Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:36, контрольная работа
Переходным периодом называют временной интервал между двумя хозяйственными системами. В этот период совершается замена элементов старой системы на новые. Этот период интересен тем, что экономические процессы развиваются здесь очень своеобразно. Наряду с общеэкономическими принципами, в переходном периоде действуют множество специфических закономерностей, не встречающихся в экономических процессах внутри хозяйственной системы.
Тема актуальна для изучения, т.к. позволяет рассмотреть особенности государственной политики переходный период.
Однако административные средства продолжают применяться в нескольких областях. Во-первых, в условиях спада производства государство на начальном этапе перехода к рынку нередко сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные средства регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство директивно определяет цены, объем и ассортимент продукции или услуг для естественных монополий). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование и т.д.).
Так, для привлечения иностранного капитала государство также использует меры прямого и косвенного воздействия. К прямым, в первую очередь, относится разработка законодательно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов, к косвенным - различные льготы, действующие в отношении налогов, распределение прибыли, реинвестирования.
Материальной
базой и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической политики) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Для
каждой страны набор инструментов и
степень вмешательства
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Значительная роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Государству приходится регулировать формирование рыночной инфраструктуры. В переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что чревато дезорганизацией хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы.
Перед государством стоит весьма сложная проблема: ликвидация плановой административной модели, создание условий для становления рыночных отношений в экономической сфере. В любом обществе государство призвано отражать интересы нации, оказывать содействие тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых способствует прогрессивному развитию национальной экономики, благополучию страны, создаёт материальные предпосылки для выхода страны из кризиса.
Способствуя
развитию предпринимательской
Усиление социальной политики необходимо по двум основным причинам:
-
в переходный период
-
с помощью социальной политики
(через выравнивание уровня
Кроме того, усиление социальной политики должно обеспечить общественную стабильность и устойчивость [1, 24].
Общество по своей социальной структуре неоднородно. К власти приходят представители различных социальных слоев, отражающие в первую очередь их интересы. Последние далеко не всегда совпадают с общенациональными.
Если общенациональные интересы осознаёт правящая элита, грамотно их реализует, то в большей мере создаётся благоприятная среда для осуществления частных, групповых интересов. Здесь важно достижение социального согласия, воплощение его идей в экономической политике государства. Это, в свою очередь, предполагает эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной, центральной и региональной власти их институтов, призванных вырабатывать и претворять в жизнь идеи национального согласия. Без этого реализация общественных интересов невозможна.
Важным аспектом в рамках регулирования экономических процессов стала разработка государственных долгосрочных программ экономического развития страны. Внедрение долгосрочных программ, осуществляемое на основе экономических прогнозов, получило распространение практически во всех развитых странах. Это вполне естественно в условиях, когда государство ставит перед собой задачу обеспечить устойчивое экономическое развитие, укрепить национальные позиции на мировом рынке, в условиях жёсткой конкуренции. В основе долгосрочных экономических программ лежат закономерности развития и функционирования современной модели рынка.
Долгосрочные программы служат ориентиром экономического поведения для хозяйствующих субъектов и, прежде всего, для самого государства. Идея долгосрочного программирования вполне самостоятельна. Тем более она уместна в переходной экономике, где существенной является доля государственного сектора. Поспешность в его разрушении едва ли целесообразна. Крупные предприятия, оказавшись в руках новых собственников, могут работать не всегда эффективно, так как для новых собственников приоритетными являются личные интересы. Зачастую они не всегда и не во всём совпадают с общенациональными интересами [3,96-97].
Реформирование экономики - это целый комплекс требующих своего решения проблем. Наиболее важными из них являются следующие:
1)
структурная перестройка
2)
включение реформированной
В целом, объектом планирования должны стать экономический рост и институциональные преобразования. Их планирование в условиях экономического кризиса является очень сложной и масштабной задачей. Осуществление масштабных преобразований требует единой государственной программы реформирования национальной экономики.
Такая программа необходима как самому государству, так и хозяйствующим субъектам, всем слоям населения с позиции следования ими соответствующим формам поведения. В программе должна быть отражена роль государства. Государство призвано создавать условия, при которых производственная деятельность была бы наиболее выгодной. Без этого не обеспечить разрешения экономического кризиса, не остановить спад и не выйти на рост экономики. Такие условия могли бы быть созданы государственным регулированием цен на продукцию монополизированного сектора, борьбой с криминальными структурами, проведением активной инвестиционной политики, введением реальной защиты прав собственника, совершенствованием налоговой системы.
