Япония в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место
в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой
взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн.
человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический
потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу
населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70%
совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих
валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого
уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых
технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..
1.Общая характеристика Япония.
2. Япония в мировом хозяйстве.
2.1. Послевоенные экономические реформы.
3. Экономическая модель Японии.
3.1. Особенности структуры частного предпринимательства.
3.2. Трудовые отношения.
3.3. Государственный сектор в экономике.
4. Япония в международных экономических отношениях.
4.1. Внешняя торговля.
4.2. Экспорт – импорт капитала. Его характерные черты.
4.4. Токио – мировой финансовый центр.
4.5. Банки.
5. Факторы роста экономики.
5.1. Развитие НИОКР.
5.2. Обмен технологий.
6. Экономические отношения с Россией.
7. Структурный кризис 90-х годов.
8. Усиление влияния Японии.
9. Культура и бизнес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
ЛИТЕРАТУРА..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Западной Европе. Благодаря достижениям технологической мысли в таких областях

как электроника новые  материалы и т. д., японские промышленные корпорации

являются грозными конкурентами для американских и  западноевропейских

предприятий. Однако не следует забывать, что ВВП Японии составляет лишь

половину от ВВП  США и ЕС. С этой точки зрения, несмотря на помощь и

эффективность японской экономики, эта страна является скорее партнёром, чем

противником других промышленно  развитых стран Запада.

Превратившись в экономическую  сверхдержаву, Япония стала оказывать всё

большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих

связей находятся  экономические отношения между  Японией и США, на долю которых

приходится около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. В силу того,

что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую

очередь легковые автомобили, и импортировать из этой страны значительное

количество сырья  и продуктов питания, её обвиняют в «колониальном характере»

торговли с США.

Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке, в том числе

и на американском, обеспечивают:

1) Особая система  контроля за качеством продукции  (не более 0,01% брака);

2) Опережающий рост  производительности труда. В 90-е  г. Япония ликвидировала

своё отставание от США;

3) Значительно меньшие  потери рабочего времени в  результате конфликтов;

4) Более высокий  уровень доходов на душу населения,  перераспределяемый таким

образом, что большая  часть накоплений направляется в  производство;

5) Самый высокий  в мире уровень частных накоплений.

За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется  с превращением её

в финансовый центр  мирового значения. Общий объём нетто-активов  достиг 129

млрд. $. По общим оценкам  Министерства финансов Японии, этот процесс  будет

продолжаться до конца XX в. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут

к началу XXI в. 556 млрд. $., а по другим – 1 трлн. $. Значит, Япония

превратилась в  поставщика нового вида услуг– предоставление капиталов.

В центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным

образом США, долговременного  характера, которые обеспечивают большие  доходы и

имеют большие перспективы  подорожания в будущем. Всё это  даёт основания

утверждать, что Япония в качестве экспортёра капиталов  будет оказывать на

мировую экономику  такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми

войнами, и США в  послевоенный период.

Экономический кризис в Японии огромное влияние на всю  мировую экономику, но

прежде всего на азиатские рынки. Падающая японская йена стимулировала

серьёзную конкуренцию  для китайских и южнокорейских  товаров. По экспортным

оценкам, каждое снижение курса на 1 йену по отношении к  доллару означает

сокращение активов  японских банков почти на 1 трлн. йен, или 0,2% от

национального ВВП. Не случайно экономическому положению в Японии уделялось

много внимания со стороны  мирового сообщества, которое призывало  Японию не

только как можно  скорее разрешить свои внутренние проблемы, но предоставить

экономическую помощь пострадавшим от финансового кризиса своим азиатским

собратьям. Премьер  – министр Японии был вынужден неоднократно выступать с

заявлением о том, что его правительство не допустит превращения Японии в

детонатор мирового финансового  хаоса. По его словам, экономическая  ситуация в

Азии оказалась намного хуже, чем предполагали, и Япония готова занять место

«вожака в стае летящих  птиц», указав нужное направление.

Таким образом, в мировой  экономики развернулась серьёзная  борьба за

лидирующее место  в грядущем XXI в. Здесь бесспорны  претензии Японии, которая

за короткий срок стала  одной из ведущих индустриальных держав мира. Однако ни

объединённая Европа, ни США не согласны оказаться на окраине экономического

прогресса.

    

9.Культура  и бизнес

 

Реальное проникновение  бизнеса в сферу культуры наметилось лишь в

послевоенные годы. Правда, занятые на первых порах  созданием новой

экономической структуры, дельцы лишь время от времени обращались к культурной

деятельности. И только в середине 60-х гг. в связи с  выступлением

общественных сил  против компаний, свидетельствующим об обострившейся

кризисной ситуации в  социально-экономической и духовной жизни японского

общества, промышленники  сделали серьезную ставку на культуру как на панацею

от всех социальных бед. При этом не последнее место  в их расчетах занимали и

рекламные цели —  желание приукрасить свою деятельность различного рода

культурными новациями.

Налаживание отношений  с миром искусства развернулось по нескольким

направлениям. Многие японские компании стали покровителями  театрального

искусства. Речь идёт прежде всего о современных жанрах, так как традиционный

театр имеет достаточно стабильные финансовые источники.

