Моральные качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:21, реферат

Краткое описание

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми.

Файлы: 1 файл

мораль.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

                 Моральные качества. 

Профессиональная  этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные  качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского сада или школьного учителя — скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива. 

Профессиональная  этика, подчеркивая значимость тех или иных моральных качеств, конечно, не может и не должна предписывать, как нужно поступать сотруднику в той или иной ситуации. Поэтому это апеллирует к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение и деятельность работника, не исходя из конкретной ситуации, а в соответст­вии с общезначимым характером моральных требований и ценностей в обществе и в данной профессиональной группе. Однако, если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в пре­дельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов — это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных («законопослушных») граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством. 

Таким образом, анализируя специфику проявления общезначимых моральных ценностей и требований морали к той или иной профессиональной группе, профессиональная этика не только представляет теорию профессиональной морали, но вырабатывает практические рекомендации, повышающие эффективность служебной деятельности, способствующие нравственному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с населением, их авторитет и высокий социальный статус.

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

1. Моральные  ценности и нравственные идеалы 

2. Содержание  и особенности категории этики 

3. Справедливость  как нравственные смысл норм  и принципов права в деятельности  сотрудников органов внутренних  дел 

4. Моральные  аспекты профессионального риска  сотрудников правоохранительных  органов 

Литература 

1. Моральные  ценности и нравственные идеалы 
 

Простейшими и  исторически первыми формами  нравственного отражения были нормы  и их совокупность, образующая нравственный кодекс. 

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий. 

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных  принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др. 

Так, принцип  гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права. 

Коллективизм  требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с  общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи. 

Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно  значимого вида труда, честного и  добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру. 

Мораль требует  от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности  к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности. 

Так в моральном  сознании складывается понятие нравственного  идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина. 

В то же время  осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий  общественной жизни вызывает, в моральном  сознании мечту о совершенном  обществе, где будут созданы условия  для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов). 

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно  важной роли в процессе исторического  развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного  сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу. 

Добро и зло  наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения  и противопоставления нравственного  и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности. 

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями. 

Первоначально представления о добре формировались  вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются  все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни. 

Соответственно  злом моральное сознание считает  все, что препятствует единению и  согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества. 

Понятие нравственного  долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа. 

Требования нравственного  долга, выражающие ценности морали через  внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства  или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек - уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, - будет характеризовать его моральную развитость и зрелость. 

Мораль как  внутренний регулятор поведения  человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга. 

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя, их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства. 

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства. 

Понятия человеческого  достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства. 

При этом понятие  чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира. 

Достоинство имеет  более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит. 

Моральная ценность достоинства личности ориентируется  не на материальное благополучие и  преуспеяние, не на внешние знаки  признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов. 

Еще одним важнейшим  ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость. 

Информация о работе Моральные качества