Что такое мораль «общества социальной ответственности»?

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:48, реферат

Краткое описание

Цели работы – раскрыть сущность морали “общества социальной ответственности”, описать этапы развития этики делового общения, выявить основные принципы этики современного бизнеса.

Оглавление

Введение 3

1.Что такое мораль? 5

2.Что такое социальная ответственность? 7

3.Мораль общества социальной ответственности………………………………9

4.Социальная ответственность организаций…………………………………..10

5.Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока…..12

6.0.Принципы эффективной политики социальной ответственности.............15


6.1Причины неэтичной практики ведения бизнеса…………..........................16

6.2.Какой должна быть этичная корпорация?...................................................16

Заключение……………………………………………………………………...18

Библиографический список…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

мораль общества соц.ответственности (восстановлен)реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Организация является сложной частью общества, которая  включает в себя множество составляющих, от которых зависит ее существование: местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы и объединения, а также работники фирмы и ее акционеры. Эта многоплановая общественная среда может активно влиять на достижение организацией ее целей. Поэтому организации необходимо уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами стэйкхолдеров, групп влияния, от которых зависит ее состояние.

Организации обязаны  направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам, жертвовать во благо общества.

Существуют как  положительные, так и отрицательные  стороны социальной ответственности. 

Таблица №1.

+ -
Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы Нарушается  принцип максимизации прибыли
Изменение потребностей и ожиданий широкой  общественности Расходы на социальную вовлеченность
Наличие серьезных ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем Недостаточный уровень отчетности для широкой  общественности
Моральное обязательство социально ответственного поведения Недостаток  умения решать социальные проблемы
 

В социально  благополучном обществе формируются благоприятные условия для бизнеса. Если краткосрочные издержки на решение социальных проблем буду очень высоки, то в долгосрочном периоде они стимулируют рост прибыли.

Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением. Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, корпорации должны исходить из правил социально ответственного поведения.

Недостатки социальной ответственности субъективны, исходят  из экономических целей предприятий. В этом отношении преимущества социальной ответственности организаций объективны, отвечают интересам всего общества. Однако не следует бросаться из крайности в крайность, нужно найти баланс между двумя точками зрения. 

5.Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока.

Еще в начале 20 века многие руководители бизнеса  утверждали, что корпорации должны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. В США Эндрю Карнеги, занимавшийся производством стали, вложил 350 млн. долларов социальные программы и построил 2000 публичных библиотек. Джон Д.Рокфеллер пожертвовал 550 млн.долларов и основал фонд Рокфеллера. Доктрина, согласно которой организации с большой прибылью должны жертвовать часть своих средств во благо общества, была рассмотрена Э.Карнеги в работе «Евангелие процветания », которая была опубликована в 1900 году.

Одним из родоначальников  экономической этики (культуры труда  и его высокой производительности) стал Генри Форд. Во времена экономического кризиса 20-30-х гг. Форд провозгласил принцип высокой заработной платы  и низких цен на свой конечный продукт, чтобы рабочие (в количестве  600 тыс. человек) могли приобрести автомобиль, который они производили. Он помог построить им собственное жилье, обеспечил бесплатным питанием, электричеством, топливом за счет завода, пенсионеров обеспечил пенсиями, облегчил работу больным туберкулезом, назначил оплату труда за количество и качество продукции. Г.Форд видел в каждом рабочем компаньона, находил в каждом положительные качества. Он первым позволил рабочим почувствовать себя хозяевами предприятия через акции. Благодаря соблюдению экономической этики, основанной на культуре работающего человека, Форд создал мощную производительную корпорацию.

В 1936 году глава  американской корпорации Sears, Роберт Э.Вуд говорил о социальных обязательствах, которые оказывают огромное влияние общества на организацию, функционирующую в рыночной экономике; он одним из первых признал «многослойность широкой публики», которую обслуживает компания (акционеры, потребители, работник, местные общины).Вуд был сторонником решения проблем не только со стороны государства, но и со стороны корпораций.

Уильям Левер  и Джордж Кэдбери выплачивали  своим работникам пособия по нетрудоспособности. Их поведение лежало в русле просвещенного эгоизма, т.к. они были владельцами корпораций, сами решали, как распределить прибыль.

В 50 гг. 20 века появилось  первое серьезное исследование по проблеме социальной ответственности Хоуарда  Р.Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена». В нем он показал, что  бизнес должен нести  социальную ответственность, а учет социальных аспектов при принятии бизнес-решений может приносить как экономическую, так и социальную пользу обществу.

В 60-70 гг. началась формироваться общественная оппозиция  миру бизнеса. В нее вошли не только профсоюзы и левые партии, но и разные общественные слои, политические партии, религиозные, молодежные общественные организации. Все более острыми становятся вопросы соблюдения прав женщин и молодежи,  защиты окружающей среды, борьбы с бедностью в развитых странах, война во Вьетнаме и расистский режим в ЮАР.