Особой популярностью  среди промышленных и торговых фирм пользуется одна из

самых богатых полукоммерческих театральных трупп «Сики», завоевавшая успех у

зрителей постановками для детей. Многолетние деловые  контакты связывают

«Сики» с крупной  страховой компанией «Ниссэй».Ежегодно компания выделяет

труппе театра 500 тысяч  долларов. К финансированию труппы охотно подключились

и другие фирмы: часть  доходов переадресовывал этому театру, например, магнат

кораблестроения Сасакава Рёити.

В наиболее нестабильном финансовом положении в Японии находятся  классический

балет и современное  танцевальное искусство.  Представители  этих профессий

вынуждены поддерживать свое искусство на средства, получаемые от небольшой

группы промышленных меценатов и учеников балетных школ.

Заметной фигурой  в музыкальном мире 60–70-х гг. стал Эдо Хидэо — президент

одной из дочерних фирм корпорации «Мицуи»,занимавшейся вопросами

недвижимости. Только на организацию Первого музыкального фестиваля в Токио он

пожертвовал из доходов  своей фирмы 500 тыс. долларов.

Многие представители  японской индустрии предпочитают коллекционировать

произведения живописи. Этот вид капиталовложений представляется им наиболее

надежным. Ведь произведения известных мастеров имеются в  ограниченном

количестве, поэтому  спрос и соответственно цены на них  имеют постоянную

тенденцию к росту. Так, если на международных аукционах  стоимость

произведений живописи повысилась в среднем на 30%, то в Японии — на50–80%.

Японские промышленники  стали все более широко вкладывать свои капиталы в

искусство, стараясь застраховать себя от инфляции и нестабильности рынка.

Один из крупнейших частных музеев страны — «Яматанэ», основанный в 1966 г.

страховым банкиром Ямадзаки Танэдзи. В егофондах более 700 шедевров

послевоенного японского  и зарубежного искусства. Здесь  проходят выставки

современных живописцев, организуются просветительские лекции. За достижения в

области изобразительного искусства присуждается специальная премия «Яматанэ».

Своими собраниями славятся также музей «Рикар»  и музей «Ота», где в основном

представлены древние  гравюры. Первый открылся в1972 г. и насчитывает 6 тыс.

экспонатов, приобретенных  меценатом Синдзи Хираки. Второй музей, коллекция

которого в два  раза больше, был основан Ота Сайдзо, членом совета директоров

одной из страховых  компаний. В этом же ряду следует  назвать художественный

музей известного торговца недвижимостью Мацуока Сандзиро.

Очень популярен музей «Бриджстоун», принадлежащий компании по производству

шин и других резиновых  изделий «Бриджстоун тайя». Ежегодно его посещает более

100 тысяч человек.  Музей постоянно пополняет свою  коллекцию, первоначально

принадлежавшую президенту компании Исибаси Сёдзиро, приобретая произведения

японских и европейских  мастеров, причем ассигнования на эти  цели постоянно

возрастают. Настоящей  мировой сенсацией стало приобретение музеем в 1980 г.

за 700 млн. иен одной  из картин Пикассо.

В лихорадочную погоню за шедеврами включились многие японские компании,

выделяя на это крупные  средства. Одной из сенсаций«японского наступления»

явилась покупка в 1987 г. на лондонском аукционе «Кристи» крупнейшей японской

страховой компанией  «Ясуда мэрин энд файр иншурен» картины  Ван Гога

«Подсолнухи» за сумму почти 40 млн. долларов. Она пополнила коллекцию музея

«Ясуда Касай» имени  Сэйдзи Того, в которой находилось уже 500работ кисти

западных мастеров. За год до этого музей приобрел две картины Ренуара:

«Купающаяся женщина» за 1,7 млн. долларов и «Девочка в шляпке» за 1,03млн.

долларов.

Для одних предпринимателей культура превратилась в предмет  коммерции, для

других же она не имеет никакого отношения к основной сфере хозяйствования и

является своего рода «компенсацией» обществу за получаемые выгоды, для

третьих — это одно из направлений рекламной работы. Более того, некоторые

рассматривают покровительство  культуре как эффективное средство создания

благопристойного  имиджа. При всех различиях очевидно одно: вовлечение

культуры в сферу  предпринимательской деятельности корпораций усиливается.

    

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 90-е годы японская экономика столкнулась с целым  рядом серьезных проблем,

проявившихся в  ходе экономического кризиса1993г. Стали  исчезать преимущества

японской организационной  модели. Экономический рост долгое время

поддерживался за счет рабочих и потребителей. Согласие между рабочими и

предпринимателями основалось на достаточно быстрых темпах роста  экономики,

что в свою очередь  обеспечивало повышение жизненных  стандартов. Возникающие

разногласия погашались различного рода подачками, начиная  от наличных в

конвертах и кончая аграрным протекционизмом. Потому способствовало

относительно равное распределение богатства. Однако в  последние десятилетия

экономический рост значительно  замедлился, что ослабило возможности

существенного повышения  жизненного уровня населения. Чрезвычайно  резкое

повышение цен на недвижимость в 80-х годах заметно разделило  страну на имущих

и неимущих.

Изменились конкурентные позиции японских предпринимателей на международных

рынках. Сократилось  положительное сальдо торгового  баланса по отношению к ВВП

(2,5% в 1995г.). За прошедшее  десятилетие уровень заработной  платы увеличился

Информация о работе Япония в мировом хозяйстве