Содержание:
 
Введение.………………………………………………………3 
 Для чего нужна мораль? .……………………………………4 
Религиозная мораль ………………………………………….6 
Нравственные аспекты 
общественного поведения и активность
 личности ……………………………………………………..7
  
Заключение ……………………………………………………9
Список использованной литературы 
……………………….10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение:
         
               
Две вещи наполняют душу всегда новым 
и все более сильным удивлением и благоговением, 
чем чаще и продолжительнее мы размышляем 
о них, - это звездное небо надо мной и моральный 
закон во мне. 
И.Кант 
 Совесть, честность, 
доброта… Понятия, которые всегда 
так много значили для человека. 
Без них немыслимо представление 
о нравственности и нравственном 
идеале. Во все времена народ 
превыше всего ценил верность 
долгу, любовь к Родине, душевную 
чистоту и бескорыстную помощь. 
Человек в своем духовном развитии 
проделал долгий и чрезвычайно 
сложный путь. Однако наивысшим 
выражением развития человеческого 
духа всегда становилось прежде 
всего нравственное сознание в самых его 
гуманистических, исторически прогрессивных 
проявлениях. Иначе говоря, историческое 
становление личности можно рассматривать 
и как становление ее нравственного сознания 
– специфического и свойственного только 
человеку способа понимания им своего 
места в мире, в обществе, его отношений 
с другими людьми. 
 Какова природа нравственности 
и в чем сущность нравственных 
исканий человека? В чем суть 
истинного человеколюбия? Эти 
вопросы особенно остро встали 
в XX веке, но стремление дать 
на них ответы известно человечеству 
с очень давних времен. 
 Сегодня проблема нравственной 
природы человека вышла на 
уровень широкого гуманистического 
осмысления и оказалась теснейшим 
образом связанной с проблемой 
исторического будущего человечества. 
 Таким образом, в 
своей работе я поставила перед 
собой цели выяснить, что такое 
мораль с разных точек зрения, 
а также определить роль морали 
в жизни человека и общества. 
 
 
 
