Мораль и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.
Таким образом, в своей работе я поставила перед собой цели выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни человека и общества.

Оглавление

Введение.………………………………………………………3
Для чего нужна мораль? .……………………………………4
Религиозная мораль ………………………………………….6
Нравственные аспекты общественного поведения и активность
личности ……………………………………………………..7

Заключение ……………………………………………………9
Список использованной литературы ……………………….10

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение.………………………………………………………3

 Для чего нужна мораль? .……………………………………4

Религиозная мораль ………………………………………….6

Нравственные аспекты  общественного поведения и активность

 личности ……………………………………………………..7

 

Заключение ……………………………………………………9

Список использованной литературы ……………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

        

               Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И.Кант

 Совесть, честность,  доброта… Понятия, которые всегда  так много значили для человека. Без них немыслимо представление  о нравственности и нравственном  идеале. Во все времена народ  превыше всего ценил верность  долгу, любовь к Родине, душевную  чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии  проделал долгий и чрезвычайно  сложный путь. Однако наивысшим  выражением развития человеческого  духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания – специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

 Какова природа нравственности  и в чем сущность нравственных  исканий человека? В чем суть  истинного человеколюбия? Эти  вопросы особенно остро встали  в XX веке, но стремление дать  на них ответы известно человечеству  с очень давних времен.

 Сегодня проблема нравственной  природы человека вышла на  уровень широкого гуманистического  осмысления и оказалась теснейшим  образом связанной с проблемой  исторического будущего человечества.

 Таким образом, в  своей работе я поставила перед  собой цели выяснить, что такое  мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали  в жизни человека и общества.

 

 

 

 

Для чего нужна  мораль?

Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

 Для того чтобы раскрыть  природу морали, нужно попытаться  выяснить, как, какими способами  она согласует личный и общественный  интересы, на что она опирается,  что вообще побуждает человека  быть моральным.

 Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».[1]

 Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились  в данном обществе, в среде  данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает  эти нравы, традиционные формы  поведения, которые входят в  привычку, становятся достоянием  духовного мира личности.

 Во-вторых, мораль опирается  на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения  одних поступков и осуждения  других регулирует поведение  личности, приучает ее соблюдать  моральные нормы. Орудиями общественного  мнения являются, с одной стороны,  честь, доброе имя, общественное  признание, которые становятся  следствием добросовестного выполнения  человеком своих обязанностей, неуклонного  соблюдения им моральных норм  данного общества; с другой стороны,  стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

 Наконец, в-третьих,  мораль основывается на сознательности  каждой отдельной личности, на  понимании ею необходимости согласования  личных и общественных интересов.  Этим определяется добровольный  выбор, добровольность поведения,  что имеет место тогда, когда  прочной основой морального поведения  личности становится совесть. 

 Таким образом, я  могу сделать вывод, что для  личностного отношения к морали  существенно не только то, что  от ее усвоения зависят сам  склад личности и поведение  человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

 Человек моральный  отличается от аморального, от  того, у которого «ни стыда,  ни совести»[1], не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» – сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании».2 Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость. 

 Содержание духовно-нравственных  исканий человека – тема вечно  актуальная. И надо помнить, что  высокая мораль трудна, но также  радостна и вдохновляющая для мировосприятия, жизнеощущения человека и понимания им его собственного места среди людей.

Религиозная мораль

 Понятие религиозная  мораль встречается в нашей  жизни довольно часто. К этому  понятию давно привыкли, его широко  используют ученые, публицисты, писатели  и пропагандисты.

 Чаще всего под «религиозной  моралью» понимают систему нравственных  понятий, норм, ценностей, которые  обоснованы религиозными идеями  и представлениями.

 Мораль и религия  – это социальные явления,  каждое из которых имеет качественное  своеобразие. Говоря о «религиозной  морали», необходимо соотнести  это понятие и с религией  и с нравственностью как формами  общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом  регуляции социального поведения человека.

 Наиболее расширительное  толкование «религиозной морали»  сводится к тому, что под ней  понимают вообще нравственное  сознание верующего. Так, В.Н.Шердаков, например, замечает: «Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии». Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия «религиозная мораль» как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.

