Этика деловой беседы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ 3
БЕСЕДЫ

ФАКТОРЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ
УСПЕШНОЙ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ 6

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕЛЕВОЙ БЕСЕДЫ 10

ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ 15

АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

АНО ВПО.docx

— 40.86 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Деловая этика»

Тема: «Этика деловой беседы»

 

Выполнил: студент 

        

 

    Проверил:  

                                                                           преподаватель

                                                                           

Щелково

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                      3

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ        3

БЕСЕДЫ

 

  1. ФАКТОРЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ

УСПЕШНОЙ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ                                             6

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕЛЕВОЙ БЕСЕДЫ                           10

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ                          15

 

  1. АНАЛИЗ ИТОГОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ                                    18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Специфика делового общения обусловлена  тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловая беседа является самой распространенной формой делового общения. Проведение деловой  беседы - это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении словом, того, насколько мы владеем культурой делового общения.

Практика показывает, что в любом  деле успех более чем на 50% зависит от умения налаживать контакты.

 

1. История развития принципов этики деловой беседы

Деловая беседа является одной из составляющих делового общения. Этику  деловой беседы можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их личных коммуникативных  взаимодействий в рамках делового общения.

В социально-философском плане  этика деловой беседы определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом  общественного сознания.

Отличительной особенностью этого  типа общности является то, что здесь  еще нет того разрыва между  этическими нормами делового общения  и общими представлениями о нравственной жизни, который появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения и, в том числе, деловой беседы. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственности все еще продолжают играть главную роль.

Такой характер этики делового общения  мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям.

Первостепенная роль этическим  нормам ритуала, обычая отводится в  деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551-479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место  в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет  их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы) «сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду».

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел.

Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. Критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. На первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма.

Поэтому человек с «рыночным  характером» (по определению Эриха  Фромма) постоянно находится в  состоянии противоречия, характеризуется  раздвоенным сознанием. С одной  стороны, проводя деловую беседу, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой о максимизации прибыли любыми средствами. С одной стороны, в качестве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и порядочности. С другой стороны, существующая рыночная реальность диктует ему соответствующее поведение.

Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI-XVII вв. И на определенное время в известной степени это ему удалось. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении. С точки зрения протестантизма, верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается как Божье призвание и святое дело.

Поэтому и получение прибыли  в этике протестантизма также  считается богоугодным делом. Но при этом существует очень важное условие: оно должно быть полезным ближним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

В эпоху «дикого капитализма» (Западная Европа, США в XIX - середина XX в.) в этике делового общения и, в частности деловой беседы на первый план стала выходить жажда наживы. Все высокие нравственные принципы и ценности, в том числе и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль, но и самоидентификация личности.

В современных развитых странах  соблюдение этических норм в деловом общении и при проведении деловой беседы признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Перейдем теперь непосредственно  к рассмотрению принципов проведения успешной деловой беседы.

 

2. Факторы, сопутствующие  проведению успешной деловой  беседы

Деловое общение - это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижением определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно  разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой  эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

В развернутом виде в общении  можно выделить следующие этапы: установление контакта; ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); обсуждение вопроса или проблемы; принятие решения; выход из контакта.

Деловая беседа относится к этапу  обсуждения вопроса или проблемы. Чаще всего обсуждение и решение  проблемы происходит в форме деловой  беседы. На этом этапе контакт уже  установлен и впечатление деловых  людей, участвующих в переговорах, друг о друге, как правило, уже  сложилось. Путем соблюдения этических принципов деловой беседы можно упрочить хорошее впечатление, сложившееся на предварительных стадиях делового общения или же улучшить неблагоприятное мнение о себе и загладить промахи, произошедшие на ранних этапах переговоров. Все это, в конечном счете, будет способствовать достижению успеха на переговорах.

При проведении деловой беседы важнейшую  роль играют сопутствующие факторы, не учитывая которые можно заведомо обеспечить провал деловых переговоров. Прежде всего, необходимо произвести подготовку к деловой беседе.

Практика показывает, что из 10 бесед, которые подготовлены заранее, 7 проходят успешно, а из 10 неподготовленных - только 3. Получив отказ, труднее добиться положительного решения, чем при  первой встрече.

Общая подготовка к беседе предполагает доскональное изучение вопроса. Нужно подготовить базу для ведения разговора и продумать ответы на следующие вопросы:

· В чем суть вашего предложения?

· Почему вы обращаетесь с данным предложением к этому лицу?

· Как связано ваше предложение  с другими сторонами деятельности фирмы?

· Какие выгоды получит ваш партнер  от принятия вашего предложения?

· Каковы «минусы» этого предложения  для партнера?

· Почему все же вы настаиваете  на принятии своего предложения?

· В каком положении окажется фирма или партнер в случае, если по каким-то причинам реализация вашего предложения будет прекращена?

Успех во многом зависит от того, как  подать предложение, а выбор формы  подачи определяется особенностями  тех к кому оно обращено.

Поэтому следует выяснить:

· Компетентность партнера, т.е. в состоянии  ли он решить вопрос или обратиться следует к более знающему или  обладающему большими полномочиями.

· Что представляет фирма или  организация, какие в ней взаимоотношения. Эти знания дадут возможность вести разговор в рамках традиционного в этой системе подхода.

· Кто из знакомых бизнесменов имел дело с этой фирмой или человеком. Каковы их впечатления.

· Чего опасается, на что надеется партнер.

· Предполагаемую позицию по данному  вопросу. Знание ее позволяет строить  аргументацию. Например, если партнер  против, нужно включить доводы, которые могли бы поколебать его позицию.

· Особенности характера партнера, предпочитаемая им психологическая позиция и его манеры ведения разговора. Эта важная деталь, т.к. есть трудные собеседники, разговор с которыми может провалиться, если не настроить себя соответствующим образом.

· Жизненные установки и принципы партнера. Представление о них  позволяет легче найти подход к партнеру.

· Потребности партнера. Знание стремлений и желаний партнера помогает оценить, насколько может заинтересовать ваше предложение, и представить последнее в выгодном свете. Это еще необходимо для успешной аргументации.

Информация о работе Этика деловой беседы