Уровень жизни населения как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. Уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.

Оглавление

Введение………………...…….……………..................................................................... 3
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения..…..…………….5
1.1 Сущность и значение уровня жизни населения……………………………….……...5
1.2 Качество жизни: цели, сущность, значение ……………………….……....………….8
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях ………..…………10
2.1 Доходы населения как показатель уровня жизни……………………..……..……....10
2.2 Бедность как проблема в неравенстве распределения доходов……….……..……..13
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………..…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………….……..…..………………...…...35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНАЯ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Субъективная  бедность – оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет  ему и его семье жить достойно.

В мировой  практике известно несколько методов  определения бедности: нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины); статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10–15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов; стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.); эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни; экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.

Для целей социальной политики нередко устанавливается  еще и критерий нуждаемости, под  которым понимается тот минимальный  уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).

Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости  должен быть гибким показателем и регулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны. В политическом смысле ужесточение критерия нуждаемости – одна из самых непопулярных мер. По мере улучшения ситуации в экономике, роста доходов населения, изменения профиля бедности величина критерия нуждаемости должна пересматриваться.

Уровень жизни  характеризуется посредством таких показателей, как:

  1. среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;
  2. денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  3. средний размер назначенных пенсий;
  4. прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  5. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
  6. соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
  7. соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения  [7, с.158].

Источники информации для показателей накопленного имущества и обеспеченности населения жильем: об объеме домашнего имущества – выборочные бюджетные обследования, статистика торговли; о жилищных условиях населения – статистика жилищно-коммунального хозяйства, переписи населения, выборочные обследования.

Индекс стоимости  жизни рассчитывается в нашей  стране с 1920-х гг. Стоимость жизни  зависит от динамики потребительских  цен и структуры потребления. Метод расчета: определяется набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для определенной группы населения;  сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущих и базисных ценах. В конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран название показателя изменено на “индекс потребительских цен”.

На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, рекреация и свободное время, а также права человека.

В современной  статистической теории и практике остается актуальным вопрос о построении единого  агрегатного показателя уровня жизни. В качестве такого показателя можно  использовать разработанный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает как благосостояние, так и качество жизни населения той или иной страны. Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни. При его расчете учитываются три индикатора: индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения (I1);   индекс уровня образования населения (I2), комбинированный показатель, рассчитываемый как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов (индекса грамотности взрослого населения удельным весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений удельным весом 1/3); индекс ВВП на душу населения, исчисляемый по паритету покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США (I3 ) [15, с. 227].               

 

                               ИРЧП = (I1 + I2 + I3) : 3,                                                   (2)

 

Увеличение  ИРЧП и приближение его значения к 1 свидетельствует о повышении уровня жизни населения данной страны.

Формула расчета индексов, характеризующих  физическое состояние людей, долю грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи рассчитывается по следующей формуле:

 

Индекс =




Фактическое значение – Минимальное значение                    Максимальное значение – Минимальное значение


 

Фактическое значение — это значение данного  показателя для государства, для которого вычисляется ИРЧП. Минимальное и максимальное значение — это соответственно минимум и максимум значений данного показателя среди всех государств.

Качество жизни  измеряется не только доходом. Знания, здоровье, незагрязненная окружающая среда, безопасность, политические свободы, широкие возможности проведения досуга — важнейшие условия полноценной жизни, формируемые удовлетворение граждан своей жизнью. Они отнюдь не сводимы к доходам. Проблема измерения качества жизни находится в постоянном внимании международного сообщества.

Основными количественными  социальными индикаторами качества жизни на республиканском уровне являются:

  1. величина прожиточного минимума;
  2. доля населения, находящегося за порогом бедности;
  3. величина поляризации доходов;
  4. доля получающих профессиональное образование;
  5. перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению;
  6. доля безработных;
  7. средняя продолжительность жизни;
  8. детская смертность;
  9. рождаемость [14, с.545].

Таким образом, необходимо отметить, что для анализа  уровня и качества жизни населения  используются как количественные показатели, измеряемые в денежных и счетных единицах (величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов; доля получающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская смертность и рождаемость; индекс развития человеческого потенциала), так и качетсвенные, оцениваемые в основном агрегатным либо больным методом (уровень экологии, уровень личной безопасности и душевого потребления товаров и услуг, социальная защищенность и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

 

Структуру социальной политики можно представить в  виде единства пяти основных составляющих: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов населения; политика социальных гарантий; политика социальной защиты и политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

Под политикой  занятости понимается система принципов  и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При  этом занятостью считается такая  деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход)  [9, с.192].

Политика регулирования  доходов населения, как составляющая социальной политики представляет собой  совокупность принципов, мер и средств  регулирующего воздействия в области доходов [8, с.193].

Говоря обобщённо  об источниках современных доходов, следует отметить два основных: экономическая  деятельность осуществляется в той  или иной сфере экономики в  пределах существующих в данной стране законов, и во–вторых, так называемая теневая доходность, не вписывающуюся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам, теневая экономика составляет от 5% до 20%, и даже до 50% ВНП разных стран.

Инструментами государства при регулировании доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи; налоги; регулирование цен и др.

При социально  – ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической  системы занимает очень важное место. Её главная задача не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача – снизить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации.

Ещё одна структурная  часть социальной политики – политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества [5, с.197].

Главной современной  формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные  социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально–значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах. 

Важнейшим видом  государственных минимальных социальных стандартов служит МПБ – минимальный потребительский бюджет. МБП – это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально–приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что  МПБ – величина не постоянная. Порядок  формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.

Минимальный потребительский  бюджет в свою очередь имеет несколько  видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек. 

Ещё одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально – экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы, требуется пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных  выше видов в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, к государственному здравоохранению, к социальным и культурным благам, равного доступа к рынкам товаров и услуг, к средствам экологической безопасности и т.п.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной, научно обоснованной. При её реализации возможны две крайности. С одной стороны, её реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики. А с другой стороны, эта политика, осуществляемая неумело, может расширять слои бедных со всеми последствиями этого как экономического, социального так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место, и она должна разрабатываться особенно тщательно.

В структуру  социальной политики входит также политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска [5, с.198].

Под социальным риском понимается риск возникновения  в обществе обстоятельств, наносящих  существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них  причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления  политики социальной защиты создаётся  система социальной защиты, которая  представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.

Информация о работе Уровень жизни населения как экономическая категория