 Для того чтобы лучше  понять смысл толкования «религиозной  морали» попытаемся выяснить  значение «религиозной заповеди»  и «нравственности».

 Религиозные заповеди  предполагают у верующего соображения  только внешней целесообразности, которые выступают как мотивы  религиозного поведения. Понятно,  что такого рода мотивация  противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к добру в  религии представляется весьма  противоречивым. С одной стороны,  добро объявляется высшей ценностью,  и добро совершается ради него  самого. И в этом невольный  шаг навстречу морали, невольное  ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией  целиком, так как  тогда самой  религии не осталось бы места.

 В морали же в  специфическом характере мотивации  следования нравственной норме  и заключается своеобразие собственно  морального момента.

 Таким образом, обусловленность  так называемой «религиозно-нравственной»  нормы идеей бога, сверхъестественная  санкция «религиозной морали»  лишает ее собственно нравственного  содержания. «Поэтому следует согласиться  с мнением В.В.Клочкова, что «нормы, которые обычно рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные», на самом деле являются нормами специфически религиозными». Другими словами, речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них своими, только ей присущими способами»[1] .

 Санкции и критерии  религиозной и нравственной норм  отличаются, равно как и побуждения  к их осуществлению. Обоснование  правомерности употребления понятия  «религиозная мораль» не может  строиться лишь на констатации  ряда черт внешнего сходства  между моралью и религией. «Понятие  «религиозная мораль» нельзя  признать удачным, ибо в нем  смешивается то, что как раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал понятие «религиозная мораль» в кавычки, а А.Бебель утверждал, что «мораль не имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще»[2] .

Нравственные  аспекты общественного поведения и

активность личности.

 На основе сочетания  ряда признаков есть смысл  различать общественное и индивидуальное  поведение, с одной стороны,  общественное и антиобщественное  – с другой. В первом случае  внешним признаком общественного  поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин «общественное» указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин «общественное», как и «антиобщественное», указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, т.е. берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами.

 Если сосредоточить  внимание на зависимости общего  от единичного, то здесь, прежде  всего, бросается в глаза непременная  зависимость между практическими  действиями индивидов и их  сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами,  привычками. Поведение складывается  из поступков, хотя это верно  лишь в самом общем теоретическом  смысле. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни.

 Довольно часто разделяют  и противопоставляют средства  социального контроля и механизмы  внутреннего самосознания индивидов  на том основании, что первые  оказываются внешними по отношению  к самоопределению человека, сковывают  его свободу и обеспечивают  только адаптивно-приспособительное  поведение. Такое положение имеет  место, но оно не является  всеобщим, особенно в социалистическом  обществе.

 Что касается социальной  активности личности, то она является  специфическим свойством формы  движения материи; с одной стороны,  она есть родовое понятие по  отношению к деятельности, с другой  – означает меру интенсивности  социальной деятельности, меру ее  реального осуществления.

 Чрезвычайно важным  условием качественной оценки  социальной деятельности является  ее направленность. С этической  точки зрения это может быть  коллективистская или индивидуалистическая  направленность, что выступает одновременно  наиболее общей характеристикой  общественного поведения и его  субъектов.

 В целом, нравственными  побудителями общественно-политической  активности масс, конечно же, являются: сознание общественного долга,  чувство ответственности, вера  в справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 «…Мораль, - писал немецкий  мыслитель, - собственно говоря, есть  учение не о том, как мы  должны сделать себя счастливыми,  а о том, как мы должны  стать достойными счастья».

 Я согласен с этим изречением и понимаю, что для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия». Мораль – лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого. А мораль как раз такая часть.

 Становление морали  и ее развитие – процесс  длительный и еще весьма далекий  от своей кульминации. Можно  сказать, что мораль в собственном  смысле этого понятия еще находится  в процессе становления. Ее  торжество как общественного  явления, когда ее исторические  связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным  и определяющим законом межчеловеческих  отношений, - еще впереди. И в  этом нет ничего обескураживающего.  Более того, это говорит о необычайной  сложности и длительности становления  в человеке собственно человеческого,  о грандиозности и неизмеримой  глубине исторического процесса.

Информация о работе Мораль и общество