Значение стандартизации и сертификации для повышения качества производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Сертификация продукции и услуг является также сегодня неотъемлемым атрибутом цивилизованной экономики. Однако государственные стандарты, как правило, позволяют идентифицировать лишь наиболее общие и значимые свойства товаров и услуг.

Оглавление

Введение………………………………………………………..….3 стр.
1.Значение стандартизации для повышения качества производства………………………………………………………5 стр.
Место стандартизации в современной экономике……………...……..5 стр.
1.2 Цели и принципы стандартизации…………………………………….7 стр.
1.3 Функции стандартизации………………………………………….…..11 стр.
1.4 Задачи стандартизации ……………………….…………….………….12 стр.
1.5 Органы и службы стандартизации………………………………..…..13стр.
2. Влияние сертификации на повышение качества производства...................................................................................16стр.
2.1 История сертификации………………………………………………..16 стр.
2.2 Порядок проведения сертификации продукции…………………….19 стр.
Правила сертификации………………………………………………..21 стр.
2.4 Законодательная и нормативная база сертификации………………22 стр.
2.5 Органы по сертификации и испытательные лаборатории……….….24 стр.
2.6 Формы сертификации…………………………………………………..26 стр.
Заключение…………………………………………....………….29стр.
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Описанный опыт является примером сертификации третьей стороной — Международным  бюро мер и весов. В течение  нескольких столетий действуют так  называемые «классификационные организации», которые, будучи неправительственными и независимыми организациями, оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной — сертификация соответствия. Примером классификационной организации является Регистр Ллойда — авторитетнейшая в наше время международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым лидером сертификационных организаций.

В России также есть классификационная организация  — Морской Регистр, созданный  в 1913 г. С самого начала Русский Регистр (так он сначала назывался), основанный страховыми компаниями, занимался тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт — дороже. Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных организаций, занимающихся сертификацией систем качества.

В системе  Минэкономразвития России действует  государственная Система классификации  гостиниц и других средств размещения (мотели, дома отдыха, пансионаты). В  этой Системе осуществляется аттестация средств размещения на категории («звезды») и (при положительных результатах аттестации) выдача сертификата категории.

Во внешней  торговле используются различные сертификаты: сертификаты происхождения, сертификаты  инспектирования, сертификаты подтверждения  доставки. Сертификат происхождения подтверждает принадлежность страны-экспортера к категории стран, которым предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Такими льготами пользуются страны СНГ и так называемые развивающиеся страны (например, Китай, Сингапур). Сертификат инспектирования выдается международной контрольной организацией (на основе ее договора с организацией страны-получателя) по результатам проверки качества отгружаемого товара. Сертификат подтверждения доставки применяется в отношении «товаров двойного применения» — продукции, используемой для гражданских и военных целей, и оформляется таможенным органом РФ, проводящим оформление импортированного товара. Сертификатом подтверждается, что товар поставлен в Российскую Федерацию и принят под режим экспортного контроля. Цель контроля заключается в подтверждении того, что конкретный товар не был использован в целях иных, чем указано в документе; не был передан другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ; не был реэкспортирован без Разрешения Минэкономразвития России.

2.2 Порядок проведения сертификации продукции

Сертификация  продукции проходит по следующим  основным этапам:

* подача заявки на сертификацию;

* рассмотрение и принятие решения по заявке;

* отбор, идентификация образцов и их испытания;

* проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);

* анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;

* выдача сертификата соответствия;

* инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Рассмотрим  содержание каждого этапа:

* для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий Орган по сертификации (ОС). При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. Заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение. При сертификации по схемам 6, 9 и 10 изготовитель вместе с заявкой на проведение сертификации представляет в ОС заявку-декларацию.

* ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (ИЛ); перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель. В соответствии с Положением о системе сертификации ГОСТ Р к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам — в соответствии с Законом о защите прав потребителей).

* Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации. Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке. Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата;

* ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сертификата является одной из форм входного контроля качества продукции, поступающей в организации сферы услуг (магазины, предприятия общепита и пр.), то коммерческие работники должны знать требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения.

2.3 Правила сертификации

* В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

* Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Ростехрегулирование, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

* Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

* Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

* Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

* Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

* При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.6 

    1. Законодательная и нормативная  база сертификации

В основу работ по сертификации положена разветвленная  иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.

* Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.

* Подзаконные акты — постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

* Основополагающие организационно-методические документы. Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.

* Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, Система сертификации механических транспортных средств и пр.

* Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр. Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию Российской Федерации. На основе перечней, установленных Правительством РФ, агентством Росстандарт совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация. С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали также Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

* Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

* Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Росстандарта, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах. 7

2.5 Органы по сертификации и испытательные лаборатории

Орган по сертификации (ОС) - это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукциии нормативными документами, применяемыми при сертификации.

В обязанности  органа по сертификации входят:

* сертификация продукции;

* выдача сертификатов соответствия;

* проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

* отмена (приостановление) действия выданных им сертификатов;

* формирование и обновление фонда нормативных документов, на соответствие которым сертифицируется продукция;

* предоставление заявителю запрашиваемой им информации.

В качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы организации любых форм собственности: частные, государственные, муниципальные и другие. Основные требования - компетентность и независимость, что должно исключить влияние со стороны изготовителя    и       потребителя на результаты испытаний и сертификации. 
В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. Заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

Аккредитованные испытательные лаборатории занимаются испытаниями конкретных видов продукции, располагая для этого нужным оборудованием, оформляют протоколы испытаний, необходимые для последующего получения сертификата соответствия.

Информация о работе Значение стандартизации и сертификации для повышения качества производства