Валютная политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

В системе ВЭП особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

В условиях осуществления атаки на местные  валюты такие параметры, как низкая инфляция, активный баланс по текущим  операциям, незначительные внешние  долги не могут служить гарантией  сохранения безопасности, о чем свидетельствует стремительная миграция нестабильного южноафриканского ранда, через несколько месяцев утопившая таиландский бат. Отсюда следует, что кризисная ситуация имеет возможность для возникновения! а любой экономике вопреки оптимистическим прогнозам, и международная диффузия порождает панику на рынках любой страны.

В числе  мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации  валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих! развитых стран.

Валютная  политика СНГ. В целом на валютную сбалансированность стран СНГ оказала воздействие реализация золота на международном рынке, особенно России, размер экспорта которой составлял $1,3 млрд. При этом фактор валютного курса не был определяющим в динамике экспорта, так как система 50%-ного использо-вания полученной валютной выручки наполовину снижала | эффект от изменения уровня валютного курса. В этом смысле следует отметить феномен в экономике 2-3-летнего периода, когда значительные изменения динамики курса доллара не оказывали практически влияния на объемы экспортных поставок. На изменение динамики экспорта, и прежде всего импорта существенное воздействие оказывало снижение объемов производства и либерализация внутренних цен, а также налоговая и фискальная политика, ослабляющая конкурентные позиции товаропроизводителей.

Правомерным будет отметить, что суверенитет республик бывшего Союза в содержательном смысле закреплялся введением национальных валют и выходом из рублевой зоны. Введение новых валют было нацелено на сдерживание темпов инфляции, охватившей все экономическое пространство. Среди бывших 15 республик наиболее результативным оказалось введение новых валют в Прибалтийских государствах, которым удалось регулировать инфляцию. Однако их опыт и опыт многих других независимых государств показал, что наличие независимых валют не может быть достаточным условием для достижения стабилизации экономик. Правительства всех государств вынуждены были параллельно осуществлять монетарную или фискальную политику для поддержки нормального функционирования валют.

Безусловно, осуществляемые валютные политики данных государств не могли не включать и такие меры, как: переход на новые валютные режимы; создание валютных резервов для обеспечения официального правительственного вмешательства; меры по девальвации и ревальвации валюты.

Относительно  введения валютных режимов следует отметить, что выбранные режимы обменных курсов от фиксированных колебались до свободно плавающих, кое-где с сохранением нескольких обменных курсов. Страны Балтии, введя валютное управление, обмен своих валют на твердую валюту осуществляли по фиксированным ставкам, так как это было необходимо для владения реализованными финансовыми активами в резервной валюте, адекватной монетарной базе. Поскольку при этом обеспечивалось 100%-ное покрытие отечественной валюты, то это сформировало большое доверие ее обменному курсу.

Со времени, объявленном о создании ГКЧП, Эстония, провозгласив полную независимость  республики, столкнулась с серьезными проблемами как в торговой и таможенной политике, так и в области валютно-финансовых отношений. Кризис системы межреспубликанских расчетов со странами бывшего СССР и во взаимоотношениях с внешним миром в 1992 году вынудил Эстонию ввести свою национальную валюту. Произведя обмен физическим лицам 1500 советских рублей в соотношении 1:10, количество крон было приравнено к запасу золота и сумме твердой валюты в Банке Эстонии, который гарантировал ее внутреннюю конвертируемость. Соотношение кроны к неконвертируемым валютам определялось кросс-курсами кроны по отношению к доллару. Кросс-курсы могли получить применение лишь при осуществлении торговых расчетов, однако значительная часть расчетов большей частью производилась в долларах США, а меньшая часть - в немецкой марке как валюте платежа. Доля финской марки в расчетах была не существенна.

Другими странами в систему валютной политики была заложена быстрая инфляция. Это создало трудности для осуществления конкретной политики при валютном обмене. Непрерывная девальвация отечественных валют по отношению к твердым затрудняла введение соответствующей корректировки внутренней монетарной политики. Естественно, в такой ситуации правительства стран вынуждены были обратиться к динамике колебаний курсов. Тактический прием заключается в том, что правительства, ожидая действенность управления обменным курсом, делали возможным контроль монетарных условий. Как выбранные обменные режимы, так и привязка к одной валюте или корзинам не были одинаковыми. Литовская валюта, например, была привязана к специальным правам заимствования в МВФ; эстонская крона - преимущественно к немецкой марке; российский рубль, украинский карбованец, казахстанский тенге свободно плавали по отношению к твердым валютам. В определенной степени можно сказать, что в других странах бывшего СССР использовались плавающие курсы с сопровождением непрерывного обесценения валюты, что, на наш взгляд, является следствием отсутствия четкого политического курса в области макроэкономики. Многие государства устанавливали курс твердых валют на уровне ниже рыночного для импортеров, которым отдавалось предпочтение. Такой инструмент, как ревальвация валюты был направлен на снижение импорта конкурентоспособных товаров и услуг. Ярким примером использования этого метода была Украина. Ревальвация местных валют поставила отечественные предприятия перед необходимостью введения протекционистских мер. Не случайно в 1994 году Латвия, Литва и Россия ужесточили режимы импортных тарифов.

Многие  шаги валютной политики правительств этих стран были направлены на достижение конвертируемости национальных валют. Опыт Эстонии и Латвии показал, что  и при условиях, когда валюта не является конвертируемой, принципиально важно сформировать институты коммерческих банков и валютных рынков для ведущих валют. Необходимым элементом, обеспечивающим конвертируемость валют, должна стать стабилизация макроэкономики.

