Этика взаимоотношений руководителя и подчинённого

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Я выбрала эту тему, потому что когда я закончу университет, мне неминуемо придётся вступить в систему межличностных отношений между руководителем и непосредственно мной, то есть подчинённым. Поэтому уже в процессе учёбы полезно познакомиться со спецификой взаимоотношений управляющего и управляемого, понять, как надо правильно обращаться со своим начальником, а возможно, ещё и с подчинёнными, как изучить своего руководителя, понять, что это за человек и какие требования он выдвигает к подчинённым.

Оглавление

Введение
1.Понятие, структура, функции и формы управленческого общения.
2.Культура речи руководителя.
3.Управленческое общение, непосредственно связанное с деятельностью органов внутренних дел.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Первым среди них нужно  назвать оптико-кинетическую систему  знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая  системы знаков представляют собой  также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая  система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая  система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи.

В целом все системы  невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а  иногда самостоятельную) роль в коммуникативном  процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим  людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона  общения

Интерактивная сторона общения  связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием  общения. Описывая общение, мы чаще всего  используем слова, обозначающие действия. Например, «при решении вопроса мы топтались на одном месте» или  «он давил на меня, но я не поддался».

В своем собственном общении  мы реагируем на действие партнера, причем в одном случае нам кажется, что партнер нас толкает на что-то, а мы сопротивляемся, в другом – что наши действия едины, мы «заодно» и т. д. За словами стоят действия, причем за одними и теми же словами  могут стоять разные действия. Поэтому, общаясь, мы задаем себе вопрос: «Что собеседник делает?», отвечаем на него и свое поведение строим, исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также  их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе большое  значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно  и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание  включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении  о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности  ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно  слушать, наблюдать анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают  планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение  партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные  типы взаимодействий. Наиболее часто  выделяются два типа взаимодействия: кооперация (сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей.

Деловое взаимодействие организуется на основе принятых правил и норм, которые  устанавливаются законодательными актами, служебными инструкциями, этическими кодексами, а также определяются принципами делового этикета.

Деловое общение – это  процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или  реализацию определенной цели. Общение  начинается с формирования идеи и  облечения ее в слова. Уже на этой стадии возможно возникновение барьера для взаимопонимания.

Установлению взаимопонимания  может препятствовать эмоциональное состояние партнера.

По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение можно  условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между  партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение  обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия  и внушения, чем косвенное, в нем  непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение  отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые  требуют своего решения. В деловом  общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

«либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);

«организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании  с доверием и уважением к людям);

«манипулятор» (умеренное  внимание к работе, незначительное внимание к людям);

«пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);

«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

Перцептивная  сторона общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между  участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь  истолковано по-разному: или как  понимание целей, мотивов, установок  партнера по взаимодействию, или как  не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что  позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого  рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое  значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком  другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная  перцепция» исследователи называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для  нашего случая точным.

Необходимо знать следующие  особенности перцепции: идентификация, стерео типизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия.

Идентификация — это уподобление  себя другому, когда представление  о внутреннем состоянии партнера вырабатывается на основе попытки поставить себя на его место.

Стерео типизация —  это восприятие партнера на основе некого стереотипа, т.е. прежде всего  как представителя определенной социальной группы.

Рефлексия — попытка одного партнера детально представить и  пережить то, как его воспринимает другой.

Обратная связь — это  осмысление ответных реакций партнера по общению.

Эмпатия — это эмоциональный  отклик на поведение и высказывание партнера.

Для того чтобы более точно  обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а  о межличностной перцепции, или  межличностном восприятии. Именно эти  процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Но кроме этого возникает  необходимость и еще в одном  комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова  «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Другая попытка построить  структуру взаимодействия связана  с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным  понятием при описании социального  поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление  действий, имеющих целью вызвать  соответствующую реакцию со стороны партнера...»),

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Функции управленческого общения.

 Предмет изучения общения  руководителя с подчинённым является  многосторонним и неоднозначным.  В процессе взаимодействия субъект  и объект управления выполняют  сотни различных функций, которые  в свою очередь подразделяются  на интегральные (охватывающие деятельность  организации в целом) и локальные  (осуществляющие непосредственно  конкретное общение).

 Для такого аспекта  рассмотрения, как этика делового  общения в управлении, наиболее  важны следующие функции:

1.Функция социализации. Включаясь  в совместную деятельность и  общение, молодые сотрудники не  только осваивают коммуникативные  умения и навыки, но и учатся  быстро ориентироваться в собеседнике,  ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также  очень важно как в плане  межличностной адаптации, так  и для осуществления непосредственной  профессиональной деятельности. Важное  значение имеет приобретаемое  при этом умение действовать  в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое  отношение к другим сотрудникам.

2.Контактная функция.  Цель этой функции – установление  контакта как состояния обоюдной  готовности руководителя и подчинённого  к приёму и передаче сообщения  и поддержания взаимосвязи в  форме взаимоориентированности.

3.Координационная функция,  цель которой – взаимное ориентирование  и согласование действий различных  исполнителей при организации  их совместной деятельности.

4.Функция понимания, того  есть не только адекватное  восприятие и понимание смысла  сообщения, но и понимание партнёрами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и так  далее).

Эмотивная функция, цель которой  – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение  с их помощью собственных переживаний  и состояний.

 Ориентация в этих  функциях и умелое пользование  ими помогает выявить причины  возникающих трудностей при реализации  конкретной задачи управленческого  общения. Разработка теоретических  основ управленческого общения  имеет своей целью повышение  его эффективности. Поэтому не  праздным является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным. Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более партнёров, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может ставить своей целью убедить подчинённого в необходимости выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может стремиться отказаться от этого поручения. Цели противоположны и, при отсутствии компромиссного решения, решение для одного из участников будет «неэффективным».

 Эффективность управленческого  общения нельзя рассматривать  в отрыве от управленческой  деятельности в целом. Коммуникация  является условием и элементом  управленческой деятельности, поэтому  эффективным следует считать  такое управленческое общение,  которое обеспечивает достижение  целей управленческой деятельности  посредством оперативной передачи  необходимой информации, оптимального  психологического воздействия, взаимопонимания  между объектом и субъектом  управления и их оптимального  взаимодействия.

Формы управленческого общения.

Выделяют несколько форм управленческого общения:

1. Субординационная форма  общения. Это общение между  руководителями и подчиненными, в основу которого положены  административно-правовые нормы.  Такое общение складывается как  между руководителями и исполнителями,  так и между руководителями  разных уровней. Субординационная  форма общения может носить  линейный, функциональный и смешанный,  линейно-функциональный характер. При  линейных отношениях у каждого  руководителя может быть несколько  подчиненных, но каждый подчиненный  непосредственно имеет только  одного руководителя. Что касается функциональных отношений, то работник (или сектор) может подчиняться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной функции.

Информация о работе Этика взаимоотношений руководителя и подчинённого