Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми.
Принцип справедливости
конкретизируется в моральных заповедях:
не убий, не укради, не прелюбодействуй,
не нарушай чужих прав. Эти принципы актуализируются
в этических нормах и правилах этикета.
Справедливость
заключается в исполнении человеком
своих обязанностей, имея в виду,
что обязанности - это форма долженствования.
Обязанности могут быть разными: а) основанными
на обязательствах, принимаемых частными
или юридическими лицами при заключении
договора; б) обусловленными конституцией
и соответствующими законами; в) обусловленные
всеобщими нравственными представлениями
о человеческом достоинстве и праве личности
на уважение.
4. Моральные
аспекты профессионального
Достоинство - категория
этики, отражающая моральное отношение
человека к самому себе и общества
к индивиду. (Философский словарь)
Категория чести
очень близко примыкает к категории
достоинства. Эти категории практические
совпадают по своему объективному содержанию,
но различаются по форме. Оценка чести
- это оценка общественного мнения,
а оценка достоинства - это прежде всего
дело самой личности. В данном случае акцент
переносится на собственную самооценку,
которая базируется на осознании своих
заслуг перед обществом и своей личной
самоценности.
Достоинство выступает
часто как реакция на тот или
иной тип отношения к себе. Это позволяет
рассматривать честь как понятие мировоззренческое,
а достоинство - эмоциональное.
Понятие достоинства
имеет многоплановую структуру.
Так, если любой человек имеет
законное право на защиту своего достоинства
правоохранительными
Чувство профессионального
достоинства основывается на понимании
сотрудниками правоохранительных органов
сложности, трудности и важности
для общества своей профессии, чувстве
гордости своей профессией.
Достоинство для
человека имеет не меньшую, а чаще
большую роль, чем материальное благополучие,
здоровье или даже сама жизнь.
Поэтому всегда
и везде охрана и защита достоинства
человека - важнейшая цель всех политико-правовых
институтов и любой государственности.
Это выдвигает необходимость утверждения
принципа человеческого достоинства как
абсолютно нравственно-правового принципа
правопорядка. Этот принцип:
· устанавливает,
что только тот имеет право
на применение закона к поведению человека,
кто по-настоящему уважает неповторимую
индивидуальность другого и не допускает
отношения к нему просто как средству,
но всегда только как к цели общественного
развития, к достижению общего блага;
· запрещает
в процессе профессионально-
· предписывает
в полную меру использовать процессуальные
и институциональные
Понятие «честь
мундира» можно определить как совокупность
моральных качеств, которые должны
быть присущи сотруднику правоохранительных
органов: самоотверженное выполнение
своего служебного долга в соответствии
с такими понятиями как: профессиональная
честь сотрудника и честь коллектива,
верность профессии, чувство профессионального
достоинства, профессиональная совесть,
моральная ответственность. Это отражено
в Кодексе чести рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел Российской
Федерации:
П-ф 1. Долг чести
сотрудника органов внутренних дел
- быть примером в исполнении законов
Российской Федерации, уважении и защите
личности, человеческого достоинства
гражданина, независимо от его происхождения,
национальности, социального статуса,
политических, религиозных или мировоззренческих
убеждений в соответствии с Конституцией,
международными правовыми нормами и общечеловеческими
принципами морали.
П-ф 2. Быть верным
Присяге, гражданскому и служебному долгу,
глубоко осознавать свою личную ответственность
за защиту жизни, здоровья, прав и свобод
граждан, собственности, интересов общества
и государства от преступных и иных противоправных
посягательств.
П-ф 4. помнить старинное
российское правило: «Честь - в службе!».
Честно и добросовестно выполнять должностные
обязанности на любом порученном участке,
эффективно и профессионально действовать
по раскрытию и расследованию преступлений,
охране общественного порядка.
Делом отстаивать
честь и авторитет своего подразделения,
а также находить взаимопонимание с сотрудниками
других служб, уважая их профессиональное
достоинство.
П-ф 5. Не терять
самообладания и достоинства
при вынужденном и правомерном
применении физической силы и специальных
средств, когда переговоры или убеждения
оказались неэффективными.
П-ф 9. С честью
и достоинством носить форменную
одежду. Всем своим поведением подавать
пример высокой порядочности и тактичного
обращения с окружающими, как
на службе, так и в семье и в быту.
П-ф 12. Высокая
честь - заслужить право гордиться
своей профессией, достойно носить
звание сотрудника органов внутренних
дел Российской Федерации.
Литература
1. Гусейнов А.А.
, Апресян Р.Г. Этика/ А.А.
2. Кукушин Н.В.
Твоя профессиональная этика/
Н.В. Кукушин. - М., 1994.
3. Кондрашов
В.А. Этика., Чичина Е.А. Эстетика.
- Ростов-на-Дону, 1998.
4. Профессиональная
этика сотрудников
5. Психология. Педагогика.
Этика: Учебник для вузов. - М., 1999.
6. Фромм Э.
Психоанализ и этика/ Э. Фромм.
- М., 1998.
7. Шрейдер Ю.А
Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер.
- М., 1994.
8. Шрейдер Ю.А.
Этика/ Ю.А. Шрейдер. - М., 1998.
9. Юм Д. Трактат
о человеческой природе/ Д. Юм. - Минск,
1998.
10. Хабермас Ю.
Демократия. Разум. Нравственность/
Ю. Хабермас. - М., 1992.
11. Шопегауэр
А. Свобода воли и