Деловое общение,его виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - изучение сущности делового общения и его основной формы – деловой беседы.
В соответствии с заданной целью, для этого мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и функции делового общения;
- узнать, какие виды и формы делового общения различают;
- изучить основную форму делового общения – «деловая беседа».

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……..…с. 3

Деловое общение, его виды и формы……………………………...с. 4
I.1. Содержание, цель и функции делового общения………………………..….с. 4
I.2. Виды делового общения………………………………………………….…. с. 4
I.3. Формы делового общения……………………………………….……………с. 7
II. Деловая беседа как основная форма делового общения…………с.12
II.1. Сущность деловой беседы, ее функции…………………………………с. 12
II.2. Структурная организация деловой беседы…………………………….…с. 14
II.2.1. Подготовительные мероприятия…………………………………….с.14
II.2.2. Начало беседы. …………………………………………………….…с.14
II.2.3. Информирование присутствующих, аргументирование
выдвигаемых положений………………………………………….…с. 15
II.2.4. Завершение беседы…………………………………………………...с. 16

Заключение………………………………………………………………………с. 17
Список используемой литературы…………………………………………...с. 19

Файлы: 1 файл

Реферат к сдаче.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

Совещание тоже требует немалых усилий по его  подготовке. Так же, как и в  ходе приготовления к деловой  беседе, определяются состав участников, вопросы, время проведения и т.д. Управлять ходом совещания должен руководитель. Сначала заслушивается и принимается к сведению вся имеющаяся у сторон информация, а затем на ее основе принимается решение. Утверждать принятое по результатам совещания решение может только руководитель и никто более.

Различают следующие виды деловых совещаний:

по  форме организации:

- диктаторское (ведущая роль принадлежит руководителю);

- сегрегативное (доклады участников заранее планируются);

- дискуссионное (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем);

- кулуарное  (продолжение другого совещания);

по  целевой установке:

- информационное (доклад о текущей работе);

- направленное  на принятие решений;

- творческое (цель - поиск новых идей и путей развития).

Деловые переговоры - это особая форма совещания.

 Существуют  некоторые подходы к ведению  переговоров, например:

- позиционный  подход предполагает наличие  двух возможных альтернатив поведения  собеседников: уступать и не уступать;

- принципиальный  подход предполагает стремление  участников к компромиссу и  взаимной выгоде.

  Переговорный  процесс состоит из трех этапов: анализа, планирования и дискуссии.  На первом этапе собирается  информация и определяются первостепенные вопросы, нуждающиеся в согласовании. На втором разрабатываются пути их решения. В итоге вырабатывается компромиссное решение, которое затем утверждается.

Деловая переписка - деловое письмо (служебное послание в виде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них).

При составлении  делового письма нужно, чтобы оно  было актуальным, кратким, логичным, убедительным с отсутствием излишней солидарности.

Публичное выступление - это непосредственное речевое воздействие выступающего на аудиторию. В зависимости от целей публичное выступление делится на информационное, побуждающее (митинг, предвыборная речь) и убеждающее (торжественная речь).

Данная  форма делового общения является одной из самых сложных, так как  внимание слушателей приковано только к оратору, который должен четко  следить за своей речью, мимикой, жестами и реакцией аудитории.

Телефонный  разговор - это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников. Соответственно, отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению.

В деловом  разговоре по телефону роли собеседников ничем не отличаются от таковых в  непосредственных контактах, однако дополнительное преимущество получает инициатор разговора, так как он заранее продумывает  свое поведение, выбирая удобный  ему момент и манеру ведения разговора.

Невербальными средствами общения по телефону могут  быть паузы (их продолжительность), интонация (выражающая энтузиазм, согласие, настороженность  и т.д.), шумовой фон и быстрота снятия трубки (после гудка), параллельное обращение к другому собеседнику  и т.д.

   Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового  обсуждения деловых (служебных)  вопросов. Наиболее распространенными  формами являются совещания и собрания.

  Теория  менеджмента предлагает такую  наиболее общую классификацию  собраний и совещаний по их  назначению.

Информативное собеседование. Каждый участник кратко докладывает о положении дел начальнику, что позволяет избежать подачи письменных отчетов и дает возможность каждому участнику получить представление о состоянии дел в учреждении.

