей. Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, в своем первоначальном значении включал свод правил, определявших форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных».2
Многие правила этикета нельзя выполнить без осознания цели, постановки перед собой конкретных задач, выбора средств достижения, иногда довольно продолжительных действий и анализа результатов нравственного поступка.
Правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, всегда были практически обоснованными. Их целесообразность зависела и зависит от
вопроса – в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.
Еще древние греки учили человека самостоятельно мыслить, различать добро и зло, красивое и безобразное. Они считали, что единство доброго и прекрасного отражает гармонию человека; его поступки должны быть красивыми и добродетельными.
Большое внимание этикету
Первыми руководствами по
«Так,
в Гамбурге в 1716 г. была издана книга
с обстоятельным названием «
В истории русской общественной мысли проблемам этики и этикета всегда уделялось большое внимание. Начиная с одного из первых русских философов – Иллариона в XII в., через все последующие века – период Древней Руси, затем Нового и Новейшего времени – они входили важной составной частью в философские произведения, летописи, былины, народные сказания и другие памятники духовной культуры. Особенностью этической мысли на Руси являлось обоснование духовности в качестве определяющей характеристики личности, почитание таких внутренних нравственных свойств, как храбрость, честность, патриотизм, здравый смысл, скромность и непритязательность в быту и др. Формирование этих внутренних качеств личности достигалось путем соответствующего воспитания и сопрягалось с практическими делами, непосредственным поведением и результатами деятельности. На Руси было немало князей, царей, крупных политических деятелей, мыслителей и проповедников, ученых и т.д., которые вошли в историю как духовные наставники, просветители, поборники морали: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, декабристы, революционные демократы, которые очень многое сделали для укрепления и формирования духовно-нравственных устоев в обществе.
Общепринятые нормы поведения всегда занимали важное место в формировании духовной культуры на Руси. Так, уже в XII в. в «Поучении» Владимира Мономаха отражены многие внешние правила и нормы поведения молодых княжичей. «Молчи при старших, слушай премудрых, имей любовь со сверстными твоими и меньшими; научись языка воздержанью, ума смиренью; вставай до солнца, как мужи добрые делают, не ленись, ибо леность всем порокам мать; ленивый, что умел, то забудет, а что не умел, вовсе не научится».1
Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте.
Нужно отметить, что в наше время многие из этих правил носят буквально традиционный характер, и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, поднимаясь по лестнице, мужчина идет впереди женщины – требование, которое диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечным освещением, так как мужчина нес подсвечник, и на платье можно было легко наступить. Таким образом, и теперь, отчасти по традиции, мужчина поднимается по лестнице впереди женщины и спускается позади.
У европейских народов принято при приветствии пожимать друг другу руку.
Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. «Вытянутая и открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа и пр. Если другая сторона была также мирно настроена, следовало непроизвольное рукопожатие – приветствие».1
Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам.
Национально-
У разных народов разные
Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, которой нужно было бы приносить в жертву личные благородные чувства, хороший вкус, естественное удобство и разумное, никому не мешающее благополучие. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности.
Однако
такой вежливости и правил поведения,
которые остаются этикетом и ограничиваются
лишь хорошими манерами, нам недостаточно.
Правила поведения нужно соблюдать осмысленно,
в зависимости от ситуации, места и времени.
Серьезную помощь в построении правильной
линии поведения человека может оказать
осознанное следование «золотому правилу»
нравственности. Формулировка «золотого
правила» нравственности следующая:
(Не) поступай по отношению к другим так,
как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали
к тебе.
Милицейская служба сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах у людей, в общении с ними и нередко связана с вторжением в сферу человеческих отношений, чувств, эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку.
«Культура и этика
Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости – все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем – развиваются и совершенствуются в коллективе.
Информация о работе Общие правила поведения сотрудников милиции