Валютная политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

В системе ВЭП особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли  к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции - в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение "ползающей зацепке".

Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической  деятельности центральные банки  использовали режим множественности  валютных курсов. Необходимость этого  обусловливается возможностью регулирования  платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

Валютная  интервенция. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.

Эта форма  валютной политики осуществляется центральным  банком одной страны или банками  нескольких государств. Для примера  можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки  европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.

Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.

Валютные  ограничения. Ими являются меры и правила, которые установлены государством в законодательном или административном порядке. Условием применения является хронический и крупный дефицит платежных балансов для сбалансированности внешних платежей и поступлений. Разновидностей валютных ограничений существует много - от определенных пределов до 100% требований продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. Применение может получить и практика лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, а также формы запретов на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и кредитов в ряде стран устанавливаются определенные ограничения. Некоторые страны обязуют заемщика депонировать часть иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения этих кредитов транжируется диапазон депозитов.

Девальвация и ревальвация  валют. Многие страны, развивая международные экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют, обесценение которых не существенно, реально повышаются; валюты, обесценение которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко снижаются. В такой ситуации созревает необходимость корректирующих операций в отношении валютного курса, т.е. девальвировать или ревальвировать.

Инфляция. В специальной литературе есть термины "гиперинфляция" и "хроническая инфляция". Такие страны, как Аргентина, Бразилия и Уругвай, зачастую относят к странам с "хронической инфляцией", критерием этому служат два показателя: средний годовой темп инфляции свыше 20% и жизнедеятельность ее на протяжении трех десятилетий.

Антиинфляционные  меры в Аргентине позволили снизить  трехзначную цифру инфляции в 1975 году до 90% в 1986, в Уругвае же после 1972 года темп инфляции превышал 30%, а с 1984 он составляет свыше 50%. В обоих случаях причиной ее является высокий темп роста денежной массы, что было продиктовано необходимостью финансирования хронического дефицита бюджета.

На рубеже 60-70-х годов инфляция в Чили и  Мексике мало отличалась от инфляции вышеназванных стран. Однако при принятии стабилизационной программы 1978 г. в Чили инфляция достигла 19% по итогам 1981г., а между 1981-1990гг. превышала 20%. В отличие от этих стран в 60-е годы темпы инфляции в Мексике были на уровне американской экономики. Начиная с 1970 по 1985 годы темп ее измерялся трехзначной цифрой и была снижена до 20% в 1981 году. Высокий уровень инфляции и ее устойчивость на протяжении долгого периода позволяют зафиксировать определенное их сходство.

Примеры гиперинфляции имели место в годы первой мировой войны в Германии, Австрии, Венгрии, Польше. Однако они продолжались не в течение длительного промежутка времени, а, как правило, наблюдались в краткосрочном периоде (месяцы), при этом отмечался гигантский скачок либо в сторону повышения, либо в сторону понижения. Для сдерживания гиперинфляции используются такие регуляторы, как проведение радикальных реформ в бюджете, в политике ценообразования. Однако при этом следует отметить, что гиперинфляцию можно обеспечить немедленной стабилизацией цен, если стабилизировать валютный курс.

Исследования  показывают, что нетрадиционные программы  антиинфляционного характера осуществлялись в Латинской Америке. Суть их сводится к следующему:

  • во-первых, использовался фиксированный валютный курс;
  • во-вторых, периодически проводилась девальвация национальной валюты и в-третьих, в той или иной степени регулировались доходы населения.

Программы, проведенные в Аргентине, отличались тем, что не предусматривался контроль за ценами и заработной платой и постоянно публиковался график девальвации относительно доллара с постепенным снижением коэффициента девальвации. Но изменение темпа инфляции происходило медленно, а соответствующее снижение реального валютного курса было фатальным, что установило высокий валютный курс и подтолкнуло к финансовому кризису. Аргентина в 1985 году произвела замену национальной валюты и использовала контроль над заработной платой и ценами, что позволило достичь традиционного бюджетного равновесия. Однако темп инфляции медленно приближался к коэффициенту девальвации, и имело место устойчивое снижение реального валютного курса, что привело к непокрываемому дефициту балансов. Кроме того, ухудшилось состояние текущего платежного и внешнеторгового балансов. В конечном счете эти меры обеспечивали активность реальной экономики лишь на начальном периоде, затем эта активность обязательно шла к снижению.

