Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как инфляция и ее последствий для социальной сферы.
Введение………………………………………………………………………………3
Раздел 1 Инфляция…………………………………………………………………...4
1.1 Сущность и закономерности инфляции…………………………………4
1.2 Виды инфляции…………………………………………………………….7
1.3 Характерные черты инфляции. Особенности инфляции в Украине…...8
1.4 Социально-экономические последствия инфляции................................12
1.5 Методы регулирования инфляции………………………………………17
1.6 Антиинфляционная политика в Украине в период независимости…...18
Раздел 2 Безработица………………………………………………………………..22
2.1 Понятие безработицы…………………………………………………….22
2.2 Виды безработицы………………………………………………………..22
2.3 Последствия безработицы……………………………………………….23
2.4 Анализ особенностей безработицы в Украине…………………………24
Раздел 3 Кривая Филлипса и проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы.28
3.1 Филлипс и «Кривая Филлипса»…………………………………………28
3.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы…………………………………30
3.3 Особенности взаимосвязи инфляции и безработицы в Украине……...34
Заключение…………………………………………………………………………..38
Выводы и предложения……………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………………………....41
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям. Например, может развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй
подход рекомендуется авторами - сторонниками
монетаризма в экономической
теории. На первый план выдвигается
денежно-кредитное
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Существует множество методов антиинфляционного регулирования, среди которых есть весьма эффективные, но все они имеют свои отрицательные стороны. Несмотря на это, для каждой страны может быть выбрана своя оптимальная тактика выхода из кризиса.
1.6
Антиинфляционная
политика Украины
в период независимости.
Наиболее существенным негативным явлением
в экономике Украины на этапе ее рыночного
реформирования оказалась инфляция.
Период 1992-1994 гг. характеризовался чрезвычайно
высоким уровнем инфляции, обвальным ростом
цен, ослаблением контроля над финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий.
По данным Мирового банка, уровень инфляции
в Украине во второй половине 1993 г. был
наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень
вырос в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя
в 1994 г. уровень инфляции несколько снизился,
однако произошло это не в результате
проведения комплексных реформ и качественных
изменений в системе государственных
финансов и внедрения ценовой либерализации,
а через отсрочку бюджетных выплат и небывалый
рост задолженности бюджета.
К числу инфляционных факторов, которые
имели место в течение последних лет, принадлежат:
а) высоковатое поднятие цен на энергоносители
и основные виды сырья и материалов;
б) увеличение денежной массы за счет дополнительной
эмиссии денег;
г) рост безналичного обращения как следствие
кредитования низко рентабельных и убыточных
предприятий;
д) монопольное ценообразование в условиях
монополизации большинства видов промышленного
производства, которое ведет к диктатному
повышению цен производителями, поскольку
потребители, лишенные выбору и отсутствующий
сдерживающий контроль по ценам.
Сначала
экономике Украины была свойственна
инфляция расходов, поскольку опережающими
темпами росли цены энергоносителей и
сырья, и каждая следующая волна повышения
цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое
опережающее повышение цен на энергоносители
было импульсом для общего роста цен и
инфляции.
Повышение предприятиями цен на собственную
продукцию, с целью покрытия растущих
расходов, дало толчок к дальнейшему развитию
инфляционных процессов. При этом типе
инфляции роста денежной массы является
следствием повышения цен. Невзирая на
и дальше растущую денежную эмиссию, возникла
нехватка оборотных средств предприятий
для расчетов со своими поставщиками (кризис
неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате
сложилась типовая инфляционная спираль:
цен ведет к увеличению расходов (и в том
число зарплаты), какое требует увеличение
денежной массы, а последнее, в свою очередь,
ведет к новому витку роста цен. Таким
образом, инфляция в Украине представляет
собой интеграцию инфляции спроса и инфляции
расходов, что значительно усложняет осуществления
антиинфляционной политики.
