Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:28, реферат
Валютные ограничения — система государственных мероприятий (законодательных, административных, экономических и организационных) по установлению порядка осуществления операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями.
1 Валютные ограничения и сфера их применения
2 Международный опыт применения валютных ограничений.
3 Этапы развития валютных ограничений в Республике Беларусь.
Список использованной литературы
В марте органы государственного управления установили перечень товаров и услуг, импорт которых мог оплачиваться в белорусских рублях (запрет снят в октябре 1998 года). Нестратегический импорт должен был оплачиваться только в свободноконвертируемой валюте и российских рублях, приобретение которых напрямую увеличивало издержки предприятий -импортеров. В марте также был введен запрет (до августа 1998 года) на расчеты между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, что означало ликвидацию внешнего межбанковского рынка по расчетам в белорусских рублях. С учетом высоких темпов инфляции и девальвации снижалось доверие к белорусскому рублю как к средству платежа и средству сбережения. В результате рос неудовлетворенный спрос на иностранную валюту, что предопределило увеличение разницы между официальным и рыночным курсом. В связи с этим органы государственного управления продолжили реализовывать мероприятия, направленные на уменьшение давления на курс белорусского рубля, и в августе установили несколько дополнительных ограничений. В частности, Национальный банк ужесточил ограничение на продажу наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной 200 долларов США на одно физическое лицо. Также в августе был установлен порядок, при котором экспорт белорусской продукции должен был оплачиваться только в СКВ и в российских рублях.
Серьезным образом на развитие валютных отношений в Республике Беларусь повлиял августовский финансовый кризис в России, в результате которого произошла девальвация российского рубля к доллару США более чем в 3 раза.
На фоне мгновенной девальвации многие российские предприятия стали неплатежеспособны, что автоматически отразилось сокращением белорусского экспорта в Россию. Создавшаяся к началу 1999 года ситуация характеризовалась проблемами в части возврата валютной выручки в Республику Беларусь, невозможностью полного удовлетворения спроса импортеров на иностранную валюту на валютном рынке, что обусловило создание параллельных валютных рынков и увеличение разницы между официальным курсом белорусского рубля и его котировками на различных сегментах валютного рынка. Кроме того, в условиях гиперинфляции (прирост ИПЦ за год составил 240,5 процента) большое давление на валютный рынок оказывал растущий спрос на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования. В связи с этим первоочередными задачами валютной политики являлись:
—
сближение котировок
— создание предпосылок для перехода к единому курсу белорусского рубля и обеспечения его конвертируемости по текущим операциям платежного баланса;
— сокращение дефицита иностранной валюты на валютном рынке Беларуси.
Для выполнения обозначенных целей необходимо было решить следующие задачи:
—
увеличить экспорт с
— обеспечить репатриацию валютной выручки;
— увеличить золотовалютные резервы;
— сократить размеры эмиссионного кредитования экономики;
— сократить высокие темпы инфляции.
В начале 2000 года кардинальных перемен на валютном рынке не произошло. По-прежнему на различных сегментах рынка существовала собственная котировка курса белорусского рубля (на основной сессии МВБ, на дополнительной сессии МВБ, на межбанковском рынке, в пунктах обмена валют), количественные параметры которого находились в пределах от 320 000 до 900 000 белорусских рублей за 1 доллар США. В целях выравнивания котировок курса белорусского рубля, устанавливающихся на различных сегментах валютного рынка, Национальный банк начал планомерную ускоренную девальвацию официального курса белорусского рубля, которая за первое полугодие 2000 года составила 211 процентов (за весь год — 369 процентов).
В сентябре 2000 года был осуществлен переход к единому валютному курсу, что явилось одним из важных общих достижений денежно-кредитной и экономической политики в целом. Выравнивание курса белорусского рубля положительно отразилось на увеличении предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования на внутреннем валютном рынке. Обязательная продажа валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже и поступление валютной выручки увеличились в 2000 году по сравнению с 1999 годом более чем в 2 раза.
Валютная
политика в 2001 году была сконцентрирована
на стабилизации валютного курса
посредством воздействия на него
инструментами денежно-
Национальный банк, продолжая дальнейшую либерализацию в сфере валютного законодательства, в апреле отменил количественное ограничение, связанное с продажей иностранной валюты на одно физическое лицо, которое было введено с 1997 года. С 1 июля 2001 года вступили в силу Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденные постановлением Правления Национального банка от 28.04.2001 № 100.