 
Для чего нужна 
мораль?
Слово «мораль» (от латинского 
mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает 
в современном языке то же самое, что и 
слово «нравственность». Поэтому большинство 
специалистов не проводят строгого разграничения 
между моралью и нравственностью и считают 
эти слова синонимами.
 Для того чтобы раскрыть 
природу морали, нужно попытаться 
выяснить, как, какими способами 
она согласует личный и общественный 
интересы, на что она опирается, 
что вообще побуждает человека 
быть моральным.
 Если право, например, 
опирается прежде всего на принуждение, 
на силу государственной власти, то мораль 
– на убеждение, на силу сознания, общественного 
и индивидуального. «Можно сказать, что 
мораль держится как бы на трех «китах».[1] 
 Во-первых, это – традиции, 
обычаи, нравы, которые сложились 
в данном обществе, в среде 
данного класса, социальной группы. 
Формирующаяся личность усваивает 
эти нравы, традиционные формы 
поведения, которые входят в 
привычку, становятся достоянием 
духовного мира личности. 
 Во-вторых, мораль опирается 
на силу общественного мнения, 
которое с помощью одобрения 
одних поступков и осуждения 
других регулирует поведение 
личности, приучает ее соблюдать 
моральные нормы. Орудиями общественного 
мнения являются, с одной стороны, 
честь, доброе имя, общественное 
признание, которые становятся 
следствием добросовестного выполнения 
человеком своих обязанностей, неуклонного 
соблюдения им моральных норм 
данного общества; с другой стороны, 
стыд, пристыжение человека, нарушившего 
нормы морали. 
 Наконец, в-третьих, 
мораль основывается на сознательности 
каждой отдельной личности, на 
понимании ею необходимости согласования 
личных и общественных интересов. 
Этим определяется добровольный 
выбор, добровольность поведения, 
что имеет место тогда, когда 
прочной основой морального поведения 
личности становится совесть. 
 Таким образом, я 
могу сделать вывод, что для 
личностного отношения к морали 
существенно не только то, что 
от ее усвоения зависят сам 
склад личности и поведение 
человека, а следовательно, отношение 
к нему других людей в обществе, его положение 
среди них, но и то, что усвоение человеком 
морали, тип его моральности в громадной 
степени зависят от него самого, от его 
активности, от его жизненной позиции. 
 Человек моральный 
отличается от аморального, от 
того, у которого «ни стыда, 
ни совести»[1], не только и даже не столько 
тем, что его поведение гораздо легче регулировать, 
подчинять существующим правилам и нормам. 
Сама личность невозможна без морали, 
без этого самоопределения своего поведения. 
Мораль из средства превращается в цель, 
в самоцель духовного развития, в одно 
из необходимейших условий становления 
и самоутверждения человеческой личности. 
Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно 
отзываются о морали. Да и пренебрежительность 
эта не так безгранична, как может показаться. 
Во-первых, отвергая одни нравственные 
ценности, тот или иной человек, даже не 
всегда то сознавая, принимает другие, 
ориентируется на них. Ведь «нередок феномен 
«неосознанного сознания» – сознания, 
которое человек имеет и которым руководствуется 
на практике, не отражая этого в своем 
сознании».2 Во-вторых, нарушения кем-либо 
нравственных норм происходят не всякий 
раз, когда ситуация ставит его перед выбором, 
а лишь время от времени и в целом в рамках 
«терпимого» для окружающих. Выход за 
пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной 
средой связей с данным лицом, к его остракизму, 
изгнанию из среды. В-третьих, нарушая 
нравственность, человек обычно не приемлет 
ее нарушений другими, особенно по отношению 
к нему самому, и таким образом остается 
под ее воздействием, признает ее, чувствует 
ее необходимость.  
 Содержание духовно-нравственных 
исканий человека – тема вечно 
актуальная. И надо помнить, что 
высокая мораль трудна, но также 
радостна и вдохновляющая для мировосприятия, 
жизнеощущения человека и понимания им 
его собственного места среди людей.
Религиозная мораль
 Понятие религиозная 
мораль встречается в нашей 
жизни довольно часто. К этому 
понятию давно привыкли, его широко 
используют ученые, публицисты, писатели 
и пропагандисты.
 Чаще всего под «религиозной 
моралью» понимают систему нравственных 
понятий, норм, ценностей, которые 
обоснованы религиозными идеями 
и представлениями.
 Мораль и религия 
– это социальные явления, 
каждое из которых имеет качественное 
своеобразие. Говоря о «религиозной 
морали», необходимо соотнести 
это понятие и с религией 
и с нравственностью как формами 
общественного сознания, со свойственным 
каждой из них специфическим способом  
регуляции социального поведения человека.
 Наиболее расширительное 
толкование «религиозной морали» 
сводится к тому, что под ней 
понимают вообще нравственное 
сознание верующего. Так, В.Н.Шердаков, 
например, замечает: «Религия в полном 
смысле слова органически включает в себя 
учение о том, как следует жить, что считать 
добром и что злом; мораль составляет существенную 
сторону любой религии». Но ведь за поступками, 
намерениями, мыслями верующего далеко 
не всегда стоят именно религиозные мотивы. 
Поэтому я согласна с мнением многих ученых, 
что близость морали и религии по ряду 
внешних признаков не дает еще полного 
основания говорить о целесообразности 
использования в научной и пропагандистской 
литературе понятия «религиозная мораль» 
как  внутренне логичного и теоретически 
адекватно отражающего в себе известное 
явление.
 Для того чтобы лучше 
понять смысл толкования «религиозной 
морали» попытаемся выяснить 
значение «религиозной заповеди» 
и «нравственности». 
 Религиозные заповеди 
предполагают у верующего соображения 
только внешней целесообразности, 
которые выступают как мотивы 
религиозного поведения. Понятно, 
что такого рода мотивация 
противоречит самому духу нравственности. 
