Складывающиеся
тенденции в сфере демографического
воспроизводства населения крайне негативно воздействуют
на формирование трудового и социального
потенциала Дальнего Востока. Заметное
снижение рождаемости, имеющее место в
последнее десятилетие, на фоне столь
же заметного роста смертности и увеличения
миграционного оттока населения за пределы
дальневосточных территорий, ведет к сокращению
численности населения, понижает ориентации
дальневосточников на стабильность и
приживаемость на Дальнем Востоке, разрушает
саму возможность формирования стабильного
населения. Сочетание отмеченных двух
неблагоприятных факторов – повышение
миграционной подвижности дальневосточного
населения и снижение их трудовой мобильности,
действующих в противоположных направлениях,
создают благоприятные условия притока
китайской рабочей силы на региональные
рынки труда. Дополнительными факторами,
которые могут значительно увеличить
удельный вес китайцев в сфере занятости
дальневосточного населения, являются:
значительные масштабы неконтролируемого
рынка труда, в том числе увеличение нелегальной
занятости; низкий уровень сферы обслуживания
и сервиса; снижение мотивации труда вследствие
неэффективной социальной политики, низкого
уровня качества жизни, низкой цены труда;
а также исторически сложившейся на Дальнем
Востоке дисбаланс между качеством труда,
профессионально-квалифицированной структурой
и потребностями производства.
Совокупность
этих условий предопределила
особенности формирования рынка
труда на Дальнем Востоке.
2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
2.1.Показатели и типы
безработицы Дальнего Востока.
На мой взгляд, безработица оказывает
определенное негативное воздействие
на каждого человека. Ведь потеря
работы для большинства людей
означает снижение жизненного
уровня и наносит серьезную
психологическую травму. Также она
влечет за собой серьезные экономические
и социальные издержки. Одно из главных
негативных последствий безработицы -
нерабочее состояние трудоспособных граждан
и ,соответственно, выпущенная продукция.
Она мешает обществу развиваться и двигаться
вперед с учетом своих потенциальных возможностей.
В конечном итоге это рассматривается
как снижение темпов экономического роста,
отставание объемов увеличения ВНП. Нельзя
также сбрасывать со счетов и значительные
социальные и моральные последствия безработицы,
ее негативное влияние на общественные
ценности и жизненные интересы граждан.
Ее последствия выходят далеко за рамки
материального достатка. Длительная бездеятельность
ведет к потере квалификации, что окончательно
убивает надежду найти работу по специальности.
Потеря источника существования и жалкое
существование приводят к упадку моральных
устоев, потере самоуважения, распаду
семьи и т.д. Исследователи находят прямую
связь между ростом самоубийств, убийств,
психических заболеваний, и высоким уровнем
безработицы. Именно поэтому государство
не должно полагаться на саморегулирующуюся
роль рынка в вопросах занятости, а активно
вмешиваться в этот процесс. Но следует
также сказать, что как и любое экономическое
явление, безработица не может рассматриваться
односторонне. Она может быть и злом, и
благом - все зависит от меры данного явления
и конкретных обстоятельств.
С экономической точки зрения,
если безработица умеренная, то
она представляет собой резерв
незанятой рабочей силы, который
всегда можно задействовать; с психологической
точки зрения умеренная безработица повышает
дисциплину труда; с демографической точки
зрения умеренная безработица может содействовать
оптимизации структуры занятости по половозрастному
признаку. Поэтому можно сделать вывод,
что умеренная безработица является благом.
Следует иметь ввиду, что безработица
является естественной и неотъемлемой
частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики
обычно используют два основных показателя,
которые могут показать объективную картину
экономической нестабильности на рынке
труда:
- Уровень безработицы – удельный
вес численности безработных в численности
экономически активного населения;
- Продолжительность безработицы
– промежуток времени, в течении которого
лицо не имеет работы.
Для решения проблемы безработицы
существенно определить тип безработицы
и ее действительные размеры. Существует
множество классификаций безработицы.
Это разнообразие объясняется неодинаковостью
подходов к исследованию безработицы.
Например, при исследовании причин безработицы
может использоваться одна классификация,
а при выявлении методов ее сокращения
– другая.
Сезонная безработица
– результат колебаний на труд
из – за сезонных изменений в
производстве и занятости. Она порождается
временным характером выполнения тех
или иных видов деятельности и функционирования
отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные
работы, рыболовство, сбор ягод, сплав
леса, охота, частично строительство и
некоторые другие виды деятельности. В
этом случае отдельные граждане и даже
целые предприятия могут интенсивно работать
несколько недель или месяцев в году, резко
сокращая свою деятельность в остальное
время. В период напряженной работы
происходит массовый набор кадров, а в
период свертывания работ - массовые увольнения.