Государство должно ориентироваться на долгосрочные установки, акцентировать своё внимание на мерах, способных обеспечивать экономический рост в перспективе. Без этого всякая государственная деятельность теряет экономический смысл. В экономике переходного периода государство призвано представлять интересы всех слоев населения. Основные усилия государства направляются на формирование системы товарно-денежных отношений в стране. Их становление вполне логично является основной стратегической задачей. Но она не должна быть превращена в самоцель и абсолютизирована. В этом случае происходит отторжение масс от реформаторского курса. Усилия государства должны быть направлены на создание благоприятных условий для появления рыночных субъектов, развитие предпринимательской деятельности, переориентацию хозяйственных субъектов на рыночные критерии. Реализация названных направлений деятельности должна сопровождаться ощутимым положительным социально-экономическим эффектом. Следует учитывать и то, что не все члены общества способны к мгновенным переменам.
Необходимо определённое время и оптимальный режим вхождения в рыночную среду широких слоев населения, а не только самых энергичных её представителей. С этой точки зрения реформаторская деятельность государства носит прогрессивный характер и может вполне соответствовать интересам всех слоев населения.
Политика государства в переходный период подчинена преобразованию социалистической плановой экономики в капиталистическую рыночную. Прежде всего этим определяется критерий ее адекватности переживаемому этапу развития во всех постсоциалистических странах. Однако расстановка акцентов на ее основных направлениях, значимость каждого из них, последовательность и темпы преобразований во многом определяются принятой моделью реформирования, а в пределах одинаковой модели - конкретно-историческими и национальными особенностями каждой страны.
В 1990 г. развернулся процесс присвоения прав собственности группами чиновников. В 1992 г. было принято приватизационное законодательство, послужившее базой для последующей масштабной приватизации 1992-1994 гг.
Процесс
приватизации государственных предприятий
стал основой трансформации
Анализ результатов приватизации позволит сделать ряд серьезных выводов.
Массовая ускореная приватизация – не лучший способ формирования рыночных отношений и реально функионирующих экономических субъектов. В определенных случаях приватизация приводит к возникновению нерациональной системы корпоративного правления, в услоиях которрых поведение предприятий так и не станивится рыночным.
Если государственная власть не активизирует производственные и инновационные процессы на предприяятиях, оставшихся в государственноой собственности, тоимеет место растаскивание собственности и рост уровня кроминализации экономики.
Практикка трансформации показала, что нет прямой звисимости между масштабами частного сектора, сформированного в процессе приватизации и темпами экономического роста, который, как считается, отражает степень продвинутостипо пути рыночных реформ. Процессы приватизации поозитивны лишь тогда, когда сопровождаются необходимой институциональной трансформацией и эффективной экономической политикой, направленной на создание механизма рынка – конкуренции [2,70].
Государство не только демонтировало отношения общенародного присвоения, но одновременно приступило к формированию и финансовой системы и ее институтов в соответствии с присущими рыночной экономике законами. Кредитно-денежной политикой государство регулирует денежное обращение в стране, а также становление рынка капитала в облике кредитного рынка. Финансовая политика была направлена на создание принципиально нового механизма формирования государственных доходов и их оптимального использования с точки зрения первоочередного решения наиболее актуальных проблем, среди которых на первых порах самой острой оказалась проблема погашения государственного долга и его обслуживания.
Методами кредитно-денежной и финансовой политики российское государство стремилось преодолеть финансовую дестабилизацию 1990-х гг. Оно даже преуспело на этом поприще в той мере, в какой это возможно при разрушительных процессах в реальном секторе экономики. И хотя придать устойчивость финансовой стабилизации при таких объективных предпосылках не представлялось возможным, но удалось обуздать гиперинфляцию первой половины 1990-х гг., порожденную либерализацией цен в январе 1992 г. Высвобождение цен в высокомонополизированной и хронически дефицитной экономике сопровождалось их ростом только за один этот год более чем в 26 раз. В этих условиях во внутренней политике возобладал курс на финансовую стабилизацию методами кредитно-денежной и финансовой политики, действительно оказавшимися приоритетными направлениями.
Информация о работе Трансформационное направление развития экономики