Так, отношение к добру в 
религии представляется весьма 
противоречивым. С одной стороны, 
добро объявляется высшей ценностью, 
и добро совершается ради него 
самого. И в этом невольный 
шаг навстречу морали, невольное 
ее полупризнание, которое, однако, 
не может быть признано религией 
целиком, так как  тогда самой 
религии не осталось бы места.
 В морали же в 
специфическом характере мотивации 
следования нравственной норме 
и заключается своеобразие собственно 
морального момента.
 Таким образом, обусловленность 
так называемой «религиозно-нравственной» 
нормы идеей бога, сверхъестественная 
санкция «религиозной морали» 
лишает ее собственно нравственного 
содержания. «Поэтому следует согласиться 
с мнением В.В.Клочкова, что «нормы, 
которые обычно рассматриваются в нашей 
атеистической литературе как «религиозно-нравственные», 
на самом деле являются нормами специфически 
религиозными». Другими словами, речь 
идет о том, что одни и те же общественные 
отношения могут регулироваться различными 
видами социальных норм, каждая из которых 
воздействует на них своими, только ей 
присущими способами»[1] .
 Санкции и критерии 
религиозной и нравственной норм 
отличаются, равно как и побуждения 
к их осуществлению. Обоснование 
правомерности употребления понятия 
«религиозная мораль» не может 
строиться лишь на констатации 
ряда черт внешнего сходства 
между моралью и религией. «Понятие 
«религиозная мораль» нельзя 
признать удачным, ибо в нем 
смешивается то, что как раз должно 
различаться. Не случайно Г.В.Плеханов 
брал понятие «религиозная мораль» в кавычки, 
а А.Бебель утверждал, что «мораль не имеет 
ровно никакого отношения ни к христианству, 
ни к религии вообще»[2] .
Нравственные 
аспекты общественного поведения 
и
активность личности.
 На основе сочетания 
ряда признаков есть смысл 
различать общественное и индивидуальное 
поведение, с одной стороны, 
общественное и антиобщественное 
– с другой. В первом случае 
внешним признаком общественного 
поведения становится его массовидность, 
своего рода многосубъективность. Но это 
только внешний признак. Главным же является 
то, что термин «общественное» указывает 
на отношение к социальным нормам, обычаям, 
традициям, системе ценностей. Во втором 
случае термин «общественное», как и «антиобщественное», 
указывает на соответствие или несоответствие 
поведения объективно существующим системам 
норм, ценностям, т.е. берется в положительном 
или отрицательном смысле слова. Таким 
образом, под общественным поведением 
понимаются такие типичные массовидные 
человеческие действия, которые характеризуются 
социальной значимостью, их отношением 
к социальным институтам, нормам, нравственным 
ценностям и в то же время обусловлены 
определенными экономическими, политическими 
и другими социальными мотивами. 
 Если сосредоточить 
внимание на зависимости общего 
от единичного, то здесь, прежде 
всего, бросается в глаза непременная 
зависимость между практическими 
действиями индивидов и их 
сознанием или его подструктурами: 
знаниями, убеждениями, чувствами, 
привычками. Поведение складывается 
из поступков, хотя это верно 
лишь в самом общем теоретическом 
смысле. Что касается массовидного 
поведения, то оно может рассматриваться 
как одна из существенных черт конкретно-исторического 
образа жизни.
 Довольно часто разделяют 
и противопоставляют средства 
социального контроля и механизмы 
внутреннего самосознания индивидов 
на том основании, что первые 
оказываются внешними по отношению 
к самоопределению человека, сковывают 
его свободу и обеспечивают 
только адаптивно-приспособительное 
поведение. Такое положение имеет 
место, но оно не является 
всеобщим, особенно в социалистическом 
обществе.
 Что касается социальной 
активности личности, то она является 
специфическим свойством формы 
движения материи; с одной стороны, 
она есть родовое понятие по 
отношению к деятельности, с другой 
– означает меру интенсивности 
социальной деятельности, меру ее 
реального осуществления.
 Чрезвычайно важным 
условием качественной оценки 
социальной деятельности является 
ее направленность. С этической 
точки зрения это может быть 
коллективистская или индивидуалистическая 
направленность, что выступает одновременно 
наиболее общей характеристикой 
общественного поведения и его 
субъектов.
 В целом, нравственными 
побудителями общественно-политической 
активности масс, конечно же, являются: 
сознание общественного долга, 
чувство ответственности, вера 
в справедливость.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение:
 «…Мораль, - писал немецкий 
мыслитель, - собственно говоря, есть 
учение не о том, как мы 
должны сделать себя счастливыми, 
а о том, как мы должны 
стать достойными счастья».
 Я согласен с этим изречением 
и понимаю, что для достижения счастья 
необходимы не только знания, но и воля, 
твердый характер, высокие идеалы и благородные 
чувства. Нужно не только понимать, не 
только знать правила поведения, но и уметь, 
хотеть, сметь им следовать, то есть иметь 
то, что дает практическая жизнь, а не только 
«практическая философия». Мораль – лишь 
часть жизни, а не вся жизнь, но каждая 
часть важна, особенно если это часть необходимая, 
без которой невозможна гармоничная деятельность 
целого. А мораль как раз такая часть.
 Становление морали 
и ее развитие – процесс 
длительный и еще весьма далекий 
от своей кульминации. Можно 
сказать, что мораль в собственном 
смысле этого понятия еще находится 
в процессе становления. Ее 
торжество как общественного 
явления, когда ее исторические 
связи с религией будут забыты, 
когда она станет повсеместным 
и определяющим законом межчеловеческих 
отношений, - еще впереди. И в 
этом нет ничего обескураживающего. 
Более того, это говорит о необычайной 
сложности и длительности становления 
в человеке собственно человеческого, 
о грандиозности и неизмеримой 
глубине исторического процесса.