Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:37, контрольная работа
Выполнение 8 заданий.
-
модель типа СНГ, в которой
самообъединение экономических
систем с «нерыночными»
- модель типа ЕС - СНГ. Она занимает промежуточное положение между моделями ЕС и СНГ и рассчитана на то, что производительные силы объединяющихся экономических систем, с одной стороны уже являются саморегулируемими, что свойственно рыночным хозяйственным отношениям, С другой стороны, модель учитывает, что уровень такой саморегулируемости достаточно низок в силу нерыночной структуры производительных сил.
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Таким образом, к началу 2001 г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП в начале 2000-х гг. немного превышал 3%.
К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран - членов СНГ переживает сложные времена. Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран -членов СНГ. Так, в 1992 - 2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд долл. до 59 млрд долл., при этом падение товарооборота в 1,5-2 раза опережало сокращение производства. Однако с 2001 года наблюдается рост товарооборота между странами СНГ, который в 2007 году превысил $150 млрд., т.е. уровень 1992 года.
Однако удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли сократился за последние 16 лет снизился в три раза. По данным Статкомитета СНГ, сегодня доля взаимного товарооборота стран СНГ всего 26%, а в 1991 году она составляла 79%. И это изменило его структуру: доля топлива и сырья увеличилась в 4 раза, достигнув почти 50%, а доля готовой продукции и оборудования существенно снизилась. Если в 1990 г. в межреспубликанский обмен (в границах бывшего СССР) было вовлечено примерно ¼ ВВП нынешних стран СНГ, то в 2007 году - только 1/10.
Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик этих стран проявились и другие негативные тенденции:
- во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки «третьих» стран (не входящих в состав СНГ) (например, к концу 90-х гг. удельный вес российских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций в Украине составлял 4%, США - 21 %, Германии - 13 %);
- ведущие промышленно развитые страны (особенно США и Германия) и их экономические и военно-политические группировки (ЕС, НАТО), а также некоторые международные финансово-экономические организации, где указанные страны играют определяющую роль, осуществляют селективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу и фактически разваливая СНГ;
- усиливаются различия между странами СНГ по уровню социально-экономического развития, характеру функционирования хозяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени перешли к рыночной экономике, чем другие);
- у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отношению к России (в начале 2000 г. он оценивался в 8,2 млрд долл.), и сокращение этого долга для них очень проблематично;
- внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии, Таможенного союза 5 государств и созданного ими же Евразийского Экономического Сообщества) образовались субрегиональные объединения - Центрально-Азиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан), группировка ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Молдавией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз.3
Государства Содружества различаются по экономическому потенциалу, численности населения и занимаемой территории. Экономическим региональным лидером СНГ является Российская Федерация. В ЕС, несмотря на определенное первенство Германии, все же речь идет о партнерстве нескольких более - менее сопоставимых экономик. Это повлияло на выбор принципов взаимодействия европейских стран при принятии тех или иных решений.
Страны Содружества явно не хотят замыкаться друг на друге. Россия, главный инициатор интеграции на постсоветсом пространстве, куда охотнее торгует с дальним зарубежьем. В географической структуре внешней торговли России, по данным таможенной статистики, особое место как крупнейший экономический партнер страны занимает Европейский союз. На его долю в 2006 году приходилось 52,7% российского товарооборота (в 2005 году его доля составляла 52%), на страны СНГ - 14,7% (15,2%), на страны ЕврАзЭС - 7,7% (7,8%), на страны АТЭС - 17,1% (16,2%). Основными торговыми партнерами в товарообороте России из стран Европейского союза являлись: Германия - 9,8% (9,7%), Нидерланды - 8,8% (7,8%), Италия - 7% (6,9%), Соединенное Королевство - 3,2% (3,3%); из стран СНГ: Украина - 5,5% (5,9%), Белоруссия - 4,5% (4,7%), Казахстан - 2,9% (2,9%); из стран АТЭС: Китай - 6,5% (6%), Япония - 2,8% (2,8%).4
Рисунок
1. Товарооборот стран СНГ с ЕС-27 в процентах
от общего товарооборота
Таким образом, ЕС является крупнейшим торговым партнером для стран СНГ.
На современном этапе наблюдаются следующие тенденции:
1)
усиление экономического
2)
увеличение значения
3)
у многих стран СНГ доля
внутрирегиональной торговли
4)
продолжение устойчивого роста
стран СНГ темпами выше
5)
в СНГ накоплен потенциал для
быстрого роста внешней
Рассчитать
индекс транснациональности для
каждой компании. Какая из представленных
компаний имеет самый высокий
индекс транснационализации?
