Уровень жизни населения как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. Уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.

Оглавление

Введение………………...…….……………..................................................................... 3
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения..…..…………….5
1.1 Сущность и значение уровня жизни населения……………………………….……...5
1.2 Качество жизни: цели, сущность, значение ……………………….……....………….8
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях ………..…………10
2.1 Доходы населения как показатель уровня жизни……………………..……..……....10
2.2 Бедность как проблема в неравенстве распределения доходов……….……..……..13
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………..…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………….……..…..………………...…...35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНАЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Главными принципами политики социальной защиты являются:

  1. гуманность;
  2. адресность защиты;
  3. всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально–демографическим слоям населения;
  4. интеграционность различных частей системы в единое целое;
  5. гибкость системы; 
  6. надёжность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная  защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определённых обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице  и т.п.). А в натуральной форме  социальная защита реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п.  

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы  её реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объёмов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:  социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.); социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счёт взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;  социальная поддержка – это, прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума и др.

Тенденция гуманизации, человечности пробивает себе дорогу в частности в исторически  утверждающейся в ряде стран социально–ориентированной экономике рыночного типа. Эта тенденция, прежде всего и ярче всего заметна в системе социальной защиты – в её большей или меньшей достаточности, гибкости и надёжности, т.е. в том ощущении защищённости, которое она создаёт для человека в современном полном рисков обществе. 

Политика защиты здоровья и экологической безопасности должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных причин:

  1. тенденции депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья под влиянием распространения новых грозных болезней (СПИД и др.), распространения наркомании, алкоголизма и пр.; 
  2. тенденции нарастания опасности экологической катастрофы. 

Проблема экологической  обстановки и более того современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек всей своей плотью является частью природы. Только за последние 150 лет своего индустриального развития человечество нанесло природе (а значит, и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества, поставив природу (и себя, как её часть) на грань острого кризиса [12, с.201].

Экополитика –  раздел новый и ещё недостаточно проработанный. Но без её приоритетного  осуществления социально ориентированный  подход к макроэкономике просто невозможен. 

Таким образом, были рассмотрены сущность и особенности  основных составляющих социальной политики страны: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов  населения; политика социальных гарантий; политика социальной защиты и политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

К их числу по улучшению качества и уровня жизни  в Республике Беларусь относятся следующие.

  1. Низкий уровень оплаты труда. Все более глубокими становятся различия в оплате труда работников между бюджетным и внебюджетным секторами экономики, а также внутри внебюджетного сектора. Первоочередными мерами здесь являются: использование любых возможностей для повышения реальной заработной платы, в том числе более регулярной ее индексации; направление на эти цели части средств, перечисляемых работодателями в государственные внебюджетные фонды с одновременным освобождением этих фондов от части обязательств по выплатам, не носящим страхового характера и т.д.
  2. Большие масштабы неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в административных центрах.
  3. Важно также предусмотреть преодоление условий и факторов, дестабилизирующих в настоящее время социальное развитие и уровень жизни населения. Эти факторы действуют во всех основных сферах жизнедеятельности: в социально-гуманитарной сфере (подрыв воспроизводства человека и качества жизни и др.); в сфере производства (подрыв материально-технической базы уровня жизни и др.); в сфере распределения (деформация системы оплаты труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формирования доходов населения; бюджетная разрегулированность и др.); в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; дестабилизирующие и дестимулирующие перекосы цен; хаотическая организация товарных потоков во времени и по территориям и др.); в сфере государственного управления (ослабление социально-экономической роли государства и его органов; потеря управляемости экономики; недостаточная согласованность федерального и регионального управления; криминализация экономики и др.).

Основными задачами предлагаемой Программы по повышению уровня и  качества жизни могли бы стать: недопущение разрушения минимальных социальных гарантий населения; повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства; обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов; переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

Мировой опыт свидетельствует  о том, что не бывает абсолютного  разделения социального страхования  и социальной помощи. Поэтому предлагаемое социальное обеспечение ориентировано на смешанную систему, включающую наряду с социальным страхованием и элементы социальной помощи, и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

Необходимо предусмотреть  развитие семейных пособий в основном за счет взносов работодателей. В  этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др.

Организация социального  обеспечения как смешанной системы  предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

1. Адресная социальная  поддержка населения. Необходимо предусмотреть отмену целого ряда льгот и их замену денежными компенсациями. Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда: на повышенные тарифные ставки и оклады, на сокращенный рабочий день, на бесплатное получение молока и других пищевых продуктов можно было бы перевести в рамки обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Льготы по проезду, приобретению автотранспорта; оплате жилья и коммунальных услуг для трудоспособных лиц, не достигших нетрудоспособного возраста и занятых в народном хозяйстве целесообразно заменить денежными компенсациями за счет средств нанимателя с последующим их введением в оплату труда. Те же льготы для лиц старше трудоспособного возраста, являющихся иждивенцами (кроме инвалидов), целесообразно перевести в одну из разновидностей семейных пособий в увязке соответствующих выплат семьям с душевым доходом ниже прожиточного минимума.

Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного  и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимися воздействию радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.

Необходимо предусмотреть  дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания населения. В числе приоритетов в этой области должна быть выдвинута задача удовлетворения специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

2. Развитие сферы жизнеобеспечения остро требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры наряду с традиционными источниками могли бы стать средства населения, через создание финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов.

Что касается прогнозов  социально-экономического развития на 2012-2015 гг. и итогов 2011 г., важно отметить, что укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10% [15].

Дальнейшее  развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.

Уровень жизни  будет расти динамичнее. Белорусский  рубль сохранит стабильность. Новые  и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта.

Главная цель программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. — рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест [15].

Реализация  поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования  потенциала государства, концепция  которого претворяется в жизнь в  стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.

Предпринимательство станет основой развития экономики  как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения  внешних факторов составляющая.

В предстоящей  пятилетке предусматривается повысить уровень обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Главные задачи демографической политики — повышение  ожидаемой продолжительности жизни  и уровня рождаемости населения. Для решения поставленных задач  необходимо: создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей; повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей; укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте; формирование здорового образа жизни; государственная поддержка семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов; оптимизация внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.

В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения [15].

Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей–инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.

Предстоит усовершенствовать  механизм помощи молодым семьям в  улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.

Информация о работе Уровень жизни населения как экономическая категория