Этот вид безработицы по отдельным характеристикам
соответствует циклической безработице,
по другим - фрикционной, так как она носит
добровольный характер. Прогноз показателей
сезонной безработицы можно определить
с большой степенью точности, поскольку
она повторяется из года в год, и, соответственно,
есть возможность подготовиться к решению
проблем, вызванных ею.
Циклическая безработица
возникает вследствие неспособности
спроса в национальной экономике создать
достаточное количество рабочих мест
для всех желающих работать. Она является
результатом недостатка рабочих мест
в целом в экономике страны из-за снижения
темпов экономического роста.
Для сглаживания негативных
последствий такого вида безработицы
необходимы разработка и принятие специальных
программ обеспечения занятости населения,
субсидируемых государством. По оценкам
западных специалистов, в периоды экономических
подъемов и спадов величина циклической
безработицы может колебаться от 0 до 8-10
процентов и более, значительно увеличивая
тем самым общий уровень безработицы.
Отсутствие циклической безработицы в
стране определяет естественный уровень
безработицы. Для борьбы с циклической
безработицей требуется разработка и
реализация государственных программ,
способствующих стабилизации в развитии
национальной экономики и повышению совокупного
спроса на рабочие мест. Также, исходя
из необходимости учета безработных и
принятия соответствующих государственных
мер по обеспечению работой всех желающих,
различают: зарегистрированную безработицу,
которая отражает количество незанятых
граждан, ищущих работу, готовых приступить
к ней и взятых на учет в государственной
службе занятости; скрытую безработицу,
к которой относятся работники, занятые
на производстве, но в действительности
являющиеся “лишними”. Они, как правило,
либо трудятся не по своей вине неполный
рабочий день или неделю, либо отправлены
в отпуска.
2.2. Стадии формирования
рынка труда Дальнего Востока
Существует три этапа развития
особенностей формирования Дальневосточного
рынка труда и занятости населения:
1. Легализация безработицы.
Для этой стадии формирования дальневосточного
рынка труда характерен переход от дефицита
кадров к безработице. Превышение предложений
рабочей силы над ее спросом начало осуществляться
в основном под воздействием фрикционной
безработицы.
Фактически произошла
регистрация через центры занятости
некоторой части работников, занимавшихся
ранее свободным поиском работы,
то есть проведя несложные
оценки. Уровень текучести кадров
в 2001 году на различных территориях
Дальнего Востока составлял в среднем
18-20 %. Если к этому прибавить существующий
избыток рабочей силы, равный примерно
такой же величине, то уровень нефиксированной
безработицы в пересчете к трудоактивному
населению составлял в 2001 году примерно
6-7 %. Официально зарегистрированный уровень
безработицы к декабрю 2012 года колебался
от 0,5 до 1,0 и, следовательно, на 5-6 % был
фактически ниже уровня потенциальной
фрикционной безработицы. Основной парадокс
в формировании занятости этого этапа
состоял в том, что стремительное падение
производства не сопровождалось адекватным
снижением занятости и ростом безработицы.
Падение производства на Дальнем Востоке
составило в среднем за рассматриваемый
период 35-50 %. Но структурной или тем более
циклической безработицы на Дальнем Востоке
на этом этапе (как и в России в целом) фактически
не было вследствие следующих основных
причин:
- традиционно существовавшего
на Дальнем Востоке дефицита
рабочей силы, особенно высококвалифицированного;
- существовавшей деформации
производственных структур, требовавших
непомерно больших объемов занятых работников;
- негибкости, тяжеловесности,
большой инерционности экономики,
которая с большими отставаниями
реагировала на все инновационные
изменения;
- инфляционного
роста цен на производимую
продукцию, неадекватного падению
производительности труда;
- торможения
экономической реформы, особенно
в части принятия закона о
банкротстве;
- наличия ряда
субъективных факторов, обусловленных
негативным отношением, как работников,
так и руководителей предприятий к высвобождению
персонала.
Для этого
этапа характерным было нарастание
несоответствия между динамикой
производства и динамикой занятости.
Спад производства и ухудшение
финансово-экономического положения предприятий не сопровождалось
адекватным сокращением численности трудовых
коллективов. Сохранялась ситуация, когда
численность занятых в производстве по
существу не зависела от его объемов, трудоемкости,
эффективности трудозатрат. Факторами,
определяющими занятость на предприятиях,
оставались: возможности повышения цен
на продукцию, получение субсидий и льгот,
сокращение рабочего времени, задержки
выплат заработной платы. Приватизация
предприятий, переход на новые формы собственности
на этом этапе не оказали решающего влияния
на занятость населения.