Таблица 4. Индекс транснациональности компаний
п/п | Корпорация | Активы | Продажи | Занятость | Iтр | ||||||
Аз | Ао | Аз/Ао | Пз | По | Пз/По | Шз | Шо | Шз/Шо | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Nestle SA | 30,9 | 34 | 0,91 | 42 | 42,8 | 0,98 | 206125 | 212687 | 0,97 | 0,95 |
2 | Asea Brown Boveri (ABB) | 0 | 30,9 | 0 | 32,9 | 33,8 | 0,97 | 203541 | 214894 | 0,95 | 0,64 |
3 | Elf Aquitaine SA | 29,3 | 47,5 | 0,62 | 26,6 | 44,8 | 0,59 | 41600 | 85400 | 0,49 | 0,57 |
4 | Bayer AG | 29,1 | 32 | 0,91 | 25,8 | 31,4 | 0,82 | 94373 | 142200 | 0,66 | 0,80 |
5 | Hoechst AG | 28 | 35,5 | 0,79 | 18,4 | 33,8 | 0,54 | 93708 | 147862 | 0,63 | 0,65 |
6 | Nissan Motor Co, LTD | 27 | 58,1 | 0,46 | 29,2 | 53,8 | 0,54 | 0 | 135331 | 0 | 0,33 |
7 | FIAT Spa | 26,9 | 70,6 | 0,38 | 19,8 | 51,3 | 0,39 | 90390 | 237865 | 0,38 | 0,38 |
8 | Unilever | 26,4 | 31 | 0,85 | 45 | 52,2 | 0,86 | 237000 | 304000 | 0,78 | 0,83 |
9 | Daimler-Benz AG | 0 | 65,7 | 0 | 44,4 | 70,6 | 0,63 | 67308 | 290029 | 0,23 | 0,29 |
Индекс транснациональности показывает степень внешней деловой активности той или иной корпорации, характеризует степень выхода за пределы страны базирования и проникновение в экономику других стран. Индекс рассчитывается как среднее из трех процентных отношений:
1) отношение зарубежных активов к общей сумме активов;
2) отношение зарубежных продаж к общей сумме продаж;
3) отношение занятых за рубежом к общей суме занятых.
Индекс транснациональности:
Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо)/3,
где Аз - зарубежные активы;
Ао - общие активы;
Пз - объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
По - общий объем продаж товаров и услуг;
Шз - зарубежный штат;
Шо - общий штат работников компании.
Определим отношение зарубежных активов к общей сумме активов Аз/Ао, отношение зарубежных продаж к общей сумме продаж Пз/По и отношение занятых за рубежом к общей суме занятых Шз/Шо и представим результаты вычислений в графах 4, 7 и 10.
Окончательные расчеты сведем в графу 11 таблицы, которая рассчитывается, как среднее арифметическое граф 4, 7 и 10.
Nestle SA: Iтр = (30,9/34,0 + 42,0/42,8 + 206125/212687)/3 =
= (0,91 + 0,98 + 0,97)/3 = 2,85/3 = 0,95
Asea Brown Boveri (ABB): Iтр = (0/30,9 + 32,9/33,8 + 203541/214894)/3 =
= (0 + 0,97 +0,95)/3 = 1,92/3 = 0,64
Elf Aquitaine SA: Iтр = (29,3/47,5 + 26,6/44,8 + 41600/85400)/3 =
= (0,62 + 0,59 + 0,49)/3 = 1,7/3 = 0,57
Bayer AG: Iтр = (29,1/32,0 + 25,8/31,4 + 94373/142200)/3 =
= (0,91 + 0,82 + 0,66)/3 = 2,39/3 = 0,8
Hoechst AG: Iтр = (28,0/35,5 + 18,4/33,8 + 93708/147862)/3 =
= (0,79 + 0,54 + 0,63)/3 = 1,96/3 = 0,65
Nissan Motor Co, LTD: Iтр = (27,0/58,1 + 29,2/53,8 + 0/135331)/3 =
= (0,46 + 0,54 + 0)/3 = 1/3 = 0,33
FIAT Spa: Iтр = (26,9/70,6 + 19,8/51,3 + 90390/237865)/3 =
= (0,38 + 0,39 + 0,38)/3 = 1,15/3 = 0,38
Unilever: Iтр = (26,4/31,0 + 45,0/52,2 + 237000/304000)/3 =
= (0,85 + 0,86 + 0,78)/3 = 2,49/3 = 0,83
Daimler-Benz AG: Iтр = (0/64,7 + 44,4/70,6 + 67308/290029)/3 =
= (0 + 0,63 + 0,23)/3 = 0,86/3 = 0,29.
Таким образом, из представленных компаний самый высокий индекс транснациональности имеет Nestle SA: Iтр = 0,95. Следующий показатель у Unilever: Iтр = 0,83 и Bayer AG: Iтр = 0,80. Самые низкие показатели транснациональности имею Daimler-Benz AG (0,29) и Nissan Motor Co, LTD (0,34).
Найти:
А) показатель экспортной квоты. Сделать вывод о степени открытости страны;
Б) показатель импортной квоты. Сделать вывод о степени зависимости внутреннего спроса страны от мирового рынка;
В) рассчитать внешнеторговое сальдо, внешнеторговый оборот, коэффициент покрытия импорта экспортом, удельный вес экспорта страны в мировом экспорте. Сделать вывод о характере внешнеторговых отношений ниже представленных стран.
Экспортная квота - экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период (Э) к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (ВВП):
Кэ = Э/ВВП * 100%.
Таким образом, наиболее открытой страной из перечисленных является Мексика. Из остальных стран только у Испании показатель экспортной квоты превышает средний по миру в целом. Япония является относительно закрытой страной.
Импортная квота - количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства коэффициент импорта рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:
Ки = И/ВВП * 100%.
Таблица 5. Показатели экспорта и импорта стран