К ноябрю 1995 г. уровень цен по сравнению
с декабрем 1990 г. вырос в Украине в 37 тысяч
раз. В то же время с ростом цен происходило
падение валютного (долларового) курса
украинского карбованца. Это явление превратилось
на могущественный катализатор спада
производства, общего роста производственных
расходов и себестоимости товарной продукции,
что, в свою очередь, подталкивало производителей
к очередному повышению цен. Оптовые цены
особенно быстро росли в топливной и химической
промышленности, электроэнергетике, черной
металлургии и машиностроении, а с розничных
этим характеризовались цены на продукты
питания, которые в течение многих десятилетий
были искусственно занижены и поддерживались
из госбюджета. Вообще ранее розничные
цены в Украине никогда не росли такими
темпами, и это вызвало настоящий шок у
основной массы населения.
Опережающий рост оптовых цен разрушает
непосредственно производственную сферу,
тормозя или даже прекращая инвестиционные
процессы. В то же время, хотя и более медленные,
но также достаточно бурные темпы роста
розничных цен разрушают социальную сферу,
удручают экономические интересы людей
к активной предпринимательской и трудовой
деятельности, т.е. действуют в том же самом
негативном направлении.
Все это вызвало такое явление, как неплатежеспособность
большинства юридических и физических
лиц, невзирая на непрерывную накачку
денежного обращения, чем дальше, тем большей
массой бумажных денег. По оценке СБРР,
за 1992 г. неплатежи в Украине составляли
40% всего ее ВВП. У 1993 г. объемы неплатежей
продолжали рости, вызывая резкое сокращение
и даже прекращение товарного производства
на многих предприятиях.
В этих условиях монетарная политика НБУ
превратилась на мощный инфляционный
фактор. Государство начало немедленно
покрывать растущий денежный дефицит
простейшим путем - эмиссией соответствующей
массы денег. Они были направлены на покрытие
наличного спроса, бюджетные дотации,
кредитование производителей и потребителей
(включая и явных банкротов). Только в первом
квартале 1993 г. для поддержки АПК было
предоставлено почти 1 трлн. крб. льготных
кредитов и около 3 трлн. крб. финансовой
помощи. Большой кредитной помощи требовали
и другие отрасли народного хозяйства
- в марте того же года им был предоставлен
кредит в 606 млрд. крб. для проведения зачета
взаемо долгов. Общая сумма эмиссии наличности
за январь-апрель 1993 г. достигла 598,3 млрд.
крб., что в 10 раз превышало эмиссию за
такой же период 1992 г. В течение 1993 года
монетарная масса увеличилась с 26 до 47,2
трлн. карбованцев, т.е. в 1,8 раза, чем она
составляла в предыдущем году. Денежная
эмиссия, как и цены быстро вышла из-под
надлежащего государственного контроля.
Денежные знаки (купоно-карбованцы), выпущены
в Украине в начале 1992 г. вместо русского
рубля начали катастрофически обесцениваться.
Бурное обесценивание денег подорвало
выполнение ими свойственных им рыночных
функций, а главное - стимулирующей. Пожирая
фонды накопления и потребления, гиперинфляция
затормозила предпринимательскую и трудовую
активность в страны.
Потеряв контроль над эмиссией денег,
за движением расходов и цен, денежного
обращения и кредитных ресурсов, правительство
тогда так и не нашло надежных регулирующих
механизмов для активного влияния на инфляционные
процессы и погашения их негативного влияния
на экономическое и социальное положение
в стране.
Ценовая и инфляционная спираль, которая
стала раскручиваться с начала 1993 г., во
втором полугодии опять пошла вверх. До
конца 1993 г., когда инфляционная спираль
раскрутилась к наивысшей фазе, банки
вынуждены были дополнительно выпустить
в обращение огромную массу денег. Это
автоматически вызвало очередной прыжок
цен. Девальвация карбованца приобрела
катастрофический характер. В ноябре правительство
административно внедрило его фиксированный
курс, что подхлестнуло активность теневого
валютного рынка.
