Виды цен и основы их классификации: сфера функционирования, зона и время действия, способ разработки, форма утверждения и т. п.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Файлы: 1 файл

Виды цен и основы их классификации.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

 

    • цены государственных закупок – это цены, по которым    государственные органы ведут закупки различных видов продукции для формирования централизованных государственных фондов.

 

    • цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.

 

    • тарифы – цены на товары особого рода – услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально- вещественной формы. В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т. е. тарифы на услуги населения.

 

    • цены внешнеторговые – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

 

    • цены экспортные – цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

 

    • цены импортные – цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом.

 

Так же существует группировка  цен по степени жесткости регулирования  государством. В данной группе различают  цены рыночные (свободные) и регулируемые.

    • цены рыночные (свободные) – цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. Они формируются под влиянием сил рынка.
    • цены регулируемые – цены, изменение которых допускается в определенных пределах и пол определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения и др.).

К основным инструментам прямого ценового регулирования относятся:

    1. установление верхнего абсолютного предела цены;
    2. ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности;
    3. установление ограничений на посреднические вознаграждения;
    4. определение нижнего предела цены.

К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцов об изменении цен, декларирование цен продавцов, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ценовая политика предприятия 

Ценовая политика предприятия – важнейшая часть его общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию компании к экономическим условиям. Ценовая политика предприятия включает систему ценовых рыночных стратегий.4

Формирование стратегии  ценообразования – один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия (фирмы) в рыночной среде. Стратегия ценообразования представляет собой обоснованный выбор из нескольких возможных вариантов цены (или перечня цен) такого, который способствовал бы наиболее эффективному  решению стоящих перед предприятием задач в текущем и долгосрочном периоде.

Предприятие разрабатывает  ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен  и условий производства  (издержек), ситуации на рынке, соотношение спроса и предложения.

Стратегия ценообразования  предприятия – это его долгосрочная политика, включающая в себя шесть  этапов:

  1. определение цели ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих доходов, объема продаж, охвата рынка или лидерства по ценовым и качественным показателям);
  2. оценка объёма продаж при каждом возможном уровне цен (чем неэластичнее спрос, тем более высокую цену может установить компания);
  3. определение уровня издержек при различных объёмах выпуска с учётом предложений службы маркетинга;
  4. анализ издержек, цены и предложений конкурентов;
  5. выбор одного из методов ценообразования;
  6. установление окончательной цены с учётом факторов, оказывающих психологическое воздействие, влияния других элементов маркетинга, политики ценообразования и воздействия цены на другие субъекты рынка.

Ценовые стратегии  и их обоснование

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию,  следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию,  учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.

Стратегия «снятия  сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.

Такая ценовая стратегия  имеет ряд преимуществ:

  1. Высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;
  2. Высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;
  3. Повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
  4. Высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;
  5. Повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.
  6. Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов – потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия «снятия сливок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие достаточного спроса.

Если новый продукт  не является принципиально новым, а лишь в чём-то (например, в упаковке, дизайне) превосходит существующие продукты, в основу выбора ценовой стратегии закладывается позиционирование данного продукта по качеству и цене.

   Стратегия  проникновения (внедрения) на  рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятия на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают возможностями быстро расширить производство. Стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

   Стратегия  психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается такое впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получить сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.

Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более качественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Психологи неоднократно замечали, что существует некий «пороговый» эффект «круглых» цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем в 25 рублей.

   Стратегия  следования за лидером в отрасли  или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.

   Нейтральная  стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или отрасли, по формуле

Ц = С + А + Р (С +А),

Где С – издержки производства; А – административные расходы  и расходы по реализации; Р –  средняя норма прибыли на рынке  или в отрасли.

Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

Выбор одной из перечисленных  стратегий осуществляет руководство  предприятия в зависимости от целевого ряда факторов:

  1. Скорости внедрения на рынок нового товара;
  2. Доли рынка сбыта, контролируемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и т.д.);
  3. Периода окупаемости капитальных вложений;
  4. конкретных условий рынка (степень монополизации, цоновая эластичность спроса, круг потребителей);
  5. Положения фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и т.д.).

Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также  ориентироваться на различные виды цен.

    Стратегия  скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объёмы выпуска товаров: чем больше объем у предприятия, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и в конечном счете цены. При данной стратегии ценообразования необходимо:

1. Помешать появлению на рынке конкурента;

2. Постоянно заботиться о повышении качества продукции;

3. Снижать издержки производства.

   Долговременная  цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.

   Цены  потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность.

   Стратегия  гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. В частности, если имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправдано, например при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов  и т.д.). Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, тогда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню населения.

   Стратегия  преимущественной цены предусматривает понижение цены на товары предприятием, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70-80%) и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Основная задача предприятия – воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману далеко не каждому конкуренту.

   Стратегия  установления цен на изделия,  снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, при производстве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).

Информация о работе Виды цен и основы их классификации: сфера функционирования, зона и время действия, способ разработки, форма утверждения и т. п.