Теория спроса и теория предложения. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:41, лекция

Краткое описание

Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменение спроса. Методы оценки и прогнозирования рыночного спроса. Цена спроса, величина спроса, функция спроса, излишек потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос.
Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Предложение, его величина и изменение. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Функция предложения. Избыток предложения.

Файлы: 1 файл

lektsia_konkurs.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса и соответственно между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров.

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.

Графически это отражается смещением кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает). Так, активная рекламная компания фирм-производителей может вызвать рост спроса на пылесосы, при этом кривая спроса сместится вправо вверх.

Отождествление происходящих в реальной экономике изменений в спросе с изменениями величины спроса приводят порой к появлению «мнимых» исключений из закона спроса.

Примером может служить  формально появляющаяся на рынке  прямая зависимость между динамикой  цен и объемами продаж:

  • при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;
  • когда цена является признаком качества для потребителя;
  • когда цена служит мерилом престижности товара и т.д.

Во всех этих случаях на потребителя воздействуют неценовые факторы, в то время как закон спроса может быть выявлен лишь при неизменности последних.

Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

  1. вкусы и предпочтения потребителей.

Так, например, повышенный интерес  людей к здоровому образу жизни  может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные  продукты при тех же ценах;

  1. доходы потребителей.

Воздействие данного фактора  является двойственным и зависит от характеристики товара.

Для подавляющей группы качественных товаров (их принято называть нормальными) рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Для товаров, имеющих сравнительно низкое качество (относительно худших), рост дохода приводит к частичному или полному отказу от их потребления и, как следствие, к сокращению спроса. На графике кривая спроса смещается влево;

  1. число потребителей.

При прочих равных условиях чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар;

  1. цены на другие товары.

Изменение цен на взаимосвязанные  товары также относится к группе неценовых факторов, так как предполагает неизменность цены основного товара.

Условно различают товары:

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
  • заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например чай и кофе;
  • дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Если от первой группы товаров  можно абстрагироваться, то изменение  цен на дополняющие товары и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие  на рыночный спрос анализируемого товара.

  • Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 1970—1980-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал повышение спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.)
  • Рост цены дополняющего товара, напротив, ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.

5) экономические ожидания потребителей.

Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.

Так, ожидания роста цен (так  называемые инфляционные ожидания) могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) могут привести к сокращению спроса и сместить кривую рыночного спроса влево.

Общее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием всех ценовых и неценовых факторов.

До сих пор при рассмотрении факторов спроса исходили из независимости потребительских вкусов, полагая, что спрос человека на товар не зависит от потребности в нем других людей. Однако это не всегда справедливо.

В зависимости от того, какие  факторы побуждают человека к  покупке, выделяют две специфические  разновидности рыночного спроса:

  • функциональный спрос, обусловленный исключительно присущими данному благу потребительскими качествами;
  • нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос  в свою очередь делится на:

  1. спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:

а) эффект массового потребления (или эффект вагона);

б) эффект сноба;

в) эффект показательного потребления;

  1. спекулятивный спрос,
  2. нерациональный спрос.

Наиболее значительная часть  нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 Эффект массового потребления, или эффект вагона

Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному  кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта — главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект.

Эффект  сноба (рис. 3.3) характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.


 Рисунок 3.3. Эффект сноба

Эффект  показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление было впервые обосновано американским экономистом норвежкого происхождения Торстеном Вебленом (1857—1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Эффект показательного потребления  наблюдается в том случае, когда  потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос.

Как уже отмечалось ранее, эффект показательного потребления не противоречит закону спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется (рис. 3.4), но сама кривая спроса под воздействием эффекта сдвигается вправо. Это обусловлено тем, что в глазах потребителя аналогичные товары один с низкой ценой (не престижный), а другой с высокой ценой (престижный) — являются различными товарами с различными кривыми спроса соответственно d() и d().

Цена (Р)


 

  P2

      P1

D1   D2


 

 

Рисунок 3.4. Эффект показательного потребления

Применительно к эффекту  показательного потребления цена товара выступает в качестве «неценового» фактора.

Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо.

И, наконец, нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами, жвачками, орешками и т.п.

Все рассмотренные эффекты  могут быть количественно оценены  посредством коэффициентов эластичности.

Вместе с тем для  каждого уровня цены существует такая  величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальными потребителями (внешние, или экзогенные эффекты равны нулю). То есть для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий, в конечном счете, ее функцию.

Рыночное  предложение. Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороны продавца.

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Величина предложения (quality of supply — Qs), или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.

С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую-либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.

Цена  предложения (price of supply — Ps) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться в данное время и данном месте.

При анализе рыночной конъюнктуры  различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения  является агрегированной величиной  и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.

Величина предложения  находится в тесной зависимости  не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:

Qs = Qs(C, ,…, Pi ,…, Pj,..., T, ...), 

где Qs — величина предложения на товар i;

С — уровень издержек фирмы;

,…, Pj цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар;

Т — налоги и т.д.

Если допустить, что все  неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:

Qs = Qs(Pj),

а также дать ее графическое  изображение в виде кривой предложения.

Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет  возрастающий характер, поскольку, чем  выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и продавать данный товар. Так, более высокая цена может позволить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.

Информация о работе Теория спроса и теория предложения. Рыночное равновесие