Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. Уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.
Введение………………...…….……………..................................................................... 3
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения..…..…………….5
1.1 Сущность и значение уровня жизни населения……………………………….……...5
1.2 Качество жизни: цели, сущность, значение ……………………….……....………….8
2 Показатели уровня и качества жизни в современных условиях ………..…………10
2.1 Доходы населения как показатель уровня жизни……………………..……..……....10
2.2 Бедность как проблема в неравенстве распределения доходов……….……..……..13
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………..…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………….……..…..………………...…...35
Субъективная
бедность – оценка человеком своего
благосостояния с точки зрения того,
насколько имеющийся доход
В мировой практике известно несколько методов определения бедности: нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины); статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10–15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов; стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.); эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни; экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.
Для целей социальной политики нередко устанавливается еще и критерий нуждаемости, под которым понимается тот минимальный уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).
Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем и регулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны. В политическом смысле ужесточение критерия нуждаемости – одна из самых непопулярных мер. По мере улучшения ситуации в экономике, роста доходов населения, изменения профиля бедности величина критерия нуждаемости должна пересматриваться.
Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:
Источники информации для показателей накопленного имущества и обеспеченности населения жильем: об объеме домашнего имущества – выборочные бюджетные обследования, статистика торговли; о жилищных условиях населения – статистика жилищно-коммунального хозяйства, переписи населения, выборочные обследования.
Индекс стоимости жизни рассчитывается в нашей стране с 1920-х гг. Стоимость жизни зависит от динамики потребительских цен и структуры потребления. Метод расчета: определяется набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для определенной группы населения; сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущих и базисных ценах. В конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран название показателя изменено на “индекс потребительских цен”.
На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, рекреация и свободное время, а также права человека.
В современной статистической теории и практике остается актуальным вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни. В качестве такого показателя можно использовать разработанный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает как благосостояние, так и качество жизни населения той или иной страны. Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни. При его расчете учитываются три индикатора: индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения (I1); индекс уровня образования населения (I2), комбинированный показатель, рассчитываемый как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов (индекса грамотности взрослого населения удельным весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений удельным весом 1/3); индекс ВВП на душу населения, исчисляемый по паритету покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США (I3 ) [15, с. 227].
ИРЧП = (I1 + I2
+ I3) : 3,
Увеличение ИРЧП и приближение его значения к 1 свидетельствует о повышении уровня жизни населения данной страны.
Формула расчета индексов, характеризующих физическое состояние людей, долю грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи рассчитывается по следующей формуле:
Индекс =
Фактическое значение – Минимальное значение Максимальное значение – Минимальное значение
Фактическое значение — это значение данного показателя для государства, для которого вычисляется ИРЧП. Минимальное и максимальное значение — это соответственно минимум и максимум значений данного показателя среди всех государств.
Качество жизни измеряется не только доходом. Знания, здоровье, незагрязненная окружающая среда, безопасность, политические свободы, широкие возможности проведения досуга — важнейшие условия полноценной жизни, формируемые удовлетворение граждан своей жизнью. Они отнюдь не сводимы к доходам. Проблема измерения качества жизни находится в постоянном внимании международного сообщества.
Основными количественными социальными индикаторами качества жизни на республиканском уровне являются:
Таким образом, необходимо отметить, что для анализа уровня и качества жизни населения используются как количественные показатели, измеряемые в денежных и счетных единицах (величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов; доля получающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская смертность и рождаемость; индекс развития человеческого потенциала), так и качетсвенные, оцениваемые в основном агрегатным либо больным методом (уровень экологии, уровень личной безопасности и душевого потребления товаров и услуг, социальная защищенность и т.д.).
Структуру социальной
политики можно представить в
виде единства пяти основных составляющих:
политика обеспечения занятости; политика
регулирования доходов
Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на обеспечение рациональной, свободно избираемой занятости населения. При этом занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносит субъекту заработок (доход) [9, с.192].
Политика регулирования доходов населения, как составляющая социальной политики представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов [8, с.193].
Говоря обобщённо об источниках современных доходов, следует отметить два основных: экономическая деятельность осуществляется в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране законов, и во–вторых, так называемая теневая доходность, не вписывающуюся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам, теневая экономика составляет от 5% до 20%, и даже до 50% ВНП разных стран.
Инструментами государства при регулировании доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи; налоги; регулирование цен и др.
При социально
– ориентированном подходе
Ещё одна структурная часть социальной политики – политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества [5, с.197].
Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально–значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшим видом
государственных минимальных
Понятно, что МПБ – величина не постоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.
Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек.
Ещё одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально – экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.
Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы, требуется пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.
Кроме названных выше видов в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, к государственному здравоохранению, к социальным и культурным благам, равного доступа к рынкам товаров и услуг, к средствам экологической безопасности и т.п.
Политика социальных гарантий должна быть взвешенной, научно обоснованной. При её реализации возможны две крайности. С одной стороны, её реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики. А с другой стороны, эта политика, осуществляемая неумело, может расширять слои бедных со всеми последствиями этого как экономического, социального так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место, и она должна разрабатываться особенно тщательно.
В структуру социальной политики входит также политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска [5, с.198].
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).
Для осуществления политики социальной защиты создаётся система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.
Информация о работе Уровень жизни населения как экономическая категория