Заработная плата и роль в стимуляции труда России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
 Раскрыть сущность банковской системы с разных общественных позиций;
 Определить структуру банковской системы Российской Федерации;
 Обозначить типы банковской системы и её инфраструктуру;
 Показать эволюцию банковской системы России;
 Отразить проблемы, существующие на сегодняшний день у банков и возможные пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ
НОРМАТИВНАЯ БАЗА…………………………………………………………….6
1.1. Понятие банковской системы, принципы её организации.
Составные части банковской системы………………………………..6
1.3. Типы и инфраструктура банковской системы………………………13

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ и перспективы РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...17
2.1. Банковская система России в условиях мирового кризиса………..17
2.2. Проблемы современного развития банковской системы России….22

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………………………………………………28
3.1. Перспективы развития банковской системы России……………….28
3.2 Развитие банковской системы Чувашии……………………………32


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Банковская система России современные проблемы и перспективы развития.doc

— 652.00 Кб (Скачать)

—  многие кризисы происходили через несколько лет после финан­совой либерализации (снятия ограничений на процентные ставки и банковские операции) или, как нынешний кризис, — после периода массовых инноваций в банковском секторе;

—  кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья;

—  в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют;

—  на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либера­лизацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри.

В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и паде­ние реального ВВП. Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследст­вие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кри­зисом не обязательно бороться активно, важнее — правильно. Иногда на начальном этапе эффективнее сделать паузу, выбрать соответс­твующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.

Главный вопрос всех кризисов — насколько быстро и эффективно регуляторы могут предотвратить наращивание «плохих» долгов бан­ковского сектора и принять меры к тому, чтобы банки очистили свои балансы. Для всех кризисов очевидно одно важное обсто­ятельство: до тех пор, пока власти не решали проблему банковского сектора, восстановление не начиналось. Банковский сектор выполняет две ключевые функции: платежно-расчетную, без которой не может существовать экономика в целом, и коммерческую, кредитную. В международной практике банки, не выполняющие свою кредитную функцию, получили название «зомби». Они продолжают поддерживать объем расчетных операций и не разоря­ются только потому, что у них есть ликвидность, предоставляемая центральным банком. Если в таком зомбированном состоянии пре­бывает большая часть банковского сектора, значит, экономика будет испытывать и депрессию, и рецессию. Следовательно, без решения этой проблемы выход из кризиса невозможен.

Расчистка балансов банковского сектора от «плохих» долгов, накопившихся после острого этапа кризиса, является ключевой мерой для возвращения к сбалансированному росту[16]. Но правительства очень часто запаздывают с ее проведением, так как для них она довольно болезненна. Во-первых, помощь банкам — это вообще непопулярная в политическом отношении мера, поскольку выглядит как поддержка богатых. Во-вторых, всегда сложно осознать, что помощь банкам — мера виртуальная: деньги фактически канализируются в реальный сектор экономики, потому что собственные издержки банковского сектора относительно невелики. Из всей суммы поступающих в него средств лишь 3 — 4% являются маржой банковского сектора и под­держивают функционирование самого финансового института, осталь­ное идет в экономику.

Вместо проведения решительных мер по рекапитализации банков правительства часто идут на ослабление регулятивных норм, дающих банкам возможность скрывать «плохие» долги. Результатом является накопление последних, а в конечном счете — рост государственных издержек.

За последнее время правительство России и Центральный банк РФ больше всего были озабочены необходимостью поддержа­ния и наращивания объемов кредитования. Действительно, недавно началось абсолютное сокращение кредитного портфеля банковского сектора. Как показывает опыт других стран, при нынешних темпах падения ВВП и промышленного производства сохранить, а тем более увеличить этот портфель невозможно, какими бы административ­ными рычагами государство ни располагало. Но главное — этого и не требуется, ибо в результате возникают дополнительные риски. Перекладывая риски реального сектора на банки, где за прошедшие годы экономического роста они и так накоплены в огромном количест­ве, надо понимать, что погашать задолженность все равно придется с привлечением средств государства.

При исследовании проблем российской банковской системы надо иметь в виду, что она сильно сегментирована. Исторически так сложи­лось, что в стране действует огромное количество банков, среди которых большинство неэффективны, их даже сложно в полной мере назвать банками. Есть много корпоративных «карманных» банков, на рынке практически не работающих. При определенных условиях кризис может привести к существенной консолидации российского банковского сектора. Государство должно разработать специальную программу мер по значительному увеличению количества мощных, крупных структур в российском банковском секторе.