Совещание с целью принятия решения. Координация мнений участников, представляющих разные отделы, подразделения организации, для принятия решения по конкретной проблеме.

Творческое  совещание. Использование новых идей, разработка перспективных направлений деятельности.

   Существует и ряд других классификаций  совещаний, в том числе по  сфере применения: в науке конференции,  семинары, симпозиумы, заседания ученых  советов; в политике съезды  партий, пленумы, митинги. По тематике  различают совещания технические,  кадровые, административные, финансовые  и т.д. 

  Исходя  из этикоорганизационных подходов, выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные.

На  диктаторском совещании руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы.

Автократическое совещание разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников.

Сегрегативное совещание (сегрегация - лат. «отделение, удаление») состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего.

Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня.

  К  совещаниям предъявляется ряд  этических требований, регулирующих  взаимоотношения как между начальниками  и подчиненными, так и между  его участниками. Так, этически  оправданным со стороны начальника  будет приглашение участников  на совещание, на котором планируется  рассмотрение важного вопроса,  не по телефону через секретаря,  а письменно или в личном  общении. Уважение к аудитории  проявляется в создании хотя  бы минимума комфорта (подбор  помещения в соответствии с  количеством участников, необходимое  освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.). Основной элемент собрания или совещания дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой поиск истины.

Дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением  этически ориентированных норм поведения  людей в процессе делового общения.  

    1. Деловая беседа как основная форма делового  общения.
 

II.1.  Сущность  деловой беседы, ее функции.

  Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

  В  теории управления беседа рассматривается  как вид делового общения, специально  организованный предметный разговор, служащий решению управленческих  задач. 

К числу  целей, требующих проведения деловой  беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством  слова оказать определенное влияние  на другого, вызвать желание у  другого человека или группы активно  действовать, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников,

В сравнении  с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

- быстротой  реагирования на высказывания  собеседников, способствующей достижению  целей;

- повышением  компетентности руководителя благодаря  учету, критической проверке и  оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний,  высказанных в беседе;

- возможностью  более гибкого, дифференцированного  подхода к предмету обсуждения  и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

Беседа  не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или  косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров,

При проведении деловых бесед желательно следовать  правилам эффективной речевой коммуникации.

В то же время деловую беседу, как непосредственное взаимодействие двух ее участников, нужно  строить на основе следующих важных принципов:

- сознательной  настройки на уровень собеседника,  учета содержания выполняемых  им задач, его полномочий и  сферы ответственности, жизненного  и трудового опыта, интересов,  особенностей его мышления и  речи;

- рациональной  организации процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняют усвоение самого существенного;

- простоты, образности, четкости языка как  условия доходчивости информации, следовательно, ориентации на  собеседника; 

- тактичности,  действительного стремления понять  точку зрения собеседника, заинтересованность  в перспективах ваших взаимоотношений.

     Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций. К их числу следует отнести:

  1. взаимное общение работников из одной деловой среды;
  2. совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку

              рабочих идей и замыслов;

  1. контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
  2. поддержание деловых контактов;
  3. стимулирование деловой активности.

Но важен  не только чисто прагматический эффект деловой беседы. Во время беседы можно получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума ее участников при принятии важных управленческих решений.

II.2.  Структурная организация беседы.

     Основными этапами деловой беседы являются: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих и аргументирование выдвигаемых положений, завершение беседы.

Не существует единых безошибочных правил подготовки к деловой беседе.

      II.2.1.  Подготовительные мероприятия.

   В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.

   Готовясь к предстоящей беседе, необходимо избежать двух крайностей: излишней уверенности в своем  умении без подготовки провести  эффективный разговор и стремления  продумать все этапы будущей  встречи, вплоть до использования  пауз и жестов. В первом случае  инициатива может перейти к  партнеру, во втором - отклонение  от плана может привести к  растерянности и неуверенности.  Полезнее обдумать и спрогнозировать  основные линии поведения.

      II.2.2.  Начало беседы.

   Задачи, которые решаются в начале  беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. От первых фраз каждого участника встречи зависит их дальнейшее отношение к предмету разговора и своему собеседнику как личности.

Информация о работе Деловое общение,его виды и формы