Анализируя экономическое положение стран за период 1994 - 1995 гг., можно отметить следующее. Идя по пути монетарной стабилизации, в начальный период реформы происходит резкое снижение экономической активности. При стабилизации на базе обменного курса первоначальный период обычно вызывает существенную деловую активность в экономике, а затем в любом случае ослабевает из-за отсутствия определенных макроусловий. Так, денежная политика в 1994 году в странах СНГ вызвала глубокий спад ВВП, который по отношению к предыдущему году составлял приблизительно 60%.

Практически во всех странах СНГ трудным явлением было обеспечение достаточности  валютных резервов. Однако опыт показал, что тот или иной дефицит резервов вполне преодолим. В частности, Украине  для национальных валют покрытия денежной базы необходимо было приблизительно 1 млрд.долларов. России для создания валютного фонда стабилизации понадобилось 10 млрд.долларов. Примечательно то, что для покрытия денежной базы Казахстан сформировал валютные резервы, уже превышающие сумму необходимого. Для сравнения надо отметить, что эти количественные параметры стран Латинской Америки, особенно Мексики, значительно меньше.

Для стран, вступивших в переходный этап развития экономики, рекомендуется различная  политика в отношении курса валюты. Так, вариант "шоковой терапии" предполагают целесообразность фиксирования курса путем привязки к одной или нескольким валютам для борьбы с инфляцией. Ряд экономистов предполагают, что на этом этапе на стабильном уровне следует поддерживать не номинальный, а реальный курс валюты, что вызывает необходимость проведения девальвации вровень с темпами инфляции. Такой курс использовали Латвия, Литва, Чехия, Эстония, а в последние годы Россия и Болгария. Венгрия, Польша, Словения, Румыния реализовывали политику сохранения стабильности реального курса. Использование таких подходов неслучайно, так как каждый из них влечет за собой качественные последствия. Так, в частности, первый из них более эффективен для быстрого подавления инфляции, но его можно использовать на начальных стадиях стабилизации макроэкономических показателей. Второй тактический прием, использованный странами Восточной Европы, как правило, более целесообразно использовать для стимулирования экспорта, а также увеличения сбережений при ограничении потребления. Отсюда следует, что использование валютного курса как инструмента экономической политики не ограничивается лишь целями подавления инфляции, хотя опыт стран Юго-Восточной Азии не прослеживает прямую зависимость между курсом валюты и самой инфляцией.

В конце 1997 года начавшийся валютный кризис в  странах ЮВА наиболее ярко проявил  вероятность риска для валют  стран Восточной Европы. При этом показатели для его оценки, такие, как дефицит баланса по текущим  операциям, величина валютных резервов, повышение реального курса валюты, дефицит, финансируемый через прямые иностранные инвестиции и т.д., показали, что высоким риском обладают валюты прибалтийских стран, Словакии, Польши и Украины. Сегодняшние возрастающие масштабы мигрирующего капитала подтверждают, что низкая инфляция и внешние задолженности, активы баланса по текущим операциям не могут спасти от "атаки" той или иной валюты, и более того, даже высокая обеспеченность валютными резервами для поддержки национальной валюты не оказывает влияния на выбор стран СНГ иностранными инвесторами в качестве объекта. Их действия в стратегическом плане направлены на глобализацию, способствуют спекулированию валютами и превращают национальную валюту в предмет "атаки" независимо от макроэкономических показателей. Как показывает опыт Юго-Восточной Азии, гигантская масса "горячих" денег, маневрируя из одной страны в другую, перемещаясь из одной валюты в другую, иногда в пределах одной и той же страны, может подорвать стабильность национальных валют.

Финансовый кризис среди стран с переходной экономикой особенно затронул Чехию, Словакию и Россию. При этом следует отметить, что Центробанк России не обеспечил своевременного подъема процентных ставок по краткосрочным обязательствам. В условиях обвала рубля произошло "бегство" капитала из России. Отвлечение из экономики России финансовых средств обусловило ухудшение состояния всей экономики. Положение усугубляется политической нестабильностью, военными событиями, ограничениями таможенной политики, а также недостаточностью экспортных ресурсов. Немаловажную роль сыграло снижение мировых цен на нефть, а также высокая себестоимость ее транспортировки до внешних рынков сбыта. Современное состояние России свидетельствует об особенной ее финансовой зависимости и уязвимости от внешнего мира.

Валютная  политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны  Восточной Европы так же, как и  Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был многообразен. Так, в частности, в бывшей Чехословакии использован фиксированный режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в регионе. В отличие от этого в Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря  о выбранном обменном режиме, можно  отметить, что в вышеприведенных  трех государствах обменные режимы к  началу 1995 года выглядели следующим образом: чешская крона развивалась в условиях фиксированной привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования привязки на паритетном соотношении к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

По характеру  снижения инфляции к концу 1996 года Словения была признана одним из лучших государств Восточной Европы, причем валовой внутренний продукт по своему приросту значительно превосходил прирост потребительских цен, хотя годом раньше этот прирост на 3% превышал прирост ВВП. Процесс снижения инфляции начался с 1994 г. Денежная масса (М2) в 3 раза превышала рост индекса потребительских цен, что обусловило принятие комплекса мероприятий, ограничиващих рост денежной массы. К тому же, с целью ограничения увеличения кредита процентная ставка Центрального банка была повышена на 2% и составила 15%. При этом основным фактором, предопределившим рост экономики, явился высокий внутренний спрос, а валютные резервы страны были значительно выше. Осуществляемая экономическая политика тем не менее не обеспечила роста объемов производства в ряде отраслей промышленности и строительстве, поскольку сокращался спрос на западных рынках, а уменьшение поставок топлива из России ослабили экспортные поставки Словении и тем самым способствовали снижению промышленного производства. Высокий прирост валового внутреннего продукта главным образом был обеспечен за счет отраслей, производящих услуги.

Информация о работе Валютная политика государств