Следовательно,
в 1992-1994 гг. в Украине проводилась
ошибочная экономическая
При этом правительство применяло в основном
два антиинфляционных мероприятия-ограничение
фондов потребления предприятий и регулирования
цен. Административный контроль цен было
введено Указом президента “О мерах относительно
сдерживания темпов роста цен". Согласно
ему предприятия всех форм собственности
могли повышать оптовые цены на продукцию
только в случае роста расходов на производство,
которое не зависит от их государственной
деятельности. Этим же Указом вводилось
ограничение размера надбавки для торговых
и снабженческо-сбытовых предприятий
в размере не больше 55% от цены производителя.
Но, как свидетельствуют последствия,
эти меры сработали недостаточно эффективно.
В первую очередь, цены тогда уже довольно
надежно вышли из-под государственного
контроля, и опять подчинить их системе
жесткого государственного контроля было
очень тяжело. Относительно ограничения
фондов потребления, то это имело бы смысл
тогда, когда было бы что ограничивать.
Среди наиболее негативных последствий
того периода следует отметить:
- серьезное нарушение производственной
и финансовой систем функционирования
экономики;
- подорваность склонности к сбережению
практически у всех экономических агентов;
- разрушение на этом основании системы
обеспечения воспроизводящих процессов
в экономике;
- избыточную дифференциацию населения,
отдельных отраслей и регионов по уровню
доходов.
Под влиянием инфляции объемы номинальных
денежных доходов населения росли, а его
реальные доходы, в связи с опережающим
повышением розничных цен на товары и
услуги, наоборот уменьшались. Методы
индексации доходов не обеспечивали компенсации
потерь от гиперинфляции. Только в 1993 г.
при росте цен на год более чем в 100 раз
реальная зарплата уменьшилась на 52%. Эффект
от внедрения правительством льгот на
налогообложение доходов граждан относительно
малообеспеченных, многодетных, чернобыльцев,
ветеранов и др. также был минимальным,
поскольку самые облагаемые налогом доходы
населения были мизерны и не успевали
за ростом цен.
Дилемма, которая предстала перед украинским
правительством, заключалась в том, каким
образом, сокращая темпы инфляции, не усилить
стагнацию производства. Но она не была
решена должным образом. Возобновить экономику
при условиях избыточных налогов, которые
удручают производство, сужают базу налогообложения
и заставляют плательщиков скрывать свои
доходы, невозможно. Следует отметить
хотя бы такой факт: к введению налога
на прибыль предприятий с 1993 года, взыскивался
налог на доход предприятий. При этом предприятия,
за существование специального налога
на фонд зарплаты, были вынуждены фактически
дважды выплачивать его, поскольку фонд
зарплаты с составной частью дохода.
Политика усиления государственного контроля
и регулирования (сдерживание цен, завышенный
обменный курс, очень высокие налоги) привела
к формированию мощного теневого сектору
экономики в Украине. За отсутствия эффективного
контроля над формированием доходов, большинство
усилий государства были сконцентрированы
на сокращаемом государственном секторе.
В результате на фоне потери государством
значительной части доходов, которые можно
было бы получить путем проведения разумной
налоговой политики, основной груз недофининсирования
лег на сектор, который пока что был основой
существования самого государства.
Из-за несовершенства нашей налоговой
системы спад валового продукта в Украине
и за 1996 год составил около 10%, а в отраслях
машиностроения и легкой промышленности
достигает 20%.
Следовательно, задания дальнейшего реформирования
экономики, которые стоят перед Украиной,
могут быть решены только при условиях
реализации последовательной политики
финансовой стабилизации, и восстановление
накоплений населения. Без этого обеспечить
стойкий экономический рост на базе возрождения
инвестиционной активности и постепенный
подъем жизненного уровня с невозможным.
Современный период с важнейшей фазой
реформ. В последнее временем в этом направлении
сделан ряд шагов и важнейшим из них является
введение в сентябре в 1996 году национальной
валюты-гривни. Это дало возможность в
значительной мере стабилизировать денежное
обращение в стране.