Отметим, что Сбербанку консолидация банковской системы невы­годна: чем больше будет появляться сильных игроков, тем больше у не­го окажется конкурентов. Но мы полагаем, что в конечном счете только на основе конкуренции может сформироваться конкурентоспособная и устойчивая экономика. Сильная конкуренция на банковском рынке стимулирует развитие сектора и способствует оздоровлению всей рос­сийской экономики. Без этого невозможно обеспечить производитель­ность труда и повышение эффективности экономики.

Основными источниками дохода банков явля­ются чистый процентный доход, чистый комиссион­ный доход, а главным ограничителем рентабельности выступают операционные издержки банка, включая расходы на персонал.

Можно выделить следующие ключевые изменения по сравнению с докризисным периодом[17]:

      Все банки предприняли существенные усилия по минимизации операционных затрат. В частности, в среднем доля затрат на персонал сократилась на 0,4% от среднегодовой величины активов банков.

      Значительно выросли процентные ставки по кредитам и депозитам как в рублях, так и в валюте.

      При этом процентный спред уменьшился (кроме группы государственных банков, показавших заметный рост показателя), так как банки не смогли в полной мере переложить рост стоимости ресурсов на своих заемщиков.

      Процентная маржа также заметно сократилась, причем к негативному изменению спреда добавились негативные изменения в структуре баланса банков (сокращение доли работающих активов: если на 1 января 2011 года в денежных средствах банки хранили 2.7% активов, то на 1 января 2012 года –только 2.3%.).

      В итоге прибыль банков до налогов и создания резервов на возможные потери по отношению к средним за период активам упала у всех групп банков, кроме государственных и иностранных. Рыночные факторы могут привести к даль­нейшему снижению спреда и маржи банков.

Можно сделать вывод, что без сильного и конкурентного банковского сектора страна будет жить от кризиса к кризису, от преодоления последствий старых пузырей к формированию новых. Итоги 2011 года для банковского сектора оказались во многом позитивными, однако стало понятно, что вернуться в беззаботное докризисное время уже не удастся, а точки роста придется искать в более жестких условиях.

 

2.2. Проблемы современного развития банковской системы России

Последний финансово-экономический кризис привел к осознанию пробелов, слабых мест как в функционировании финансовых институтов, включая банки, так и в регулировании их деятельности. Процесс осмысления полученных уро­ков и выработки механизмов, которые позволят избе­жать повторения глобальных кризисов, смягчения последствий кризиса, активно идет как в России, так и во всем мире. Можно сформулировать несколько уроков по­следнего кризиса, наиболее наглядно проявившихся как в нашей стране, так и во многих зарубежных государствах.

• Первое - финансовый кризис, как правило, яв­лявшийся следствием экономического кризиса, в со­временном мире способен стать его первопричиной. Поэтому для поддержания устойчивого развития эко­номики (или предотвращения ее спада) чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспече­ние их ликвидности, а также бесперебойности выпол­нения ими своих функций.

Центральный Банк России активно помогал банкам справиться со своими проблемами, о чем свидетельствует сальдо операций Банка России по предоставлению ликвидности. Сальдо операций Банка России по предоставлению/абсорбированию ликвидности осенью стабильно закрепилось в отрицательной области, а в отдельные даты октября и ноября чистая помощь ЦБ российским банкам была в абсолютных величинах на уровне аналогичных показателей в период острой фазы последнего финансового кризиса.

Рис. 4  Сальдо операций Банка России по предоставлению/абсорбированию  ликвидности

 

Дефицит ликвидности привел к тому, что межбанковские ставки заметно выросли и продолжают держаться на достаточно высоком уровне, и даже ставки по депозитам уже пошли вверх.

• Второе - к системным банковским кризисам, так же, как и к возникновению проблем у отдельных банков (особенно системно значимых), необходимо готовиться заранее, наделяя надзорный орган и дру­гих участников системы поддержания финансовой стабильности необходимыми полномочиями, широ­ким инструментарием и достаточными ресурсами, включая механизм раннего выявления проблемных банков, не­медленного надзорного воздействия, упорядоченной ликвидации системно значимых несостоятельных кредитных ор­ганизаций. То, что мы наблюдали в первой фазе раз­вития кризиса, - это были в большинстве случаев вы­нужденные действия, в условиях отсутствия заранее подготовленных инструментов урегулирования воз­никающих проблем. Так было и в США, и в Велико­британии, и в России.

