Заработная плата и роль в стимуляции труда России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
 Раскрыть сущность банковской системы с разных общественных позиций;
 Определить структуру банковской системы Российской Федерации;
 Обозначить типы банковской системы и её инфраструктуру;
 Показать эволюцию банковской системы России;
 Отразить проблемы, существующие на сегодняшний день у банков и возможные пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ
НОРМАТИВНАЯ БАЗА…………………………………………………………….6
1.1. Понятие банковской системы, принципы её организации.
Составные части банковской системы………………………………..6
1.3. Типы и инфраструктура банковской системы………………………13

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ и перспективы РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...17
2.1. Банковская система России в условиях мирового кризиса………..17
2.2. Проблемы современного развития банковской системы России….22

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………………………………………………28
3.1. Перспективы развития банковской системы России……………….28
3.2 Развитие банковской системы Чувашии……………………………32


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Банковская система России современные проблемы и перспективы развития.doc

— 652.00 Кб (Скачать)

Рис.2   Число действующих банков в РФ.

 

Обычно такие банки являются дочерними банками крупных иностранных банков, расположенных в других странах мира.

Позитивные моменты присутствия иностранных банков в России связаны с усилением конкурентной борьбы как движуще­го мотива рынка, приходом на кредитный рынок современных банковских технологий, высоких стандартов управления, привле­чением иностранного капитала в экономику страны и т. п.

Однако усиление влияния иностранного капитала на россий­ском кредитном рынке должно сопровождаться и принятием адекватных мер по защите национальных интересов страны, а не только интересов российских банков.

Банковские объединения могут быть двух типов[8]:

1) организационные объединения банков — это формальные объединения, добровольные объединения банков как самостоя­тельных и независимых юридических лиц в целях осуществления их общих интересов. Сюда относятся:

•  банковские синдикаты — это временное объединение капи­талов банков при сохранении их полной юридической са­мостоятельности в целях проведения каких-либо совмест­ных рыночных операций;

•  банковские ассоциации (союзы) — это добровольные неком­мерческие объединения банков (кредитных организаций), создаваемые обычно в целях координации деятельности, представительства в государственных организациях и за­щите общих интересов. Наиболее известной в России банковской ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ);

2) экономические объединения банков — это сосредоточение (концентрация) уставных капиталов разных банков в собствен­ности одного участника рынка. В результате банки начинают действовать на рынке как единое целое при сохранении их юридической самостоятельности. В данном случае юридически независимые банки теряют свою самостоятельность в принятии каких-либо рыночных решений. Такими объединениями могут быть:

•  банковская группа — это сосредоточение уставных капита­лов нескольких банков в собственности какой-то одной кредитной организации (одного банка — «головного бан­ка»);

•  банковский холдинг — это сосредоточение уставных капи­талов нескольких банков в собственности какой-то одной некредитной организации («головной организации»).

Организационные банковские объединения — это объедине­ния банков как самостоятельных юридических лиц. Если участ­ник такого объединения пожелает прекратить свое членство в нем, он свободно может это сделать.

Экономические банковские объединения представляют со­бой «объединение» их уставных капиталов, в силу чего отдель­ный банк, являясь самостоятельным юридическим лицом, не может уже выйти из такого «объединения», а точнее — из подчи­нения владельцу его уставного капитала[9].

Подводя итоги сказанному, можно сказать, что банковская система — это совокупность банковских и небанковских кредитных учрежде­ний, т. е. организаций, которые на профессиональной основе осуществляют деятельность на кредитном рынке.

Банковская система страны формируется под влиянием общеэкономических принципов, к которым относятся иерар­хичность, профессиональность, универсальность, и под влия­нием специфических факторов, свойственных данной стране в силу ее истории, политической системы, менталитета населе­ния и т. п.

Банковская система России имеет двухуровневый характер, т. е. состоит из Центрального банка и всех остальных кредит­ных организаций, которые разделяются на коммерческие банки и небанковские кредитные организации,                т. е. организации, ко­торые могут выполнять не все функции банка на кредитном рынке.

Банки как участники рынка могут объединяться либо по своим интересам в синдикаты или союзы, либо в силу концен­трации собственности на их уставный капитал в банковские группы и банковские холдинги.

В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
    В  соответствии  с  Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной  организации  подлежит  ежегодной аудиторской  проверке  аудиторской  фирмой  (самостоятельно работающим аудитором),  имеющей лицензию Банка  России  на  осуществление  аудита кредитных организаций. Банковский  аудит  является   одним   из   видов   аудиторской деятельности. Основной целью   банковского   аудита    является    установление достоверности    бухгалтерской   (финансовой)   отчетности   кредитных организаций  и  соответствия  совершенных  ими  операций  действующему законодательству Российской Федерации.

 

1.3. Типы и инфраструктура банковской системы

Существующие в настоящее время банковские системы  по степени регламентации  можно условно подразделить на универсальные и сегментированные.

Еще недавно универсальные банки были характерны для таких стран, как Германия, Франция, Нидерланды или Швейцария. Се­годня этот тип банковских структур господствует в подавляющем большинстве государств.

Сегментированная банковская структура предполагает жесткое законодательное разделение сфер деятельности коммерческих бан­ков и небанковских кредитных организаций. Подобная структура сохраняется, например, в США, Японии, Канаде, где коммерче­ским банкам запрещено осуществлять операции по выпуску и раз­мещению ценных бумаг корпоративных клиентов. Однако в США это разграничение, введенное в 1933г. законом Гласса — Стигала, предполагается отменить[10].