Авторы  осуществленных программ преследовали цель приблизить темп инфляции страны к темпу мировой инфляции и  заданному коэффициенту девальвации. Фактически же намеченные темпы так и не совпали.

ВАЛЮТНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ

Валютная  политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Выбор Пиночетом неолиберальной политики экономии был продиктован достигнутой несбалансированностью макроэкономических показателей. В частности, стартовый период реформы фиксировал темпы инфляции, которые были в пределах 600% в год. Безусловно, в такой ситуации предпочтение было отдано жесткой монетарной политике, которая через 5 лет позволила поднять планку инфляции до уровня 30%. В этом плане Чили использовала один из элементов политики, свойственных для развивающейся страны:

сокращение  бюджетных средств, в том числе  на социальные нужды населения. Между  тем в фирмах и отраслях, работающих в режиме мягкой фискальной политики (налоговые льготы), работало большинство предпринимателей страны. Новый режим обеспечил введение единого налога, увеличив перечень предприятий налогоплательщиков при значительном снижении уровня ставки. Активизация соответствующих институциональных структур, которые ужесточили выплаты и контроль за ними, способствовала наполнению бюджета страны, хотя и сделала ее непривлекательной для зарубежного инвестирования. Условие для постоянного поступления в бюджет налогов достигалось проводимым процессом денационализации предприятий, а степень участия в акционировании работающих и слушающих обеспечила рост эффективности за счет повышения производительности труда.

Второй  этап реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского "песо" наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса. Политика поддержания бюджетного дефицита на низком уровне и управление темпами инфляции обеспечили постепенное понижение темпов экономического развития. В частности, можно привести такой пример. На начало 1987 года темп инфляции здесь был на уровне 22%, а к началу и концу 1988 года соответственно составил 13% и 11%. Особую роль при этом сыграли снижение НДС, рамочные соглашения с мировыми банками и ревальвация реального обменного курса.

На третьем этапе завершается реформа, и уже сниженный уровень инфляции до 11% практически не претерпевал изменений в сторону роста, а существенный прирост валого внутреннего продукта улучшил платежный баланс и сократил дефицит торгового баланса по текущим счетам.

Валютно-финансовая область, по прогнозам, будет претерпевать умеренные колебания темпов инфляции - от 6% до 11%. С точки зрения овладения  методами валютной политики, интерес  представляют для нас стратегические и тактические подходы политики Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное осуществление антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы финансирования правительство вынуждено было сделать из-за нехватки ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в 1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж поглощал 33% экспортных доходов страны. По всей вероятности, это явление стало следствием военного режима 1964-1985 гг. Пришедшее затем к власти гражданское правительство Бразилии ставку сделало на повышение темпов экономического роста. Необходимые для подъема производства финансовые ресурсы не могли быть изысканы из внутренних резервов страны, так как дефицит государственного бюджета составлял 6% от валого внутреннего продукта, а внутренние и внешние долги - около 160 млрд.долларов.

В 1986 году в целях преодоления инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица  и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен. Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста производства.

Тем не менее соотношение между производством  и потреблением на разумном уровне программа не смогла обеспечить. К концу 1986 года правительство было вынуждено перейти к новой программе стабилизации, задача которой заключалась в необходимости сокращения дефицита государственного бюджета и принятии ограничительных мер возросшего потребительского спроса. Инструментом, обеспечивающим эти цели, был рост налогов на товары и услуги, а затем повышенные ставки налога на промышленные изделия с параллельной отменой индексации заработной платы. Эти два антиинфляционных плана не смогли реализовать своих возможностей.

Информация о работе Валютная политика государств