Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:41, лекция
Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение спроса. Методы оценки и прогнозирования рыночного спроса. Цена спроса, величина спроса, функция спроса, излишек потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос.
Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Предложение, его величина и изменение. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Функция предложения. Избыток предложения.
Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.
Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения данного товара увеличивается.
Рисунок 3.5 Кривая предложения
На графике наглядно видна прямая зависимость между ростом цен и динамикой рыночного предложения.
Вместе с тем в отличие от закона спроса, практически не имеющего исключений, закон предложения не носит универсального характера. В дальнейшем мы будем рассматривать возрастающий характер кривой предложения лишь как наиболее часто встречающийся случай наряду с другими возможными вари антами.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменения предложения и изменения величины предложения.
Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.
Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).
К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:
1) издержки производства.
Величина издержек определяется ценой на ресурсы, ис пользуемые фирмой в производственной деятельности, включая заработную плату, процент за кредит, стоимость сырья и другие показатели. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
2) уровень налогообложения.
Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;
3) технология производства.
Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение;
4)экономические ожидания производителей.
В большинстве случаев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;
Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Напротив, монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей может привести к сокращению рыночного предложения;
цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии»);
цены на товары, производимые «совместно» с рассматриваемым товаром (рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).
Равновесие спроса и предложения. До сих пор рассматривали рынок односторонне: либо с точки зрения покупателя, либо с точки зрения продавца. Очевидно, что для исследования рыночного механизма в целом необходим комплексный подход. Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения, совместив на одном графике кривую спроса (D) и кривую предложения (S).
Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.
Рассмотрим современные модели рыночного равновесия на микроуровне.
Паутинообразная модель.
Эта модель является наиболее
известной. Сущность ее заключается
в том, что при отклонении цен
от равновесного состояния происходит
колебание цен и количества товара,
реализуемого на рынке. В итоге колебания
наступает такое положение, при
котором устанавливается
Графический анализ паутиноообразной модели позволяет сделать следующие выводы:
• равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса;
• равновесие является неустойчивым, с взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения;
• цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Невальрасова модель с жесткими ценами.
Модель ценообразования основывается на допущениях гибкости цен. При рассмотрении рыночного равновесия можно предположить, что при его нарушении устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации. Первое допущение характерно для вальрасовского подхода, второе — для кейнсианского.
Эта модель свидетельствует о том, что установления равновесного состояния, можно достигнуть не только путем изменения цен, но и за счет введения контроля в виде приспособления объема производства к спросу.
Модель очереди.
В тех случаях, когда цены находятся
под контролем государства, они
могут не меняться в течение длительного
времени. В этом случае любые колебания
спроса и предложения будут
При неизменной цене возникает
дефицит. В этом случае равновесие можно
установить путем увеличения предложения
или путем рационального
В этой связи возникает проблема оценки утверждения: «Высокие цены лучше, чем длинные очереди». Сторонники этого утверждения добавляют: «Высокие цены сократят очереди». Противники: «Повышение цен понизит уровень благосостояния». Данные высказывания допускают, что правы могут быть как первые, так и вторые. В этих условиях важен критерий оценки. Для выбора такого критерия можно использовать идею А. Маршалла: «Разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит, представляет собою экономическое мерило его добавочного удовлетворения». (Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. Т. 1, книга III, глава VI. С. 191).
Эта идея была развита Н. Калдором и Дж. Хиксом. По этому критерию, с точки зрения многих групп людей, эффективным является любое изменение, при котором прирост богатства выигравших больше потери богатства проигравших.
Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства (дополнение к модели очереди).
Если в рыночных условиях государство фиксирует цену товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит.
Применительно к анализу спроса и предложения состояние равновесия будет находиться в точке пересечения Е кривых спроса и предложения (рис. 3.6). Этой точке соответствуют равновесная цена (Ре) и равновесный объем (Qe).
Цена (Р)
S
0
Рисунок 3.6 Равновесие спроса и предложения
При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме — равенство цен производителя и потребителя (Pd - Ps).
Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг соответствующих функций и изменение первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночный механизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока на рынке не сравняются предлагаемое и требуемое количество товаров. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товарной массы и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить. Спрос и предложение не всегда являются уравновешенными на реальном рынке, однако можно говорить о существовании тенденции к равновесию.
Предположим, что фактическая цена, установившаяся на рынке (Pi), превышает по какой-либо причине цену равновесия (Ре). Фирмы готовы продать большее количество товаров, чем могут приобрести при этой цене покупатели:
Qsj > Qdj.
Возникает избыток предложения, постепенно приводящий к понижению рыночной цены до уровня равновесия.
Цена (Р)
Рисунок 3.7. Установление рыночного равновесия
Напротив, если фактическая цена ниже цены равновесия, то на рынке образуется дефицит товаров, возникает тенденция цены к повышению до уровня равновесия.
И только в точке равновесия (Е) величина спроса уравновешивается с величиной предложения:
Qd(Pe) = Qs(Pe).
Рыночное равновесие считается стабильным, если рынок выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.
Достоверный анализ стабильности того или иного рынка имеет серьезное практическое значение, поскольку позволяет определить границы целесообразности государственного вмешательства в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование становится не просто желательным, но и необходимым.
Нестандартный вид кривых спроса или предложения, а также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг предполагают возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существования более чем одной точки равновесия.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих ситуаций.
Модель рынка свободных благ. На рынке свободных благ при любой положительной цене объем предлагаемого блага будет больше величины спроса на него. Другими словами, равновесие достигается уже при нулевой цене (рис. 3.8).
Рисунок 3.8. Равновесие при нулевой цене
Примером такого рынка с определенной степенью условности может служить рынок бездомных котят. Чтобы пристроить такого котенка «в хорошие руки», надо еще и приплатить.
Модель рынка товаров, производство которых нецелесообразно.
На рынке товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно в силу чрезмерных издержек, равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, поскольку при любом положительном объеме производства цена производителя, определяемая его издержками производства, будет выше цены спроса. Сравнительно недавно к таким рынкам можно было отнести космический туризм.
Модель рынка труда.
При анализе рынка труда кривую предложения иногда изображают в виде дуги (рис. 3.9). Это означает, что после достижения определенного уровня заработной платы снижается интенсивность труда и соответственно падает количество отработанных часов. Если при этом кривая спроса имеет нормальный убывающий вид, возможно существование двух точек равновесия () и ).
S E2
Количество (Q)
Рисунок 3.9. Случай двух точек равновесия
Информация о работе Теория спроса и теория предложения. Рыночное равновесие