Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:17, курсовая работа
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место
в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой
взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн.
человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический
потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу
населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70%
совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих
валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого
уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых
технологий.
ВВЕДЕНИЕ..
1.Общая характеристика Япония.
2. Япония в мировом хозяйстве.
2.1. Послевоенные экономические реформы.
3. Экономическая модель Японии.
3.1. Особенности структуры частного предпринимательства.
3.2. Трудовые отношения.
3.3. Государственный сектор в экономике.
4. Япония в международных экономических отношениях.
4.1. Внешняя торговля.
4.2. Экспорт – импорт капитала. Его характерные черты.
4.4. Токио – мировой финансовый центр.
4.5. Банки.
5. Факторы роста экономики.
5.1. Развитие НИОКР.
5.2. Обмен технологий.
6. Экономические отношения с Россией.
7. Структурный кризис 90-х годов.
8. Усиление влияния Японии.
9. Культура и бизнес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
ЛИТЕРАТУРА..
В 80–е г. произошла переориентация Япония с экспорта товаров на экспорт
капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место
по экспорту прямых капиталовложения. По кумулятивному объёму заграничных
прямых инвестиций японских компании вышли на второе место после США. Восемь
японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших
инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони»,«Ниссо Иваи» и
др.).
В 60–70–е. годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций был нацелен на
обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом.
В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса йены
японские компании стали создавать предприятия трудоёмких отраслей. Примерно
15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским
капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в
кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США
и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20%
промышленного производства, то в Японии – только 11%. В обрабатывающей
промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике,
химии и транспортном машиностроении.
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где
заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся
использовать американский опыт и ликвидировать своё отставание в таких
областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика.
С середины 80-х годов началось массированное внедрение японского капитала в
страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре
раза, достигнув 9,3 млрд. долл. В 1994 г. и превысив в два раза уровень
американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских
компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона
в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров,
магнитофонов, кондиционеров.
Зарубежные японские
предприятия Восточной и Юго–
Японию основную часть их экспорта – свыше 40%.
В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме
кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950– 1960 гг. было привлечено
почти 32 млрд. долларов. В новых отраслях иностранный капитал более
значительную роль.
Кредиты и займы
банком США.
Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер её валютного
положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках
привело с середины 60 – х годов к резкому увеличению положительного сальдо по
всем статьям внешних расчётов. Превратившись в один из полюсов притяжения
международных платёжных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов.
Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию,
став крупнейшим донором, хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония
уступает многим странам – 0,2% ВВП.
Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше
60%). Самую значительную часть её получают КНР, Индия, Индонезия, Тайланд,
Филиппины, Бангладешь. В 70-е годы в число её крупнейших получателей входили
Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам
Африки (12,2%) и Латинской Америки, но в странах Азии она обеспечивает
половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке – 18%. Примерно
12% всей помощи идёт на техническое сотрудничество, что ниже уровня США,
Франции, ФРГ.
Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам
беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные
организации, но сама приняла небольшое количество беженцев – около 9 тыс.
Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии
мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объёму
валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже
наименований ценных бумаг и объёму купли-продажи, но имеет и слабые стороны
деятельности. Он отстаёт
по обработке синдицированных
аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в 4 раза меньше чем в Нью-
Йорке и Лондоне.
Слабости Токио как международного финансового центра сдерживает процесс
укрепления позиции йены в качестве международного платёжного средства. Она
занимает не высокие позиции в валютных резервах мира, почти в два раза
уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется
японская денежная единица в расчётах по внешней торговле. Если в 1970 г.
менее 1% расчётов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в1995 г. –
уже 38%. Значительный
сдвиг также произошёл в
торговли – 24%.
Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики
возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растёт. За
1970 – 1993 гг. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая
экспортную экспансию японских компаний. По оценкам повышение соотношения йена
– доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985
– 1995 гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП
Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиление импорта.
Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают
значительно большую долю национального рынка, чем раньше – 16%. В 1994 г.
Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские
компании имеют меньше возможности покрывать свои высокие издержки за счёт
повышения внутренних цен, они стали снижаться.
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15 – 18%
личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме
банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской
системы.
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей
собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от
банковских кредитов. В своё время именно банки несли основную нагрузку по
финансированию чрезвычайно
бурного индустриального
В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право
открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские):
«Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи»,
«Асахи», «Дайва» и «Токай». Действует также 129региональных банков (имеющих
отделение только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными
пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита:
Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный
банк. Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского
хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков:
Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для
жилищного строительства и несколько специализированных банков для
финансирования мелкого предпринимательства.
«Городские» банки, траст- банки и три банка долгосрочного кредита имеют
постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на
биржах. Каждый такой банк является «головным» для определённого круга фирм.
Понятие «головной банк» промышленной компании неформально не имеет чёткого
количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от
15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянным
заемщиками двух или более банков, каждый из которых выполняет функцию
головного.
Как правило, представитель головного банка входит в совет директоров своего
постоянного клиента и имеет достаточный доступ к внутренней документации
фирмы, ведёт основные расчётные счета этого клиента и получает ежедневно
информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на
постоянное обслуживание проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности
и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом её
кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации
прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности её
дохода и отсутствие угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки
группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят
санацию компаний – заёмщиков, не доводя дело до банкротства.
Новый технологический этап НТР, кризисы, конкуренция вызвали глубокие
структурные изменения в японской экономике. По прогнозам, с 1980 по 2000 г.
удельный вес первичного сектора (сельское хозяйство, морской промысел и
добывающая промышленность в ВВП практически останется неизменным (3,7 и 4.2%
соответственно). Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и
строительство ) сократит свою долю с 38,2 до31,5%. Все большая доля ВВП
Японии будет приходиться на третичный сектор (услуги, в том числе транспорт и
связь – 58.1 и 64,2% соответственно).
Почти полное отсутствие сырых материалов привело к тому, что в течения
длительного периода Япония опиралась на их импорт и обработку внутри страны.
Развитие материало– и энергоёмких отраслей в начале 70-х годов встретило
серьёзные препятствия. Эти отрасли загрязняли окружающую среду. Издержки на
предохранение окружающей среды от загрязнения повышались, ослабляя
конкурентоспособность Японии на мировых рынках. Эти отрасли требовали
значительных земельных площадей при росте цен на землю. Страны,
экспортирующие сырьё, всё чаще требовали перерабатывать его на месте, прежде
чем экспортировать в Японию. Наконец, повышение цен на энергоносители в 70-е
годы сделало настоятельной потребностью структурную перестройку производства.
Начался переход к производству наукоёмкой, высокотехнологичной продукции –