Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:34, творческая работа

Краткое описание

Трансфертное ценообразование определяется как реализация товаров или услуг взаимозависимым лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

Файлы: 1 файл

ПрезентацияВЭД.pptx

— 2.98 Мб (Скачать)

Выполнили:

студентки 4 курса

гр. НО-081

Басангова  Д.В.

Заволочкина Е.А.

Хохулина О.Ю.

 

Трансфертное  ценообразование

Трансфертное ценообразование определяется как реализация товаров или услуг взаимозависимым лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам.

Цена, используемая крупными компаниями, корпорациями в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами

 

Нерыночная, подозрительная цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть подозрения, что её величина установлена сторонами  сделки не в коммерческих целях, а  для снижения налогового бремени

 

цена, используемая внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами

 

Цена, связанная  с уменьшением налоговых отчислений, используется в отношениях между взаимозависимыми лицами; отличается от рыночной цены

 

Полисюк, Г.Б. Анализ влияния трансфертного ценообразования на деятельность предприятия и его налогообложение в международной практике [Текст]/Международный бухгалтерский учёт//Г.Б.Полисюк.-2010.-№6.-С.29-36.

 

Трансфертная  цена

Цели трансфертного ценообразования

 

экономическая цель — более эффективное  управление ресурсами предприятия  для достижения конкурентного преимущества

 

минимизация налогообложения

Схемы, которые  используются при злоупотреблении  трансфертным ценообразованием  

 

Сделки, проводимые как во внутренних, так и во внешних оффшорных  зонах 

 

«Торговля убытками» 

 

Налоги, подлежащие уплате на определенном этапе

 

Региональные предпочтения

 

Концентрация налогов в «фирме-однодневке»

Правовые  инструменты международного регулирования  контроля трансфертных цен  

 

Руководство ОЭСР

 

1979г   Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения  с целью выявления трансфертных  цен и их пересчёта в рыночные  в интересах налоговых органов  разработал документ «Транснациональное  ценообразование и многонациональные  предприятия», а в 1995 г. были  выпущены Рекомендации по трансфертному  ценообразованию для транснациональных  компаний и налоговых органов,  которые затем пересматривались  и дополнялись в 1996, 1997, 1999, 2008 и  2009 гг.

 

Налоговое законодательство США 

 

Петрунин, В.В. Причины возникновения трансфертного  ценообразования [Текст]/В.В.Петрунин//Финансовые и бухгалтерские консультации.-2005.- №8

 

Трансфертное ценообразование  вообще никак не регулируется

Катар, Ливан, ОАЭ, Бахрейн, Ботсвана, Куба, Гватемала, Гондурас, Макао, Мальта, Маврикия, Никарагуа, Парагвай, Сирия, Ливия, Йемен.

Неформально, т.е. без законодательного закрепления, ценообразование между взаимозависимыми лицами контролируется

Алжире, Саудовской Аравии, Тунисе, Анголе, Барбадосе

Правила о трансфертных ценах распространяются только на международные  сделки

Аргентина, Италия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Япония

Законодательство  этих стран содержит нормы, позволяющие  бороться с трансфертным ценообразованием при совершении не только международных, но и внутренних сделок в рамках национальной юрисдикции

Португалия, Испания, Дания, Норвегия, Чехия, Великобритания, США, Индонезия, Россия

Сорокина, В.А. Налог  на прибыль организаций: трансфертное ценообразование [Текст]/В.А.Сорокина//Налоги и налогообложение.-2010.-№7.-С.39-45.


Суть  этого принципа сводится к анализу  конкретной операции между взаимозависимыми лицами с точки зрения того, какими были бы их отношения, будь они независимыми сторонами. В соответствии с данным принципом трансфертная цена должна равняться рыночной, сложившейся  в подобных условиях между независимыми фирмами.

 

Гиль, Е.М. Трансфертное ценообразование: формирование национальных стандартов [Текст]/Е.М.Гиль//Валютное регулирование. Валютный контроль.-2011.-№5.-С.44-49.