Этап легализации
безработицы длился примерно
с 1991 г. по 1993 г. И характеризовался
ростом фрикционной составляющей
безработицы, низким квалификационным
уровнем безработных, в состав
которых в основном входили неконкурентоспособные
социальные группы. Потенциальная возможность
перехода работников на статус безработного
воспринималась основной частью населения
психологически болезненно как в принципе
неприемлемая и постыдная акция, как личная
трагедия, связанная с потерей социальной
идентификации.
Стремительно
стала нарастать скрытая безработица:
работа неполный рабочий день, вынужденные
отпуска, простои и т.д. Скрытая
безработица на этом этапе в 2-3 раза
превышала официально зарегистрированную
безработицу. Произошло резкое снижение
цены труда особенно в бюджетной сфере.
Следствием падения цены труда явилось
снижение роли механизма самонастройки,
основанного на стоимостных принципах
формирования пропорций занятости. Принципиально
изменилась социальная структура безработных.
В 1997 году в составе безработных было свыше
25-27 % лиц с высшим и среднеспециальным
образованием, увеличилась доля лиц предпенсионного
возраста (до 8 %). Безработица явно приобрела
«женское лицо»: 57 % безработных – женщины.
Стала расти продолжительность официально
зарегистрированной безработицы. Свыше
30 % безработных в этот период не могли
найти работу более года. Средняя продолжительность
безработицы составила на конец 1997 года
восемь месяцев.
В целом
же второй этап – это адаптация населения к безработице,
развитие структурно-регрессионной составляющей
безработицы, ее локализация по территориям
Дальнего Востока, зарождение стагнационных
процессов в сфере занятости.
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ
3.1. Сфера труда
и занятости Дальнего Востока,
его внешнеэкономические последствия.
В ситуации,
когда социальная система смещается
в область сильно не равновесных состояний, ее
поведение подчиняется принципиально
иным закономерностям в отличие от тех,
которые обусловливают функционирование
системы в условиях стационарности. Занятость
населения и безработица являются важными
характеристиками социальной системы.
К этому явлению, как и ко всякой другой
характеристике системы при ее оценке,
нужно подходить принципиально по-разному
в соответствии с условиями не равновесности,
в которых находится социальный объект.
Уникальность переходного периода, создавшегося
в России, состоит в том, что происходящие
перемены в экономических отношениях
ведут к радикальным изменениям в сознании
людей, их ценностных ориентациях, мотивационной
структуре, уровне и иерархии потребностей.
Эти социальные переменные, в свою очередь,
становятся самодовлеющими, весьма своеобразными
социальными факторами, которые значительно
влияют на механизмы формирования занятости,
нарушая эволюционный характер этих процессов.
Поэтому роль субъективных факторов в
условиях неравновесности в формировании
безработицы начинает резко возрастать.
Если на первых порах такие объективные
факторы, как спад производства, структурные
изменения в производственных процессах,
максимально воздействовали на формирование
уровня и структуры безработицы, то по
мере увеличения энтропии системы можно
ожидать, что приоритеты факторов поменяют
свою полярность – индивидуальная мотивационная
структура, видимо, начнет в значительно
большей степени предопределять поведение
целых социальных групп и их включенность
в процессы занятости. Иными словами, внешнеэкономические
факторы, влияющие на процесс формирования
занятости, и ее внешнеэкономические последствия
представляют собой особую сферу, без
исследования которой трудно составить
целостную картину о состоянии занятости.
По этой причине анализ статистических
показателей, характеризующих занятость,
становится недостаточным – они не отражают
истинных масштабов и глубины происходящих
в сфере занятости и в обществе процессов.
Развитие рыночных отношений связано,
прежде всего, с разработкой механизма,
позволяющего создать эффективные стимулы
к труду и предпринимательству, с формированием
принципиально иных отношений к труду.
Процесс этот, видимо, достаточно продолжителен
по времени, ибо связан с изменением базовых
ценностей в обществе. Поэтому необходимы
регулярные мониторинговые исследования,
которые позволяли бы отслеживать масштабы
и глубину преобразований в сфере отношений
работников к труду и соответственно оценку
эффективности затрат на решение проблем
занятости, определение приоритетности
сфер занятости для привлечения в них
финансовых и иных ресурсов.