Развитие идей этики бизнеса в Японии началось с конца 40-х годов с доклада промышленной группы «Дойкой» о необходимости демократизации бизнеса,  который послужил толчком к «вскрытию» проблем японского предпринимательства. В 1956 г. «Дойкой » принимает декларацию «Ответственность руководителей бизнеса перед обществом», одно из положений которой гласит: «важнейшей задачей менеджеров является реализация ответственности, возложенной обществом на корпорации». В 1964 г. выходит новое заявление «Дойкой » «Теория управления в новых условиях», в котором наряду с признанием законности стремления предпринимателей к получению прибыли подчеркивается использование традиционных методов управления, например, пожизненный найм. В 1965 создается комиссия по решению проблем теории управления, которая аккумулирует  взгляды менеджмента японских компаний. В 70 гг. 20 века некоторые японские компании перемещают акцент в сторону усиления технологических аспектов в связи с мировыми нефтяными кризисами.  В это время вопросы о социальной ответственности бизнеса отходят на второй план, уступая место  первостепенной задаче – выживанию бизнеса в сложнейших условиях 70-80-х гг. прошлого века.

Таким образом, Япония переняла некоторые принципы ведения бизнеса у американцев, сумев сохранить национальные особенности.

Современные принципы этики бизнеса, которые включаются в западные, а теперь  и в  российские кодексы, сформировались во многом под влиянием сформулированных в 1994 году в швейцарском городке Ко «Принципов международного бизнеса». Принятию декларации предшествовало создание  неофициальной организации бизнес-лидеров  Европы, США и Японии, «Круглый стол Ко» по инициативе тогда действующего президента Philips Electronics, Фредерика Филипса, и других представителей европейского бизнеса.

Основные принципы декларации Ко: жить и работать вместе в целях взаимовыгодного сотрудничества и процветания в условиях честной  конкуренции; человеческое достоинство  расценивается как ценность отдельной личности. 

6.0.Принципы эффективной политики социальной ответственности.

Организация должна придерживаться следующих ориентиров для того, чтобы ее считали социально ответственной:

  • помощь организации должна быть направлена, прежде всего, на человека;
  • помощь должна быть направлена, прежде всего,  на удовлетворение основных физиологических потребностей в пище, жилье, отдыхе, жилье, чистой воде, безопасности.
 

    Можно вложить  средства в :

    • обеспечение жителей экологически чистой водой;
    • создание дополнительных рабочих мест;
    • строительство жилья для бездомных;
    • бесплатное питание для неимущих, обеспечение их одеждой;
    • благоустройство микрорайонов;
    • помощь многодетным семьям;
    • строительство и обустройство мест отдыха;
    • улучшение экономики;
    • улучшение питания школьников и дошкольников; строительство школ и детских садов;
    • строительство библиотек и других учреждений культуры, помощь музеям.

Для успешного  функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие  в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной. Расходы на социальную ответственность оправданы фактором совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к организациям. Это ведет к повышению лояльности потребителей к производимой продукции. 
 

6.1.Причины неэтичной практики ведения бизнеса:

  • конкурентная борьба, оттесняющая этические соображения;
  • отсутствие системы вознаграждения руководителей за этичное поведение;
  • общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.

    6.2.Какой должна быть этичная корпорация?

Кристофер Стоун  в книге «Культура корпорации»  привел признаки этичной корпорации по отношению к разным группам своих стейкхолдеров.

    Корпорация  как гражданское лицо:

    1. заботится о соблюдении законов;
    2. содействует законодательству, добровольно предоставляя информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли экономики;
    3. соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к обману, к коррупции т.д.;
    4. как гражданское лицо за границей соблюдает законы принимающей страны, не противореча внешней политике США.

Корпорация как  производитель:

      1. должна производить безопасные и надежные товары по справедливым ценам.

Корпорация как  работодатель:

      1. заботится о безопасности производства;
      2. заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников;
      3. не допускает дискриминации среди своих сотрудников.
 

Корпорация как  субъект управления ресурсами:

  1. заботится об их эффективном использовании;
  2. заботится об эстетике занимаемых территорий.

Корпорация как  объект инвестирования:

  1. защищает интересы инвесторов;
  2. полностью и правдиво предоставляет информацию о своем экономическом положении.

Корпорация как  конкурент:

    1. отказывается от нечестной конкуренции;
    2. не принимает участие в необоснованном ограничении конкуренции.

Корпорация как  участник социального развития:

  1. стимулирует нововведения;
  2. не забывает, что ее деятельность влияет на качество жизни, и признает связанную с этим ответственность.

 

Заключение.

Современная корпорация, функционирующая в соответствии с моралью «общества социальной ответственности», обладает большим  потенциалом для дальнейшей работы, т.к. она имеет самое главное – доверие общественности, которое позволит ей свободно  двигаться на рынке.

Этика современных  корпораций (во внешней и внутренней среде) предполагает, что 

  • члены директоров отвечают перед держателями акций за эффективное административное регулирование деятельности корпорации;
  • менеджеры несут ответственность перед советом директоров за свои действия и состояние организации;
  • менеджеры несут ответственность также перед сотрудниками за выполнение «справедливых методов найма»;
  • рабочие также отвечают за добросовестное выполнение работы ,на которую их наняли;
  • корпорации отвечают перед своими поставщиками и конкурентами за справедливое обращение с ними;
  • корпорация отвечает за свою продукцию перед потребителем;
  • корпорация несет моральную ответственность за свои действия перед широкой публикой и перед обществом в целом.

Информация о работе Что такое мораль «общества социальной ответственности»?