Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изложение различных точек зрения, имеющихся в литературе по исследуемой проблеме, их сравнение, критический анализ. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
o наиболее полно и последовательно изложить основные проблемы освещаемой темы;
o раскрытия понятия безработицы;
o определить её виды и уровень;
o объяснить причины возникновения безработицы;
o выявить её последствия и тенденции развития.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Понятие безработицы ………………………………………………………. 5
1. Виды безработицы ………………………………………………………….. 5
2. Уровень безработицы ……………………………………………………….. 7
2. Теории безработицы ………………………………………………………… 9
1. Классическая теория занятости …………………………………………….. 9
2. Неоклассическая концепция безработицы ………………………………… 10
3. Кейнсианская теория занятости ……………………………………………. 12
4. Неокейнсианская теория ……………………………………………………. 14
3. Основные причины безработицы ……………………………………………17
4. Тенденции развития безработицы, её эволюция ………………………….. 21
4.1 Тенденции и развитие безработицы в России …………………………….. 22
Заключение …………………………………………………………………………. 26
Список используемой литературы ………………………………………………... 31
Приложение А Рынок труда в Челябинской области стабилен …………………..32

Файлы: 1 файл

Готовая курсова по ЭТ моя.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     «Динамика численности безработного населения  в экономике России — результат совместного действия целого ряда социально-экономических факторов», — настаивает Коровкин. В ряду причин, влияющих на показатели безработицы, он называет структурные проблемы рынка труда, изменение уровня экономической активности, динамику производительности труда, масштабы трудовой миграции.

       «Главная причина, влияющая на  уровень безработицы, — темпы  роста российской экономики, — уверен Владимир Тихомиров, главный экономист “Уралсиба”. — А эти темпы, в свою очередь, сильно зависят от тенденций в развитии мировой экономики, поскольку возможность России устойчиво поддерживать нынешнюю модель экономического роста фактически полностью привязана к притоку экспортных доходов и возможности привлекать финансирование на капвложения. Возможное ухудшение мировой конъюнктуры уже в 2008 г. может привести к сокращению экспортных доходов. В этом случае можно ожидать снижения инвестиционной активности в экономике и потребительского спроса — как раз тех двух факторов, которые в 2005-2007 гг. обеспечили львиную долю роста экономики. Что касается перспективы на 3-5 лет, то мой прогноз роста экономики России (после возможного снижения темпов роста ВВП с 8,1% в 2007 г. до 6,3-6,5% в 2008 г.) основан на умеренно-стабильном развитии с темпами роста 5,5-6%. При таком сценарии существенного роста безработицы ожидать не стоит».

       «Наиболее уязвимы отрасли, которые  напрямую зависят от объемов  инвестиций и возможности населения поддерживать потребительский спрос на высоком уровне, — уверен Тихомиров. — Это финансы/банки (угроза роста ставок рефинансирования при увеличении числа дефолтов по долгам и падения спроса на новые кредиты), строительство (ухудшение условий ипотеки при замедлении темпов роста доходов населения), розничные продажи и сфера услуг (в особенности в элитном сегменте, а также туризм). Учитывая российскую специфику (растущую социальную направленность госполитики), я не ожидаю существенного увеличения безработицы в социальных секторах (здравоохранение, образование). Хотя не исключено, что при реализации задачи повышения эффективности оказываемых в этих секторах услуг может произойти и рост безработицы». [13]

     «Привлечение  трудовых мигрантов в определенной степени создает угрозу повышения  уровня безработицы», — считает  Коровкин. В прошлом году Федеральной миграционной службой РФ (ФМС) было зарегистрировано 2,136 млн трудовых мигрантов из-за рубежа. Назвать число нелегальных мигрантов достаточно сложно: по данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году в страну въехало 22 млн человек, из которых лишь 7 млн — по туристическим визам. В 2008 г. квота по трудовой миграции составила 1,8 млн человек, в зависимости от потребностей экономики квота может варьироваться в рамках 30%. «На безработицу в России трудовая миграция существенно повлиять не способна, — считает Константин Полторанин, руководитель пресс-службы ФМС. — Иностранцы не конкуренты россиянам: 90% из них претендуют на должности, которые наших соотечественников не интересуют».

