Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. Уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.
Введение………………...…….……………..................................................................... 3
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения..…..…………….5
1.1 Сущность и значение уровня жизни населения……………………………….……...5
1.2 Качество жизни: цели, сущность, значение ……………………….……....………….8
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях ………..…………10
2.1 Доходы населения как показатель уровня жизни……………………..……..……....10
2.2 Бедность как проблема в неравенстве распределения доходов……….……..……..13
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………..…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………….……..…..………………...…...35
Главными принципами политики социальной защиты являются:
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определённых обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п.
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы её реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объёмов, форм, в которых они проявляют себя.
Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются: социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.); социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счёт взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера; социальная поддержка – это, прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума и др.
Тенденция гуманизации, человечности пробивает себе дорогу в частности в исторически утверждающейся в ряде стран социально–ориентированной экономике рыночного типа. Эта тенденция, прежде всего и ярче всего заметна в системе социальной защиты – в её большей или меньшей достаточности, гибкости и надёжности, т.е. в том ощущении защищённости, которое она создаёт для человека в современном полном рисков обществе.
Политика защиты здоровья и экологической безопасности должна быть самостоятельной частью социальной политики в силу двух основных причин:
Проблема экологической обстановки и более того современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек всей своей плотью является частью природы. Только за последние 150 лет своего индустриального развития человечество нанесло природе (а значит, и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества, поставив природу (и себя, как её часть) на грань острого кризиса [12, с.201].
Экополитика –
раздел новый и ещё недостаточно
проработанный. Но без её приоритетного
осуществления социально
Таким образом, были рассмотрены сущность и особенности основных составляющих социальной политики страны: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов населения; политика социальных гарантий; политика социальной защиты и политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.
К их числу по улучшению качества и уровня жизни в Республике Беларусь относятся следующие.
Основными задачами предлагаемой Программы по повышению уровня и качества жизни могли бы стать: недопущение разрушения минимальных социальных гарантий населения; повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства; обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов; переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому предлагаемое социальное обеспечение ориентировано на смешанную систему, включающую наряду с социальным страхованием и элементы социальной помощи, и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.
Необходимо предусмотреть развитие семейных пособий в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др.
Организация социального
обеспечения как смешанной
1. Адресная социальная
поддержка населения. Необходим
Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимися воздействию радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.
Необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания населения. В числе приоритетов в этой области должна быть выдвинута задача удовлетворения специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.
2. Развитие сферы жизнеобеспечения остро требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.
Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры наряду с традиционными источниками могли бы стать средства населения, через создание финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов.
Что касается прогнозов социально-экономического развития на 2012-2015 гг. и итогов 2011 г., важно отметить, что укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10% [15].
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.
Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта.
Главная цель программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Ее реализация
предусматривает повышение
Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала государства, концепция которого претворяется в жизнь в стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.
Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.
Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.
В предстоящей
пятилетке предусматривается
Главные задачи
демографической политики — повышение
ожидаемой продолжительности
В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения [15].
Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей–инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.
Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.
Информация о работе Уровень жизни населения как экономическая категория