Российские коммерческие банки, получив лицензию Банка Рос­сии на осуществление банковских операций, могут проводить опе­рации с государственными ценными бумагами (государственными краткосрочными обязательствами и облигациями). Не требуется также лицензии на проведение операций с ценными бумагами, вы­полняющими функции платежного документа (векселя, различного рода чеки) или подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитные и сберегательные сертификаты). Для проведения операций с ценными бумагами кор­поративных клиентов коммерческие банки получают разрешение от Центрального банка РФ, который, в свою очередь, получил генеральную лицензию на право осуществления профессиональной дея­тельности на рынке ценных бумаг от Федеральной комиссии по ценным бумагам[11].

Процесс стирания различий между банками и другими кредит­ными учреждениями связан не только с расширением выполняемых ими функций, но и с вертикальной концентрацией и централизаци­ей капитала, которые имеют место при слиянии или поглощении неоднородных финансово-кредитных учреждений.

В зависимости от соподчиненности согласно банковскому зако­нодательству выделяют два типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их опера­ций и функций. В рамках такой системы все кредитные учрежде­ния, включая Центральный банк, находятся на одной иерархиче­ской ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.

Подобный принцип характерен в основном как для стран со слабо развитой экономикой, так и для стран с тоталитарными, ад­министративно-командными режимами управления.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

1)   вертикальной — соподчиненность банков в банковской системе;

2)  горизонтальной — равноправие банков на каждой ступени. Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень — это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов.

Банковская система характеризуется следующими признаками[12]:

• включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие

  единым целям;

• имеет специфические свойства;

• способна к взаимозаменяемости элементов;

• является динамической системой;

• выступает как система «закрытого» типа;

• обладает характером саморегулирующейся системы;

• является управляемой системой.

Известно несколько типов банковской системы: распредели­тельная, рыночная, система переходного периода. Каждому типу банковской системы присущи свои особенности .

Развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.

К элементам банковской системы специалисты относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различ­ного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечи­вают жизнедеятельность банков.

Банковская инфраструктура включает информационное, мето­дическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др[13].

1. Информационное обеспечение. В условиях рынка банки нужда­ются прежде всего в широкой и оперативной информации о со­стоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услу­гами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.

В условиях рынка, сильной конкуренции, а также экономиче­ского кризиса, нестабильности финансов государства и предпри­ятий информационное обеспечение выступает естественным требо­ванием, без которого банки не могут без ущерба для своего капита­ла и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и ее анализ становятся обязательным атрибу­том технологии предоставления банковских услуг.

Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами — кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в централь­ном банке, где ведется картотека клиентов.

2.  Методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказа­лись неприемлемыми, полностью пакет новых положений и мето­дических указаний еще не укомплектован. Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они зачастую не имеют унифицированных подзаконных актов, осуществляют операции на базе своих собственных методик и положений.

3.  Научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков. К началу 1999 г. в России пока не было создано достаточно представитель­ных научных центров, деятельность научных работников не была скоординирована. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществ­ляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.

4.  Кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля; форми­руется сеть начальных учебных заведений — финансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных дисциплин соче­тается с преподаванием основ специальных предметов: финансов, банковского дела, бухгалтерского учета и др.

 

 

 

Глава 2. Современные тенденции развития банковской системы

Российской Федерации

2.1. Банковская система России в условиях мирового кризиса

Глубинной причиной кризиса стали дисбалансы в мировой эко­номике, связанные с избыточным потреблением в США. В последние годы население этой страны жило не по средствам, практически ничего не сберегая, а лишь потребляя заработанные средства. Значительная часть населения жила в кредит, причем заёмщики просто не могли обслуживать объемы взятых кредитов, столь огромными они были. В первую очередь это касалось нижней части среднего клас­са. В результате возник жесточайший кризис доверия. Сложилась ситуация ступора, приведшая к коллапсу фондовых рынков.

Подобный процесс наблюдался и в России, когда резкое падение фондовых индексов сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок акций. В стране три дня продолжалось обвальное падение рынка акций, что привело к дестабилизации в сфере экономики и вызвало сильный психологический шок, от которого все экономические агенты приходили в себя в течение нескольких месяцев. Однако рынок облигаций, обслуживаемый Сбербанком РФ, продолжал функционировать. Но и с этого рынка ушли несколько крупнейших банков: они закрыли лимиты на рынок облигаций и высоких рисков. В 2009 г. риски в мировом финансовом секторе снизились, но сегодня они, к сожалению, перешли в реальный сектор. Кредитное сжатие в США, прекращение экспортного кредитования, а также стремление к снижению долговой нагрузки (долговых обязательств) финансовых институтов и домохозяйств вызвали резкое падение спроса во многих странах[14]. В результате кризис, начинавшийся как финансо­вый, перешел в глобальный экономический кризис.

В 2011 году в банковской системе России продолжилась тенденция к сокращению числа банков. За год число действующих банков сократилось на 33 единицы и на 1 января 2012 года составило922 единиц. Для сравнения, в 2010 году число банков, покинувших рынок, равнялось 52 единицам, а в 2009 – 51.

 

Рис.3  Динамика числа банков

 

Центр макроэкономических исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 25 — 30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям[15]:

Информация о работе Заработная плата и роль в стимуляции труда России