Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. Уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.
Введение………………...…….……………..................................................................... 3
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения..…..…………….5
1.1 Сущность и значение уровня жизни населения……………………………….……...5
1.2 Качество жизни: цели, сущность, значение ……………………….……....………….8
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях ………..…………10
2.1 Доходы населения как показатель уровня жизни……………………..……..……....10
2.2 Бедность как проблема в неравенстве распределения доходов……….……..……..13
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………..…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………….……..…..………………...…...35
В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно-семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.
Реализация
названных направлений
Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике [15].
Медицинская помощь
для граждан Республики Беларусь
останется общедоступной и
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства. Решение поставленной задачи предусматривает: развитие современной инфраструктуры медицинских услуг; повышение качества медицинского обслуживания населения; внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии; расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий; обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства; внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок; рост экспорта медицинских услуг; увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно–частного партнерства в решении проблем здравоохранения; укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов. Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2012 году) [15].
Решение поставленных
задач в области образования
позволит поднять престиж
Решение поставленных задач национальной культуры будет обеспечено за счет: сохранения и обогащения культурного наследия; поддержки отечественных производителей объектов культуры и искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного творчества; повышения качества, обеспечения доступности и разнообразия современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов; формирования и укрепления позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом. Результатом проводимой политики станут сохранение культурного наследия страны, укрепление культурного потенциала нации, повышение качества, доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев населения.
Государственная политика в области физической культуры и спорта будет направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения, повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе. Для этого предусматривается: формирование осознанной потребности населения в здоровом образе жизни; вовлечение населения в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом, особенно детей и молодежи; совершенствование системы физического воспитания и образования населения, медико-педагогического наблюдения за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом; формирование широких и доступных возможностей использования объектов спортивной инфраструктуры; повышение результативности участия спортсменов в Олимпийских играх и международных соревнованиях. Главной задачей в области туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством создания современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.
Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по доступным ценам, улучшать качество жилья и жилищно-коммунальных услуг. В 2015 году уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 — 28 кв. метров / Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг [15].
Главными задачами молодежной политики являются создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их вовлечение во все сферы жизнедеятельности общества.
Таким образом, программа по повышению уровня и качества жизни населения должна быть комплексной и включать различные аспекты жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сделать следующие выводы.
1. В условиях рынка регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствовании посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Государственные экономическое регулирование рыночной экономики необходимо для осуществления таких основных функций, как: оптимизация структуры национального продукта; организация общенационального денежного обращения; перераспределение дохода; антимонопольное регулирование; проведение антиинфляционной политики; разработка и выполнение хозяйственного законодательства и т.д.
2. Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
3. Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» - это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп.
4. Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как: среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике; денежные доходы в среднем на душу населения в месяц; средний размер назначенных пенсий; прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума; соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии; соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения [8, с.158].
5. Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей. Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многогранное понятие, более широкое, чем «уровень жизни». Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.
6. Качество жизни
– это степень развития и
полнота удовлетворения всего к
7. Обобщающими показателями, определяющими уровень жизни населения, являются показатели объемов производства и их распределения на душу населения, продолжительности предстоящей жизни, плотности и экологии проживания, личной безопасности и уровня душевого потребления товаров и услуг, который зависит от доходов населения. Для анализа уровня и качества жизни населения используются как количественные показатели, измеряемые в денежных и счетных единицах (величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов; доля получающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская смертность и рождаемость; индекс развития человеческого потенциала), так и качетсвенные, оцениваемые в основном агрегатным либо больным методом (уровень экологии, уровень личной безопасности и душевого потребления товаров и услуг, социальная защищенность и т.д.).
7. Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций [12, с.258].
8. Бедность – это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ. Представление о величине дохода, ниже которого начинается бедность, в разных странах очень различно. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности, или порога бедности.
9. Структуру социальной политики можно представить в виде единства пяти основных составляющих: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов населения; политика социальных гарантий; политика социальной защиты и политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест. Главными принципами политики социальной защиты являются: гуманность; адресность защиты; всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально–демографическим слоям населения; интеграционность различных частей системы в единое це лое;гибкость системы; надёжность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.
10. Что касается
прогнозов социально-
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2012 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест. В предстоящей пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Главные задачи
демографической политики — повышение
ожидаемой продолжительности
В решении демографических
проблем важное место отводится
вопросам укрепления нравственных основ
семьи и брачно–семейных
Реализация
названных направлений
Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.
Информация о работе Уровень жизни населения как экономическая категория