Трансформационное направление развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Переходным периодом называют временной интервал между двумя хозяйственными системами. В этот период совершается замена элементов старой системы на новые. Этот период интересен тем, что экономические процессы развиваются здесь очень своеобразно. Наряду с общеэкономическими принципами, в переходном периоде действуют множество специфических закономерностей, не встречающихся в экономических процессах внутри хозяйственной системы.
Тема актуальна для изучения, т.к. позволяет рассмотреть особенности государственной политики переходный период.

Файлы: 1 файл

Государственная политика переходного периода..doc

— 113.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Переходное  состояние экономики отнюдь не является феноменом новейшей истории человечества. Экономика той или иной страны всякий раз оказывалась переходной при смене качественно определенного этапа в развитии производительных сил, полному исчерпанию потенциала которого способствовала господствующая система экономических отношений в адекватной им социально-экономической форме. Дальнейший прогресс общества становился возможным на основе принципиально иной системы экономических отношений, приходящей на смену выполнившей свою историческую миссию. Такой системой создается социально-экономическая среда для освоения качественно нового этапа в развитии производительных сил.

      Переходным  периодом    называют    временной    интервал    между    двумя хозяйственными системами. В этот период совершается замена элементов старой системы на новые. Этот период интересен тем, что    экономические    процессы    развиваются    здесь    очень своеобразно.  Наряду  с общеэкономическими принципами,  в переходном   периоде   действуют   множество   специфических закономерностей, не встречающихся в экономических процессах внутри   хозяйственной   системы.

      Тема  актуальна для изучения, т.к. позволяет  рассмотреть особенности  государственной  политики переходный период.

 

1. Понятие и методы государственной политики в переходный период

 

      В переходный период положение государства  кардинально меняется по сравнению  с тем, которое оно занимало прежде. Теперь государство должно осуществлять обычное экономическое регулирование, косвенно воздействуя на экономическое  поведение рынка с помощью налогов, пошлин, кредитного процента, валютного курса и других финансовых инструментов, а также реализуя политику роста с помощью структурной  внешнеэкономической политики. В рамках рыночной экономики косвенное финансовое регулирование очень эффективно, потому что носит не «точечный»,  а массированный характер (изменение финансовых параметров, например, налогов, сразу охватывает огромную массу предпринимателей) [4, 513].

      Роль  государства в условиях перехода к рыночной системе принципиально меняется. Постсоциалистическая экономика не является уже плановой, но не может быть в полной мере рыночной.

      Современная рыночная экономика развивается  как смешанная, социально ориентированная. Она дает возможность использовать наиболее развитые формы производства, ориентированные на гуманизацию отношений. Это регулируемый рынок, где весомую роль играют государство и общественные институты. В переходной экономике весьма существенной остаётся роль государства. На это серьёзным образом влияют следующие обстоятельства:

      1)   традиции сильной государственности;

      2)   опыт государственного регулирования  экономических процессов;

      3) неразвитость рыночного механизма  регулирования и его институтов;

      4)   отсутствие юридических гарантий  прав собственников;

      5)   всеобщая криминализация экономических отношений.

      В этих условиях государство выступает  инициатором реформ, необходимые перемены происходят при его активном участии [3, 89].

      В то же время в переходный период происходит сокращение влияния государства, в том числе и в экономической сфере. Но само разгосударствление имеет свои пределы. Государственный сектор доводится до границ и сфер приложения государственного капитала, в рамках которых именно последний обеспечивает наибольшую эффективность функционирования национальной экономики. В содержательном аспекте назначение государственного сектора состоит в сохранении производственного потенциала страны в условиях перехода к рынку. Многие предприятия требуют значительных капиталовложений для реконструкции, которыми новые собственники не располагают.

      В переходной экономике среди различных  форм собственности представлена и государственная. В пределах своего сектора государство выступает собственником средств производства и реализует следующие направления своей экономической деятельности.

      1. Организация производственных процессов  и управление ими.

      2. Назначение профессиональных менеджеров.

      3. Перераспределение произведённого  продукта.

      Государственная собственность по своему происхождению  и характеру использования произведённого продукта должна быть собственностью нации.

      Государство в отношении собственности должно представлять интересы нации. Но государственная  собственность не должна быть представлена в экономическом пространстве в единственном числе. Это может привести к неэффективному её использованию, даже к экономической несостоятельности. Объём и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять возложенные на него функции.

      В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

      Первая  группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной  рыночной системе:

  • обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
  • ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
  • поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

      Вторая  группа включает функции, связанные  с формированием рыночных отношений:

  • разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
  • демонополизация и поощрение конкуренции;
  • приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора [4].

      Кроме того, в течение определенного  периода государство вынуждено  брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе  обычно выполняют другие экономические  агенты. Такие как:

      1.  Разработка и обоснование стратегии  экономического реформирования, её  воплощение в программу рыночных  преобразований. На основании этой  программы должна осуществляться деятельность хозяйственных субъектов, в том числе и государства. В программе должны быть сформулированы основные направления и пути осуществления рыночных преобразований.

      2.  Законодательная функция. Она  направлена на выработку общих  для всех юридических правил  экономической деятельности. Это  особенно важно для снижения  в условиях правовой неопределённости криминализации экономической жизни страны.

      3.  Обеспечение экономической и  военно-политической безопасности  страны.

      4.  Формирование единой системы  социальных гарантий для всего  населения страны.

      5.  Сохранение единого рыночного  пространства и его инфраструктуры.

      6.  Социальная политика в условиях  перехода к новой экономической  системе [3, 91].

      В любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается  недостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенациональными интересами. В российских правящих кругах не выработано чёткой официальной позиции по отношению к государственному сектору, его границам и сферам применения. В этих условиях наблюдается процесс разрушения государственной собственности. Во многих сферах экономики государство самоустранилось от функций собственника. В тех отраслях, где государство считается единственным монополистом, также наблюдается ослабление производственного контроля. По оценке учёных, этот процесс является крайностью, которая пагубна и несостоятельна, как и другая - всеобщее огосударствление экономики.

      Государство в переходной экономике выполняет  свои функции в сложных условиях. К ним относятся:

      1)   системный экономический кризис;

      2)   недостаток финансовых ресурсов;

      3)   отсутствие квалифицированных специалистов.

      В связи с этим необходимы ответственность  и обоснованность принимаемых государством в экономической сфере решений. Гарантией успеха могла бы служить  единая государственная программа преобразований, рассчитанная на весь переходный период.

      Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются  методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

      Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

      Методы  государственного регулирования классифицируются и по организационно-институциональному критерию. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры" в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

      Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Например, изменение государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу ценных государственных бумаг.

      Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные, и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования, инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение. При создании системы экономических средств регулирования решающее значение имеет реформирование кредитной и налоговой систем.

      Переход от административно-командной к  рыночной системе сопровождается сокращением  сферы применения административных средств и расширением сферы  действия экономических средств  государственного регулирования экономики. Рыночные преобразования в переходной экономике обычно начинаются с разрушения системы административно-командных средств управления: отменяются плановые задания по выпуску и сбыту продукции, предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей, беспрепятственный выход на внешний рынок и т.д. [3, 92]

Информация о работе Трансформационное направление развития экономики