 

Принцип

 «вытянутой  руки»

 

 

 

 

 

Заключается в установлении равных условий как для компании- налогоплательщика, так и для  налоговых органов во всех странах, законодательство которых основывается на положениях ОЭСР.

 

 

 

 

  

 

Преимущества  Руководства ОЭСР по трансфертному  ценообразованию

Это означает, что при  учреждении юридического лица в стране, где действуют положения Руководства  ОЭСР по трансфертному ценообразованию, она теоретически должна будет соблюдать  правила трансфертного ценообразования, идентичные действующим в стране ее регистрации. Наличие единых правил облегчит компании расширение деятельности за рубежом и инвестирование в  экономику других стран, поскольку  позволяет существенно снизить (если не полностью избежать) риск двойного налогообложения прибыли, получаемой в результате транснациональных  операций. Для налоговых органов  наличие равных условий обеспечивает достаточную степень уверенности  в том, что деятельность налогоплательщика  за рубежом будет регулироваться одними и теми же правилами.

 

Российские особенности  контроля трансфертных цен   

 

1)Раздел V1 НК РФ впервые вводит в налоговое законодательство понятие симметричной корректировки, позволяющей избежать двойного налогообложения сторон сделки в результате доначисления налогов вследствие применения трансфертных цен,

2)максимально  приближает используемые методы  определения рыночной цены к  рекомендованным ОЭСР,

3) разрешает заключать  налогоплательщику с налоговыми  органами предварительные соглашения  о ценообразовании. 

 

1)в отличие  от рекомендаций ОЭСР, контроль  за ценами распространяется не  только на внешнеторговые, но  и на внутрироссийские сделки;

2)за применение  нерыночных цен устанавливаются  штрафы;

3)соглашение о  ценообразовании доступно для  очень ограниченного круга налогоплательщиков;

4)налогоплательщику  вменяется в обязанность уведомлять  налоговый орган о подлежащих  контролю сделках, а в отдельных  случаях – доказывать соответствие  цен по совершенной сделке  рыночным.

Было

Стало

В пп.2 и 3 ст.40 НК РФ главным  критерием контроля цены сделок было отклонение цены сделки от рыночной цены более чем на 20 процентов от уровня рыночных цен в большую или меньшую сторону.

согласно п.1 ст.105.3 НК РФ указанный критерий перестал применяться, на смену ему пришло понятие «коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели  бы место в сопоставимых сделках  между лицами, не являющимися взаимозависимыми (рыночные цены)».

В соответствии с п.1 ст.40 НК РФ по общему правилу  ценой реализации товаров, работ  или услуг для целей налогообложения  является цена сделки, указанная сторонами. И пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Аналогичное положение  закреплено и в п.3 ст.105.3 НК РФ. Дополнительно  абз.2 п.3 ст.105.3 НК РФ предусматривает, что  налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения  вместо цены сделки рыночную цену. Очевидно, что с учетом наличия п.3 ст.105.3 НК РФ положения главы V.1 НК РФ доначисления налогов уполномоченным органом  являются обоснованными, только если им будет доказано несоответствие цены сделки рыночным ценам.


Раздел V.1 НК РФ также  устанавливает следующие презумпции соответствия цены рыночной:

 

    •  Цены на регулируемых рынках (тарифы ЕТО и т.п.) (ст.105.4 НК РФ).
    • Цены, применяемые в соответствии с предписанием ФАС России или его территориальных органов (п.8 ст.105.3 НК РФ).
    • Если цена определена в результате биржевых торгов (по российским или международным правилам) (п.9 ст.105.3 НК РФ).
    • Если цена определена оценщиком, в случае если проведение оценки является обязательным в соответствии с законодательством (п.10 ст.105.3 НК РФ).
    • Если цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным налогоплательщиком в порядке главы 14.6 НК РФ (п.11 ст.105.3 НК РФ).

