Этика взаимоотношений руководителя и подчинённого

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Я выбрала эту тему, потому что когда я закончу университет, мне неминуемо придётся вступить в систему межличностных отношений между руководителем и непосредственно мной, то есть подчинённым. Поэтому уже в процессе учёбы полезно познакомиться со спецификой взаимоотношений управляющего и управляемого, понять, как надо правильно обращаться со своим начальником, а возможно, ещё и с подчинёнными, как изучить своего руководителя, понять, что это за человек и какие требования он выдвигает к подчинённым.

Оглавление

Введение
1.Понятие, структура, функции и формы управленческого общения.
2.Культура речи руководителя.
3.Управленческое общение, непосредственно связанное с деятельностью органов внутренних дел.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

2. Служебно-товарищеская  форма общения. Это общение  между коллегами, в основу которого  положены административно-моральные  нормы.

3. Дружеская форма общения.  Это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными. В основе такого общения лежат  морально-психологические нормы  взаимодействия.

2.Культура речи руководителя.

Культура речи - составная  часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Она, как известно, может быть привита сотруднику лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры подражания. Речь сотрудника, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образованности, культурности.

Культура речи обязывает  сотрудника придерживаться следующих  речевых норм:

  • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
  • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
  • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
  • логичности, предполагающей последовательность,

непротиворечивость и  обоснованность изложения мыслей;

  • доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
  • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
  • уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

Культура речи является интегративной  характеристикой, включающей три группы параметров:

-содержание сообщения;

-форма высказываний;

-речевой этикет.

1) Оценивая воздействие речи по содержательной стороне, обычно выделяют следующие характеристики: насыщенность речи информацией, логичность, точность, понятность её собеседнику, целесообразность (уместность).

 Информативность речи  зависит, прежде всего, от новизны  и важности или ценности для  слушателя сообщаемых фактов. Она  существенно повышается в зависимости  от способности говорящего к  анализу и обобщению, которые  особенно важны, так как всегда  присутствуют в общении руководителя  и подчинённого. Информативность  речи существенно зависит от  полноты раскрытия основной мысли,  её иллюстрации необходимыми  фактическими данными, практическими  примерами. При этом следует  помнить, что информативность  снижается при наличии в речи  лишней информации, не относящейся к предмету обсуждения.

 Во время подготовки  к любому виду управленческого  общения, например, к беседе, нужно  проработать логику передачи  информации, обсуждения каждого  конкретного вопроса. Основой  логичности речи является логичность  мышления. Поэтому руководителю  необходимо постоянно развивать  в себе способность к чёткому  мышлению. Целесообразно также обучение  основным положениям и законам  логики. Логичность речи положительно  влияет на способность слушателя  воспринимать информацию.

 Ни в коем случае  руководителю нельзя пользоваться  словами, понятиями и терминами,  значение которых он не знает  точно. Они будут звучать неестественно,  а скорее всего, и неуместно,  и речь потеряет точный свой  смысл и это приведёт к неточному  её пониманию подчинённым. Чтобы  этого избежать, надо знать следующие условия для создания точной и правильной речи:

-знание предмета речи;

-знание языка;

-владение речевыми навыками.

Наряду с этими понятиями  фигурирует такая характеристика, как  понятность. Она предполагает, с  одной стороны, учёт интеллектуального  потенциала собеседника, его предварительной  осведомлённости в обсуждаемой  теме, а с другой – «упрощение» материала до этого уровня.

2) Вторая группа параметров, связанная с формой высказывания, включает в себя следующие  характеристики: правильность и  чистота, богатство (разнообразие  знаковых средств), выразительность и образность.

