Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми.
Принцип справедливости 
конкретизируется в моральных заповедях: 
не убий, не укради, не прелюбодействуй, 
не нарушай чужих прав. Эти принципы актуализируются 
в этических нормах и правилах этикета. 
Справедливость 
заключается в исполнении человеком 
своих обязанностей, имея в виду, 
что обязанности - это форма долженствования. 
Обязанности могут быть разными: а) основанными 
на обязательствах, принимаемых частными 
или юридическими лицами при заключении 
договора; б) обусловленными конституцией 
и соответствующими законами; в) обусловленные 
всеобщими нравственными представлениями 
о человеческом достоинстве и праве личности 
на уважение. 
4. Моральные 
аспекты профессионального 
 
Достоинство - категория 
этики, отражающая моральное отношение 
человека к самому себе и общества 
к индивиду. (Философский словарь) 
Категория чести 
очень близко примыкает к категории 
достоинства. Эти категории практические 
совпадают по своему объективному содержанию, 
но различаются по форме. Оценка чести 
- это оценка общественного мнения, 
а оценка достоинства - это прежде всего 
дело самой личности. В данном случае акцент 
переносится на собственную самооценку, 
которая базируется на осознании своих 
заслуг перед обществом и своей личной 
самоценности. 
Достоинство выступает 
часто как реакция на тот или 
иной тип отношения к себе. Это позволяет 
рассматривать честь как понятие мировоззренческое, 
а достоинство - эмоциональное. 
Понятие достоинства 
имеет многоплановую структуру. 
Так, если любой человек имеет 
законное право на защиту своего достоинства 
правоохранительными 
Чувство профессионального 
достоинства основывается на понимании 
сотрудниками правоохранительных органов 
сложности, трудности и важности 
для общества своей профессии, чувстве 
гордости своей профессией. 
Достоинство для 
человека имеет не меньшую, а чаще 
большую роль, чем материальное благополучие, 
здоровье или даже сама жизнь. 
Поэтому всегда 
и везде охрана и защита достоинства 
человека - важнейшая цель всех политико-правовых 
институтов и любой государственности. 
Это выдвигает необходимость утверждения 
принципа человеческого достоинства как 
абсолютно нравственно-правового принципа 
правопорядка. Этот принцип: 
· устанавливает, 
что только тот имеет право 
на применение закона к поведению человека, 
кто по-настоящему уважает неповторимую 
индивидуальность другого и не допускает 
отношения к нему просто как средству, 
но всегда только как к цели общественного 
развития, к достижению общего блага; 
· запрещает 
в процессе профессионально-
· предписывает 
в полную меру использовать процессуальные 
и институциональные 
Понятие «честь 
мундира» можно определить как совокупность 
моральных качеств, которые должны 
быть присущи сотруднику правоохранительных 
органов: самоотверженное выполнение 
своего служебного долга в соответствии 
с такими понятиями как: профессиональная 
честь сотрудника и честь коллектива, 
верность профессии, чувство профессионального 
достоинства, профессиональная совесть, 
моральная ответственность. Это отражено 
в Кодексе чести рядового и начальствующего 
состава органов внутренних дел Российской 
Федерации: 
П-ф 1. Долг чести 
сотрудника органов внутренних дел 
- быть примером в исполнении законов 
Российской Федерации, уважении и защите 
личности, человеческого достоинства 
гражданина, независимо от его происхождения, 
национальности, социального статуса, 
политических, религиозных или мировоззренческих 
убеждений в соответствии с Конституцией, 
международными правовыми нормами и общечеловеческими 
принципами морали. 
П-ф 2. Быть верным 
Присяге, гражданскому и служебному долгу, 
глубоко осознавать свою личную ответственность 
за защиту жизни, здоровья, прав и свобод 
граждан, собственности, интересов общества 
и государства от преступных и иных противоправных 
посягательств. 
П-ф 4. помнить старинное 
российское правило: «Честь - в службе!». 
Честно и добросовестно выполнять должностные 
обязанности на любом порученном участке, 
эффективно и профессионально действовать 
по раскрытию и расследованию преступлений, 
охране общественного порядка. 
Делом отстаивать 
честь и авторитет своего подразделения, 
а также находить взаимопонимание с сотрудниками 
других служб, уважая их профессиональное 
достоинство. 
П-ф 5. Не терять 
самообладания и достоинства 
при вынужденном и правомерном 
применении физической силы и специальных 
средств, когда переговоры или убеждения 
оказались неэффективными. 
П-ф 9. С честью 
и достоинством носить форменную 
одежду. Всем своим поведением подавать 
пример высокой порядочности и тактичного 
обращения с окружающими, как 
на службе, так и в семье и в быту. 
П-ф 12. Высокая 
честь - заслужить право гордиться 
своей профессией, достойно носить 
звание сотрудника органов внутренних 
дел Российской Федерации. 
Литература 
1. Гусейнов А.А. 
, Апресян Р.Г. Этика/ А.А. 
2. Кукушин Н.В. 
Твоя профессиональная этика/ 
Н.В. Кукушин. - М., 1994. 
3. Кондрашов 
В.А. Этика., Чичина Е.А. Эстетика. 
- Ростов-на-Дону, 1998. 
4. Профессиональная 
этика сотрудников 
5. Психология. Педагогика. 
Этика: Учебник для вузов. - М., 1999. 
6. Фромм Э. 
Психоанализ и этика/ Э. Фромм. 
- М., 1998. 
7. Шрейдер Ю.А 
Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер. 
- М., 1994. 
8. Шрейдер Ю.А. 
Этика/ Ю.А. Шрейдер. - М., 1998. 
9. Юм Д. Трактат 
о человеческой природе/ Д. Юм. - Минск, 
1998. 
10. Хабермас Ю. 
Демократия. Разум. Нравственность/ 
Ю. Хабермас. - М., 1992. 
11. Шопегауэр 
А. Свобода воли и