 

    1. Налог на прибыль организаций;
    2. НДФЛ, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и иными лицами, ведущими частную практику;
    3. Налог на добычу полезных ископаемых (только в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое);
    4. НДС (только в случаях, когда одна из сторон сделки не является плательщиком НДС либо освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС).

 

В отличие  от ст.40 НК РФ, в разделе V.1 НК РФ в  п.4 ст.105.3 НК РФ прямо поименованы  налоги, правильность и полнота исчисления которых может быть проверена  налоговым органом.

 

Виды 

проверяемых

налогов

 

Таким образом, случаи, когда, например, обе стороны сделки находятся  на УСНО или ЕНВД, под контроль уже  не попадают (за исключением случая, когда будет доказано, что переход  на соответствующие режимы обусловлен исключительно желанием вывести  сделки из под налогового контроля).

Сделки, подпадающие под контроль на соответствие рыночным ценам

 

Контролируемые сделки (ст. 105.14 НК РФ)

 

Сделки между взаимозависимыми лицами

 

Сделки, приравненные к сделкам  между взаимозависимыми лицами

К основным видам взаимозависимости относятся:

1)взаимозависимость  организаций, под которой понимается:

 

 

А

 

Доля участия в В более 25%

 

В

 

Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: по состоянию на 25 февраля 2012 года.-М.:Эксмо, 2012-766 с.

 

А

 

Доля участия в А более 25%

 

Доля участия в А более 25%

 

В

 

А

 

Директор А

 

В

 

Директор В

 

А

 

Назначил директора А

 

Назначил более 50%  членов СД В

 

В

А

 

В

 

Входят  в СД А

 

Входят  в СД В

2) Взаимозависимость  физического лица и организации:

 

 

 

В

 

Доля участия в В более 25%

 

3)взаимозависимость  организации и лица (физического  или юридического):

 

Назначает директора В или более 50% состава СД

 

А

А

 

В

 

Договор на выполнение функций единоличного исполнительного органа В

 

В

 

А

 

Доля участия в В более 25%

 

Доля участия в А более 25%

 

Взаимозависимые лица

4)взаимозависимость  физических лиц: 

 

а)одно лицо подчиняется другому по должностному положению;

б)физические лица состоят в отношениях родства - являются супругами, родителями и  детьми, братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным.

 

Таким образом, перечень взаимозависимых  лиц существенно расширен по сравнению  со ст.20 НК РФ, при этом минимальная  доля участия в капитале организаций  увеличена с 20 до 25 процентов.

 

 

Новшеством  является то, что теперь под долей  участия физического лица в организации  в соответствии с п.3 ст.105.1 НК РФ понимается в том числе и совокупная доля участия этого физического лица и его родственников.

 

 

Доля  участия  в А 10%

 

А

 

Доля  участия  в А 6%

 

Доля  участия  в А 10%

 

мать

 

отец

 

сын

 

Взаимозависимые лица, т.к.  Совокупная доля участия в А 26%

Признание лиц взаимозависимыми по решению суда

Суду  по-прежнему предоставлено право  признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не перечисленным  выше, если отношения между этими  лицами позволяют говорить о наличии  влияния на условия или результаты сделок или деятельности зависимого лица (п. 7 ст.105.1 НК РФ).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2003 № 441-О  «право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным  пунктом 1 статьи 20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны  в других правовых актах, а отношения  между этими лицами объективно могут  повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе  в случаях совершения хозяйственным  обществом сделок с заинтересованными  лицами, признаваемыми таковыми законом». Таким образом, Конституционный  Суд ограничил предел усмотрения судов при определении взаимозависимости  условием о необходимости указания на признаки зависимости в каком-либо НПА.

 

 

Следует учитывать, однако, что судебная практика несмотря на наличие позиции КС признает лиц  взаимозависимыми и по иным основаниям, не перечисленным ни в одном НПА.

Информация о работе Трансфертное ценообразование