 В устном общении  правильность речи заключается  в соблюдении грамматических, лексических,  фразеологических, стилистических  и других норм языка. Чистота  речи предполагает отсутствие  слов-паразитов, жаргона, вульгарных  слов. Кроме этого, речь загрязняют  неправильные ударения, иноязычные  слова, профессионализмы и канцеляризмы. Чистота речи существенно зависит  от чёткости дикции. Богатство  речи достигается путём исключения  неоправданного повторения слов, однотипных речевых конструкций  и тому подобное. Выразительность  и образность заключается в  таком подборе и построении  предложения, которое лучше и  точнее всего передаёт мысль.  Это качество речи достигается  путём использования слов и  словосочетаний в необычном, метафорическом  значении. Большое влияние на  слушателей производит оригинальность  высказываний. Выразительность речи  тесно связана с невербальными  средствами общения (жесты, мимика, поза), о которых пойдёт речь ниже.

 Ошибки в словах  и выражениях, пусть даже самые  мелкие, приводят к моментальному  акцентированию на них внимания  собеседника, и, как следствие,  утери нити разговора. Это может  пагубно сказаться на корректном  понимании подчинённым того, что  от него впоследствии потребуют.  Точные, яркие, образные выражения,  наоборот, заставляют заинтересовавшегося  собеседника глубже вникнуть  в суть беседы, дополнительно,  уже самостоятельно, осмыслить тот  аспект, который был выделен в  разговоре. Поэтому здесь надо  быть внимательным: никогда не  выделять второстепенную информацию оригинальным высказыванием. В этом случае подчинённый может неправильно понять основную цель.

3) обязательным элементом  высокой культуры речи является  речевой этикет. Приветствие, извинение,  просьба, предложение, выражение  радости, восхищения, признательности  и многое другое будет правильно  воспринято собеседником при  условии соблюдения речевого  этикета, который можно определить  как совокупность правил, норм, словесных  формул и ритуалов, исторически  сложившихся в определённой среде.  Речевое поведение человека должно  проявлять его глубокое, искреннее  уважение к другим людям. Речевой  этикет делает общение человека  с другими приятным, желанным. Он  способствует установлению контакта  между людьми, поддержанию доброжелательной  атмосферы общения, ориентирует  нас на такие правила общения,  которые способствуют наиболее  эффективной и содержательной  коммуникации. Руководителю целесообразно  изучать и овладевать нормами  этикета, но в любом случае  нужно помнить, что основными  требованиями этикета являются  вежливость, внимательность, сдержанность. Недопустимы слишком громкая  речь, чрезмерная жестикуляция. Неэтично  во время разговора толкать  человека, дёргать за одежду, хлопать  по плечу, шептать на ухо,  напоминать о физических недостатках и тому подобные вещи.

 Совокупность обстоятельств  общения, влияющих на выбор  языковых средств, называется  речевой ситуацией. Чтобы её  определить, нужно ответить, как  минимум, на три вопроса: с  кем говорить? (один человек или  несколько), где? (в официальных или  неофициальных условиях), с какой  целью? (информирование, влияние, управление). В зависимости от речевой ситуации, используют следующие стили речи: разговорный, научный, официально-деловой,  публицистический, художественный. Все  стили имеют устную и письменную  формы. Условием успешного управленческого  общения является, в основном, разговорным  и официально-деловым стилями.  Вместе с тем, навыки использования  устных форм научного, публицистического  и художественного стилей существенно  повышают коммуникативные качества  руководителя.

Культура  речи  среди  правил  приличия,  имеющих  наибольшее   практическоезначение, играет особую роль.  Она  предполагает  лингвистические  умения  инавыки, умение подобрать  для выражения  своих  мыслей  правильные  и  нужныеслова и  построить из них фразы, использование  словесных  формул  вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи,  эмоциональную  окраскуслов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую  грамотность,  богатыйлексикон. Речь несвязная, невыразительная,  заштампованная  не  способствуетвысокой эффективности общения, не убеждает  и  не  оставляет  впечатление  вдушах людей.

Недопустимым элементом  речи руководителя является сквернословие.

Для  того,  чтобы  научиться  хорошо  говорить,  необходимо  научиться  ясномыслить, а для  этого необходимо быть эрудированным, образованным  человеком,уметь убеждать, размышлять,  анализировать.  Нужно  владеть  техникой  речи,постоянно  пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

Правила общения  с людьми:

1. Необходимо проявить  интерес к людям, быть внимательным  к ним.

2. Нужно уметь давать  указания своим подчиненным.

