Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:16, реферат
В системе ВЭП особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.
В 1987 году правительство Бразилии приступило к разработке нового плана, который предусматривал вновь повышение цен на предприятиях государственного сектора. сужение программ капитального вложения в ряд отраслей народного хозяйства. К концу 1987 года темп инфляции увеличился до 366%, а обязательства по сокращению государственных расходов оказались невыполненными. Четвертая попытка удержать инфляцию была предпринята в 1989 году. Она вошла в историю бразильской экономики под названием " Летний план". Для сдерживания инфляции при этом был использован следующий комплекс мер: денежная реформа, замораживание на 45 дней цен и заработной платы, возросший уровень банковских ставок, ограничение выдачи кредитов и сокращение сроков банковского финансирования. В целях сокращения федерального бюджета были проведены меры по сокращению численности управленческого оппарата.
Причинами провала и этой попытки послужили:
Размораживание цен вновь обусловило рост уровня инфляции. На основании вышеизложенного напрашивается вывод, что правительство Бразилии преимущественно использовало меры регулирующего характера, а такие меры, как приватизация, продажа имущества государством населению, меры по созданию условий для конкуренции были проигнорированы. Возникала необходимость в новом курсе экономической политики. Теперь она базировалась на применении жестких мер шоковой терапии с одновременными глубокими структурными реформами.
Новая программа оздоровления экономики ставку сделала на осуществление денежной и валютной реформы, либерализацию цен, осуществление налоговой и административной реформы, перестройку политики заработной платы. Денежная реформа воплотилась в замене "крузадо" на "крузейро", и был установлен контроль за эмиссией денежных знаков. При условии блокирования внутреннего финансового рынка это дало ощутимые результаты. В финансовой политике было предусмотренно на 18 месяцев замораживание банковских счетов с установлением лимита сумм, снимаемых со счетов. На вклады начислялись 6% годовых, а после размораживания владельцы могли их изъять двенадцатью частями в течение года. Валютная реформа упразднила официальный фиксированный курс и политику минидевальвации. В области цен и заработной платы проводились меры по управлению контролируемого их роста. Ежемесячно публиковался правительством уровень инфляции, который не превышал 10%.
Реформа административного аппарата управления, приватизация собственности с либерализацией внешней торговли и новой индустриальной политикой наряду с финансово-валютной политикой создали условия для экономического развития страны. В конечном счете была создана конкурентоспособная экономика, позволившая новой Бразилии войти в мир как жизнеспособный субъект международных отношений и получившая название "бразильское чудо".
Валютная политика развитых стран. Внешнеэкономическая политика трех основных центров экономического сотрудничества находит особое отражение в валютной. Соотношение сил в валютной сфере, начиная с послевоенных лет, характеризуется несколькими этапами. Высокая динамика баланса сил отмечается с 1944 года, когда США в результате своей долларовой дипломатии добились признания доллара как валюты с привилегированным статусом. Это было периодом царствования в мировой валютной системе американской национальной валюты. Однако с середины 50-х по 70-е годы соотношение сил меняется в пользу Японии и Западной Европы, и валютно-финансовой системе мира был дан импульс к углублению децентрализации с ростом регионализации в отношениях. Потере монопольного положения американского доллара на мировой арене способствовали затяжная инфляция доллара (12-13%); неадекватность силы доллара его функциям как главного средства международных расчетов и платежей; хронический пассив платежного баланса США.
Усиливающийся кризис доллара в итоге обусловил ежегодное падение его курса по отношению к другим валютам, повышение рыночных цен на золото; девальвация золота, охватившая валютные рынки, паника увеличивали недоверие к доллару.Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.
Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.
Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.
Валютная политика государств АТР. Проведенная в Китае реформа банковской системы способствовала вливанию в финансовую систему страны дополнительных ресурсов предприятий и частных инвесторов. Однако, кредитная политика банков не может полностью обеспечить эффективность их использования при фиксированных ставках процентов, которые имеют место в данной республике. Это способствовало тому, что в середине 1996 года ставки краткосрочного периода и на межбанковских рынках полностью либерализовались. Народный банк Китая, осуществляя меры по совершенствованию денежно-кредитных инструментов, ключевыми моментами выделяет управление денежной массой в обращении, инфляционный процесс и обменные курсы. Однако особое место в реальной практике сыграли деньги в обращении и банковские вклады (М2), что способствовало использованию множества инструментов денежной политики.
Для долгосрочного периода, особенно в области платежной системы, Народный банк Китая ввел регулируемую систему плавающей процентной ставки. С 1996 года национальный межбанковский рынок обеспечил большую независимость коммерческих банков. Постепенно снижая разницу между официальным и рыночными курсами, государство создало регулируемую систему колеблющегося обменного курса. Начатая в 1994 года реформа валютной системы изменила инструменты контроля над импортной валютой. В результате ввода единых валютных курсов была создана единая система валютных расчетов. Тем самым была обеспечена конвертируемость юаня по текущим счетам. Продажа инвалюты осуществлялась в специально назначенных банках. Эти мероприятия обеспечили объемы необходимой валюты для импорта.
Сдвиги
в сфере валютного
Финансовый кризис, охвативший страны АТР, безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР можно свести к следующему:
Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.
Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.
Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.