• Третье - необходима комплексная система регулирования и надзора, обеспечивающая своевре­менное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появле­ния финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Результатом осознания этой необходимости стало, в частности, создание Совета по надзору за финансовой стабильностью в США, Европейского совета по системным рискам, Совета по финансовому регулиро­ванию и системным рискам во Франции.

• Четвертое - крупные, системно значимые банки и финансовые группы требуют особого режи­ма пруденциального регулирования и надзора, а так­же урегулирования несостоятельности. При этом никакая финансовая организация не должна считаться «слишком большой и слишком сложной, чтобы обанкротиться». Недостаточная же эффективность кон­солидированного надзора в условиях непрозрачно­сти структуры собственности и внутригрупповых взаимосвязей может увеличивать системные риски, подвергая угрозе устойчивость финансовой системы в целом.

О необходимости особого внимания к системно значимым финансовым институтам свидетельствует как работа, проводимая в данной области Советом финансовой стабильности, опубликовавшим в ноябре 2010 г. рекомендации по усилению надзора за такими институтами, так и решения «большой двадцатки», которая на своем саммите в Сеуле одобрила эти реко­мендации, отметив, что для уменьшения моральных рисков, создаваемых системно значимыми финансо­выми институтами, и решения проблемы «слишком крупных, чтобы обанкротиться» требуется комплекс­ная система, сочетающая:

      механизм процедуры бан­кротства и другие меры, обеспечивающие возможность быстрой и безопасной ликвидации всех финан­совых институтов без дестабилизации финансовой системы, не подвергая налогоплательщиков риску убытков;

      требование о том, что системно значимые финансовые институты должны иметь более широ­кий ряд инструментов для покрытия убытков с тем, чтобы учесть больший риск, который банкротство этих фирм создает для глобальной финансовой систе­мы;

      прочную базовую инфраструктуру финансового рынка для уменьшения риска цепной реакции, свя­занного с банкротством отдельных фирм;

      другие дополнительные пруденциальные и иные требования, устанавливаемые национальными органами, которые в некоторых ситуациях могут включать дополнитель­ные отчисления ликвидных средств, более жесткие ограничения крупных открытых позиций, сборы и структурные меры.

Следует отметить, что нашей стране в этой сфере предстоит еще многое сделать.

• Пятое - за видимыми проблемами с ликвид­ностью, которые обострились в период кризиса и сподвигли правительства и центральные банки к ока­занию беспрецедентной поддержки большому числу банков, зачастую скрываются реальные внутренние проблемы, а именно чрезмерно рискованная политика банков. Свидетельством этого может служить ситуа­ция в российском банковском секторе. Центральному банку и Правительству Российской Федерации уда­лось достаточно быстро и эффективно решить про­блему с ликвидностью банковского сектора, но глу­бинные проблемы, связанные с низким качеством ак­тивов, во многом остаются не разрешенными. Так, На 1 января 2012 года на кредиты нефинансовым организациям приходилось 61.8% кредитного портфеля, а задолженность физических лиц перед банками составила 5.6 трлн руб., что в структуре кредитного портфеля составляет 19.4%. Практика работы Агентства по страхованию вкладов также свидетель­ствует о том, что реальность намного печальнее картины, которая у всех на виду.

И, наконец, шестое - эффективное функциони­рование системы страхования вкладов способно ока­зывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную стабильность в обществе. Это подтверждает и отечественный опыт, и мировая практика в целом. Не зря в числе основных документов, которые Форум финансовой стабильно­сти (предшественник Совета финансовой стабильно­сти) в апреле 2008 г. поручил подготовить Базельскому комитету по банковскому надзору и Международ­ной ассоциации страховщиков депозитов, был ком­плекс международных принципов для эффективных систем страхования депозитов. Эти принципы, одоб­ренные в июне 2009 г., теперь будут использоваться Международным валютным фондом и Всемирным банком для оценки национальных финансовых сис­тем. Для нас они - ориентир в планах развития рос­сийской системы страхования вкладов.

Информация о работе Заработная плата и роль в стимуляции труда России