Этические проблемы деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение выбранной темы: «Этические проблемы деловых отношений».
При написании работы, мною были использованы следующие источники: учебник Шеламова Г. М. «Этикет делового общения». В учебном пособии для экономических вузов - Этика бизнеса Ю. Ю. Петрунина изложены основные темы, проблемы, подходы, концепции этики бизнеса. Опираясь на классические западные работы, авторы адаптируют разнообразный теоретический и практический материал к российским условиям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ 12
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Этические проблемы деловых отношений.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    • Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

    • Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип  основан на взглядах Ж.Ж. Руссо на права личности).

    • Всегда поступай так, чтобы максимизировать  прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при  соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парсто об оптимальной сделке).

    • Никогда не делай того, что могло  бы повредить слабейшим в нашем  обществе (принцип основан на правиле  распределительной справедливости Ролса);

    • Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

    Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ  ЖИЗНИ

 

    К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых  отношений, можно отнести следующие:

    • соотношение целей и средств  их достижения;

    • соотношение личных и общественных интересов;

    • выбор между краткосрочной выгодой  и долгосрочным результатом;

    • соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

    В современных условиях на макроуровне  ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях1:

    • отношения между организациями;

    • отношения между организациями  и государством;

    • отношения между организациями-производителями и потребителями;

    • отношения между организациями  и владельцами (инвесторами);

    • отношения между организациями  и местными сообществами;

    • отношения между организациями  и окружающей средой.

    Наиболее  часто возникает проблема отношений между организациями-производителями и потребителями. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет продана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, ее внешнего вида и рабочих характеристик продукции. Как показывает практика, в рыночной системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда производитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар, не выполняющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, производитель чаще всего предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один, в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.

    Другая, не менее важная моральная проблема отношений между организациями-производителями и потребителями - реклама. Реклама важна в процессе конкуренции между организациями и для формирования потребностей потенциальных покупателей. Однако здесь появляется проблема точности, правдивости получаемой потребителями информации. Даже за безвредным, на первый взгляд, преувеличением следует возникновение моральных проблем: потребитель, не получая точной информации, лишен свободного, обоснованного, разумного выбора. Еще одна важная моральная проблема, связанная с рекламой, это проблема манипулирования потребителем, навязывания ему ненужной продукции, создания у него потребностей и желаний, которые в процессе реальной жизни возникнуть не могли.

    Взаимоотношения между организациями и окружающей средой являются одной из острейших проблем современности. Обострение экологической ситуации на планете оказало на предпринимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возникла новая и обширная сфера приложения капитала:

    • разработка и выпуск безотходных  технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

    • разработка технологий и выпуск оборудования по утилизации производственных и бытовых  отходов;

    • выпуск экологически чистого питания  и питьевой воды;

    • развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

    • финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

    С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие предприниматели должны:

    • платить значительные суммы в  виде штрафов за загрязнение окружающей среды и за нанесенный природе  экологический ущерб;

    • изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих экологических стандартов;

    • учитывать в своей деятельности природоохранное законодательство, которое имеет тенденцию к  ужесточению своих норм;

    • создавать привлекательный «экологический имидж» своей компании и своей продукции в глазах общественности и государственных природоохранных организаций;

    • сотрудничать с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями  в деле охраны окружающей среды;

    • вырабатывать рациональную стратегию  в сфере природопользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

    Реальная  практика свидетельствует: многие организации  пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер, - наиболее распространенные методы нарушений.

    Серьезные моральные проблемы возникают в  настоящее время и на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как2:

    • принятие управленческих решений;

    • взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

    • служебные разоблачения;

    • положение женщин в организации;

    • взаимные услуги.

    Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность.

    Значительная  часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее - сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

    С каждым годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной  службе непрерывно возрастает. Женщины  все более завоевывают оплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации, они продолжают сталкиваться с серьезными проблемами, в том числе: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

    Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отдельных  людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг получатель обязан возвратить услугу когда-нибудь в будущем, но - с «процентами». А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отплатить за эту еще большей услугой. Разрастаясь, система такого рода неформальных взаимоотношений по принципу «ты - мне, я - тебе» разрушает существующие официальные отношения между людьми и организациями. Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг может принять этически более сложную форму, когда человек представляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персонала, клиентов, потребителей. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, - это подарки. Сделать или получить подарок означает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлением критериев отличия подарка от взятки и соответствующей оценкой поведения персонала.

    На  основании опроса руководителей  различных организаций в США были выделены следующие этические проблемы, возникающие в деловых отношениях: 2

    • сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;

    • выпуск некачественной продукции или  необходимость ее постоянного технического обслуживания;

    • завышение цен или прямой обман  при проведении деловых переговоров;

    • излишняя самоуверенность в суждениях, которая может привести к нанесению  ущерба интересам компании;

    • безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;

    • наличие фаворитов;

    • невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;

    • невозможность уделять должное  внимание семье или личным делам  из-за обилия работы;

    • производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

    • невозвращение каких-либо вещей  или ценностей, взятых на рабочем  месте, у сослуживцев или из фондов компании;

    • сознательное преувеличение преимуществ  своего плана работы для получения  поддержки;

    • преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

    • перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев;

    • обман работников с целью получения  выгоды для компании;

    • создание союзов с сомнительными  партнерами в надежде на счастливую случайность;

    • затяжки и промедления с выполнением  своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег  компании;

    • оказание негативного влияния на общественно-политический процесс  путем внесения изменений в законодательство за взятки.

    В значительной мере этот перечень проблем  справедлив и для российских условий. Руководители и работники, которые  сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать  только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в  церкви и т. д. Нередко безнравственные решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения.

Информация о работе Этические проблемы деловых отношений