     «Росту  безработицы будет препятствовать демография, ведь численность населения  в трудоспособном возрасте будет  сокращаться», — говорит Коровкин, ссылаясь на данные прогнозов Росстата. Он напоминает: если в 2005 г. наблюдался рост трудоспособного населения на 110 000 человек, то в 2006 г. начался спад. В нынешнем году Росстат прогнозирует сокращение на 679 000, а в следующем — уже на 1,132 млн человек. [12] 
 

 

      Заключение

     Безработица - это не новое явление, этот процесс  активно изучался еще родоначальниками экономической науки: Дж. М Кейнсом, А.Смитом и т.д.

     Тема  безработицы не теряет актуальности в настоящее время.

     Основные  причины её были выделены сначала классиками, затем марксистами, после кейнсианцами, современные ученые также продолжают выделять все новые и новые причины, которые возникают в связи с изменением, как условий жизни, так и условий труда.

     В теоретических исследованиях авторы выделяют большое количество . видов безработицы. Они объединяются в три основных блока: вынужденная безработица, естественная безработица и маргинальная безработица. Современные авторы добавляют к этому списку женскую безработицу, молодежную безработицу, искусственно низкую и другие.

     Безработица влечет за собой глобальные изменения  как в экономике, как и в  социальное сфере. Эти изменения  могут быть не только отрицательными, но и положительными.

     В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Выделяются следующие направления изучения подходов регулирования уровня безработицы: неоклассическое, кейнсианское и монетаристское.

     Неоклассическое направление исходит из того, что  рынок труда способен к автоматическому  саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.

     Представители неокейнсианского направления считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

     Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

     В 60-х годах сторонники кейнсианского  подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и  учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. В своём исследовании «Связь между безработицей и темпами изменения 1861-1957 гг.» А. Филлипс показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модификационном виде кривая Филипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U.

     Долгое  время этот метод регулирования  безработицы широко использовался на Западе, но рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данные методы борьбы с безработицей стали неэффективными.

     Альтернативной  концепцией стала теория «естественного уровня» безработицы, предложенная американским экономистом М.Фридменом.

     Монетаристы выступили против кейнсианского  истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

     Однако  при всех своих положительных  чертах теория естественной нормы безработицы  снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

     Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

     Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.

     Создание  новых рабочих мест - важнейшая  макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В США, например, в последние годы, практикуются еженедельные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%). Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.

     Эффективный инструмент политики занятости - содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

     Субсидированная занятость как мера регулирования  рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.) Идея субсидированной занятости - вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

     К активным мерам регулирования занятости  относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние  возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

     Стратегические  решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.

 

      Список используемой литературы

     1. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России [Текст]: учебник / Б.Д. бреев. – М.: Наука, 2005. – 269 с

     2. Бункина, М.К. Экономическая теория [Текст]: учебник / М.К. Бункина. - М.: ДЕЛО, 1999. – 272 с

     3. Дорнбуш, Р. Макроэкономика [Текст]: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер, перевод с английского. - М.: ИНФРА-М,1999.-840с.

     4. Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Я. Иохин. –М..:ЮРИСТЬ, 2002.- 861с.

     5. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст]: учебник / В.А. Павленков. – М.: Московский государственный университет, 2004. - 367 с.

     6. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика [Текст]: учебник / В.И. Плакся. – М.: российская академия государственной службы, 2004. - 381с.

     7. Рощин, С.Ю. Экономика труда [Текст]: учебник / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.:ИНФРА-М., 2001. – 400 с.

     8. Экономическая теория [Текст]: учебник / под ред. В.И.Ведяпина, А.И.Добрынена, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасеивича. - М.:ИНФРА-М, 2002. – 714 с.

     9. Худокормова, В.И. История экономических учений [Текст]: учебник / В.И. Худокормова. - М.:1999. – 326 с.

     10. Тарасенко М. вопросы, от которых государство не вправе отмахнуться [Текст]: //Человек и труд. 2005. №1.

Информация о работе Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России