3.  Нужно  стараться   запомнить  имена  подчиненных   и  обращаться   к   ним

непринужденно.

4. В служебных отношениях  важно развивать  и  поддерживать  чувство  личногодостоинства  каждого работника.

5. Нельзя высмеивать, осуждать  людей, нужно  уметь  ставить   себя  на  местоосуждаемых.

6. Умение приветствовать  людей также способствует авторитету  руководителя.

7. Умение слушать является  критерием коммуникабельности.

3. Управленческое общение,  непосредственно  связанное с деятельностью органов  внутренних дел

Особую роль в служебном  коллективе играют отношения субординации и сопутствующие им нравственные отношения между начальником  и подчиненным, которые определяются такими понятиями, как «этика руководителя»  и «этика подчиненного».  Здесь  под этикой понимается практика морального общение руководителя и подчиненного, определенные моральные правила, регулирующие их общение и деятельность, а также нравственные качества, которыми они обладают или должны обладать.

Несмотря на то что понятие  «профессия – руководитель» еще  с трудом входит в наш лексикон, надо признать, что руководитель –  это все-таки профессия, и поэтому  этику руководителя надо рассматривать  как существенный элемент профессиональной этики и профессия «руководитель» вообще. Конечно, начальник управления, командир подразделения имеют специальность, специальное образование, связан ЕС профессиональной принадлежностью, и  вместе с тем они – руководители,  их статус определяется прежде всего  их служебным, должностным положением управленцев.

Поскольку профессиональная этика отражает различный уровень  развития морального сознания и нравственных требований к тем или иным профессиональным группам, поскольку этика руководителя правоохранительного органа представляют собой специфическу проявления общих  моральных требований общества к  нему прежде всего как к руководителю,  а также как к специалисту  уголовного розыска, следователю, криминалисту и т.п.  Являясь конкретизацией общих моральных категорий, принципов, норм, профессиональная этика определяет место морали в деятельности работников данной профессии, значимость тех или  иных моральных требований в их служебной  работе, осознания ими престижа данной профессии, их понимания профессионального  долга, чести, ответственности. Главным, определяющим специфику управленческого  труда руководителя являются те моральные  нормы, которые выражают его отношение  к подчиненным ему людям.

От руководителя требуется  терпимость и внимание к нуждам подчиненных. Чем больше будет проявлено при  этом теплоты и заботы, тем легче  будет найден путь к их взаимопониманию. Часто встречается мнение, что  между руководителем и подчиненным  должна быть дистанция, что добрые отношения и требовательность несовместимы. Но практика показывает, что демократичность отношений между начальником и подчиненными не только не мешает делу, но напротив – позволяет создать работоспособный коллектив, объединенный общей задачей. Речь идет не о панибратстве, а именно о деловых отношениях, основанных на уважении друг друга. Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не просто как отношение одной личности к другой, а как действие лица, наделенного властью над другим.

Например, личная неприязнь  руководителя к кому-либо из членов коллектива не должна выражаться в  действиях, показывающих неприязнь, ибо  они могут быть интерпретированы как соответствующая оценка начальником  личных, профессиональных или иных качеств человека. И наоборот, личные дружеские отношения начальника с подчиненным не должны переноситься в сферу служебных отношений. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные  отношения на основе личных симпатий. Вот почему начальник должен быть предельно объективен в отношении  подчиненных и выдержан в своих  поступках. Ему необходимо постоянно  помнить о нормах поведения, воспитывать  в себе привычку и потребность  соблюдать их в любых ситуациях.

Труд любого руководителя, тем более руководителя правоохранительных органов, вызывает большие затраты  нервной энергии, что может сказаться  на его действиях. Но несмотря на это, руководитель любого ранга должен быть всегда и везде вежлив, корректен  и тактичен. И у него могут быть плохое настроение или самочувствие, неприятности или неурядицы, но служебное  положение обязывает его держать  себя с людьми ровно, предупредительно, приветливо, не терять самообладание  при любых обстоятельствах.

Информация о работе Этика взаимоотношений руководителя и подчинённого