Данным документом Национальный банк утвердил перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые можно было осуществлять без разрешения Национального банка (например, расчеты по договорам финансовой аренды (лизинга); операции на первичном и вторичном рынке с ценными бумагами, эмитированными резидентами; реинвестирование в уставный фонд нерезидента, а также репатриация инвестиций и другие операции). Тем самым Национальный банк начал либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала. Кроме того, в июне 2001 года Национальный банк снял запрет на покупку иностранной валюты нерезидентами с оплатой в белорусских рублях с рублевых счетов типа “Т” и корреспондентских счетов банков-нерезидентов, открытых в банках Республики Беларусь. Устранение данного валютного ограничения дало нерезидентам свободный доступ к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах валютного рынка. Данная мера позволила Республике Беларусь присоединиться к статье VIII Статей Соглашения МВФ, и тем самым белорусский рубль был признан валютой, конвертируемой по текущим операциям платежного баланса.
С отменой валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса начался четвертый этап применения Национальным банком валютных ограничений. Поддержание реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке на положительном уровне, ограничение денежного предложения способствовали замедлению девальвации белорусского рубля и инфляционных процессов и тем самым — уменьшению обесценения доходов населения и субъектов хозяйствования, увеличению реальных денежных доходов населения и повышению склонности населения к сбережениям. Уровень инфляции в 2001 году уменьшился почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом. Валютная политика в 2002 году была ориентирована на обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса. Для выполнения поставленной задачи был обеспечен свободный перелив денежных средств между различными сегментами валютного рынка, не допускалось функционирования системы множественности валютных курсов, дискриминационной практики конвертируемости национальной валюты, принадлежащей нерезидентам.
Особенностью проведения валютной политики в 2003 году стало принятие Закона Республики Беларусь “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее— Закон)[4]. Данным документом были обобщены нормы валютного законодательства, а также сделан шаг в сторону дальнейшей либерализации валютных операций, связанных с движением капитала, который заключался в переходе от разрешительного регламента проведения данных операций к регистрационному и уведомительному порядку (начало пятого этапа действия валютных ограничений в Республике Беларусь).
В соответствии с вышеупомянутым Законом Национальным банком были разработаны Правила проведения валютных операций1, которые вступили в силу с июля 2004 года. Данным документом предусматривалось четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения Национального банка.
Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений. В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:
— приобретение резидентами у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (портфельные инвестиции);
— приобретение резидентами акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (прямые инвестиции);
— получение резидентами от нерезидентов кредитов (займов) на срок более 180 дней;
— предоставление резидентами нерезидентам займов на срок более180 дней;
—
покупка резидентами
— осуществление резидентами операций через счета, открываемые за пределами Республики Беларусь.
Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь. Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме того, резиденты получили право свободно открывать счета в банках-нерезидентах за пределами Республики Беларусь для осуществления собственного кредитования.
С 1 января 2005 года был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств — участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств права осуществления хозяйственной деятельности. В 2006 году Национальным банком продолжена работа, направленная на либерализацию валютных отношений в государстве.
В I квартале 2006 года Национальный банк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанных с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме, не превышающей эквивалент в белорусских рублях, равный не более 2000 базовых величин, при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего данные виды операций.
Во II квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма наличной иностранной валюты до 10 000 долларов США в эквиваленте, при ввозе которой физическим лицом на территорию Республики Беларусь не требуется обязательное декларирование в таможенных органах.
В III квартале 2006 года Национальным банком была увеличена сумма авансового платежа с 500 000 до 3 000 000 долларов США в эквиваленте, при осуществлении которого в пользу нерезидента не требуется получения разрешения Национального банка.
В настоящее время в Республике Беларусь существуют валютные ограничения по капитальному счету, которые направлены на предотвращение оттока капитала из страны в различных его формах: прямые и портфельные инвестиции, займы и кредиты, депозиты, недвижимость, а также открытие счетов в зарубежных банках. При этом валютное законодательство Республики Беларусь позволяет с помощью разрешительной процедуры при условии соблюдения соответствующих требований нормативных актов провести валютную операцию, связанную с движением капитала.
По счету текущих операций существуют валютные ограничения в части проведения и сроков обязательной продажи экспортной валютной выручки, которые на сегодняшний день составляют, соответственно, 30 процентов и 7 рабочих дней. Отмена обязательной продажи валютной выручки или уменьшение процента обязательной продажи в настоящее время и в краткосрочной перспективе является нецелесообразным, а с точки зрения экономики — неэффективным мероприятием. Существует несколько причин, свидетельствующих о преждевременности процедуры, связанной с отменой (либо уменьшением норматива) обязательной продажи:
— снижение за три квартала 2006 года золотовалютных резервов на 141,3 миллиона долларов США;
— наличие дефицита по счету текущих операций (на 01.12.2006
— 824 миллиона долларов США).
По внутреннему обороту валютных ценностей установлен список товаров, услуг, реализуемых физическим лицам за иностранную валюту. В данный перечень включены следующие товары и услуги: нефтепродукты, авиа- и железнодорожные билеты, туристические и страховые услуги, розничная торговля в магазинах беспошлинной торговли.