Как мера, что массы предотвратить не обусловленный
рост заработной платы на предприятиях,
Кабинетом Министров в 1995 году было принято
постановление о порядке определения
сумм, которые вносятся в бюджет в связи
с превышением фонда потребления. Т.е.
рост зарплаты может происходить только
в границах индекса месячной инфляции.
Также планируется существенно уменьшить
размер налогов и вообще упразднить отчисление
в некоторые целевые фонды в составе бюджета
на 1996 г.
Время покажет, какие последствия для
экономики Украины принесут новые антиинфляционные
мероприятия.
Раздел
2 БЕЗРАБОТИЦА
2.1 Понятие безработицы
Безработица – социально-экономическое явление, в результате которого часть экономически активного населения не может найти себе работу.
Для характеристики безработицы используются два основных показателя: уровень безработицы и её средняя продолжительность.
Уровень безработицы рассчитывается как соотношение числа безработных к совокупной рабочей силе: Уровень безработицы = Число безработных / Совокупная рабочая сила * 100.
С определёнными оговорками
Уровень безработицы по странам мира в настоящее время колеблется в пределах 2,0 – 22,5%.
В
периоды кризисов и депрессии
уровень безработицы
2.2 Виды безработицы
Одним из важных аспектов данной проблемы является вопрос о видах безработицы.
1
- С точки зрения характера
вытеснения работника с
а) добровольную безработицу, когда работник увольняется по собственному желанию в силу тех или иных причин;
б) вынужденную безработицу, когда фирма сама предлагает работнику уволиться, ссылаясь на различные обстоятельства;
2 – С точки зрения порождающих условий и причин различают:
а) фрикционную (от лат. frictio – трение), связанную с поисками или ожиданием лучшей работы в лучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии и т. п. Её иногда называют также текучей безработицей:
б) структурную – результат несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по разным профессиям;
в) технологическую – результат влияния НТР, когда отдельные профессии уже не нужны, а новые ещё не укомплектованы необходимым количеством работников;
г) циклическую, вызываемую сменой фаз в промышленном цикле;
д) скрытую, включающую частично занятых работников, особенно в сельском хозяйстве и кустарных промыслах;
е) застойную, состоящую из работников, потерявших надежду найти работу, а под час и не ищущих её;
ж) дно жизни, где пребывают нищие, бродяги, бомжи и т. д. – конечный венец застойной безработицы.
Естественный
уровень безработицы – это такая
ситуация на рынке труда, при которой спрос
на труд и его предложения совпадают. К
естественной безработице относятся:
фрикционная, структурная, технологическая,
т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное.
2.3 Последствия безработицы
Все другие виды безработицы, и прежде всего циклическую её форму, можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов со всеми вытекающими отсюда социально – экономическими последствиями:
1.Обесценивание последствий
2.Сокращение производства.
3.Увеличение расходов (пособия безработным).
4.Понижение
уровня квалификации
5.Снижение жизненного уровня.
6.Недопроизводство национального дохода.
7.Снижение налоговых поступлений.
8. Снижение уровня рождаемости.
9. Повышение психических и
10.Снижение средней продолжительности жизни.
11. Усиление оттока наиболее
И,
что самое печальное, безработица
с течением времени постоянно
даёт о себе знать.
2.4 Анализ особенностей безработицы в Украине
Особенностью современного этапа становления украинского рынка труда является обострение проблемы скрытой безработицы. Она приобрела массовый характер, охватывая, по разным оценкам, от четверти до половины занятого населения. Недоиспользование труда в таких масштабах делает невозможным выход экономики из спада. С 1994г. скрытая безработица сопровождается задержками выплаты заработной платы, что выталкивает этот контингент на дикий рынок труда, где теряется наиболее ценное – профессия, квалификация, опыт.
Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы и её особенности в Украине