Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:59, реферат
Целью написания данной работы является рассмотрение выбранной темы: «Этические проблемы деловых отношений».
При написании работы, мною были использованы следующие источники: учебник Шеламова Г. М. «Этикет делового общения». В учебном пособии для экономических вузов - Этика бизнеса Ю. Ю. Петрунина изложены основные темы, проблемы, подходы, концепции этики бизнеса. Опираясь на классические западные работы, авторы адаптируют разнообразный теоретический и практический материал к российским условиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ 12
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
• Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
• Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо на права личности).
• Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парсто об оптимальной сделке).
•
Никогда не делай того, что могло
бы повредить слабейшим в нашем
обществе (принцип основан на правиле
распределительной
• Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Указанные
принципы в той или иной степени
присутствуют и признаются справедливыми
в различных деловых культурах. Идеальной,
хотя и весьма отдаленной целью мирового
делового сообщества становится тип отношений,
основанный на торжестве морально-этических
принципов. Одним из важнейших шагов в
этом направлении можно считать принятую
в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию
Ко – «Принципы бизнеса».
В Декларации предпринята попытка объединить
основы восточной и западной деловых культур,
ее инициаторами были руководители крупнейших
национальных и транснациональных корпораций
США, Западной Европы и Японии.
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
• соотношение целей и средств их достижения;
• соотношение личных и общественных интересов;
•
выбор между краткосрочной
• соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях1:
• отношения между организациями;
• отношения между организациями и государством;
•
отношения между организациями-
• отношения между организациями и владельцами (инвесторами);
• отношения между организациями и местными сообществами;
• отношения между организациями и окружающей средой.
Наиболее часто возникает проблема отношений между организациями-производителями и потребителями. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет продана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, ее внешнего вида и рабочих характеристик продукции. Как показывает практика, в рыночной системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда производитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар, не выполняющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, производитель чаще всего предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один, в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.
Другая,
не менее важная моральная проблема
отношений между организациями-
Взаимоотношения между организациями и окружающей средой являются одной из острейших проблем современности. Обострение экологической ситуации на планете оказало на предпринимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возникла новая и обширная сфера приложения капитала:
• разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;
• разработка технологий и выпуск оборудования по утилизации производственных и бытовых отходов;
• выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;
• развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;
• финансирование природоохранных мероприятий и т.д.
С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие предприниматели должны:
• платить значительные суммы в виде штрафов за загрязнение окружающей среды и за нанесенный природе экологический ущерб;
• изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих экологических стандартов;
•
учитывать в своей деятельности
природоохранное
•
создавать привлекательный «
• сотрудничать с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями в деле охраны окружающей среды;
• вырабатывать рациональную стратегию в сфере природопользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.
Реальная практика свидетельствует: многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер, - наиболее распространенные методы нарушений.
Серьезные моральные проблемы возникают в настоящее время и на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как2:
• принятие управленческих решений;
•
взаимоотношения между
• служебные разоблачения;
• положение женщин в организации;
• взаимные услуги.
Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность.
Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее - сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.
С
каждым годом доля женщин на производстве,
в управлении, на государственной
службе непрерывно возрастает. Женщины
все более завоевывают
Нередко
в деловых отношениях проблемы решаются
в нарушение существующего
На основании опроса руководителей различных организаций в США были выделены следующие этические проблемы, возникающие в деловых отношениях: 2
• сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;
• выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;
• завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
• излишняя самоуверенность в суждениях, которая может привести к нанесению ущерба интересам компании;
• безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
• наличие фаворитов;
• невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;
• невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
• производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
• невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов компании;
• сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
• преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;
• перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев;
• обман работников с целью получения выгоды для компании;
• создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
•
затяжки и промедления с
• оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.
В значительной мере этот перечень проблем справедлив и для российских условий. Руководители и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения.