Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 21:16, реферат
Теория предельной полезности - основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем.
1. Введение…………………………………………………………………..2
2.Поведение потребителя в рыночной экономике………..……………4 2.1. Общая и предельная полезность………………………………………4
2.2.Робинзон и экономика………………………………………………......6
У Борбоса есть вопросы………………………………………………9
.Ценность и предельная полезность………………………………....11
2.5.Стоимость (ценность) - общественное явление…………………….....11
2.6. Основные постулаты теории поведения потребителя……...………12
3. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности……………………………………………………………………...13 3.1 Закон Госсена…………………………………………………………….....13
3.2. Функция полезности……………………………………………………...15 3.2.1. Порядковая (ординалистская) функция ……………………………..16
3.2.2. Количественная (кардиналистская) функция………………….........17 3.3.Основные предположения ординалистской теории полезности…..18 3.3.1. Предположение о сравнимости……………………………………..18
3.3.2. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия…………………………………………………………….…...19
3.3.3. Предположение о ненасыщаемости……………………………….19 3.4. Принцип убывания предельной полезности………………………...20
3.5. Правило максимизации полезности………………………………….23
4.Заключение……………………………………………………………….24
5. Список используемой литературы……………………………………..
Ценность
и предельная полезность
Итак, ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
Изложенное
позволяет сделать вывод: в своем
самом дервоначальном виде стоимость
есть не что иное, как потребительская
оценка относительного полезного эффекта
данного вида экономического блага для
конкретного индивидуума.
Стоимость
(ценность) - общественное
явление
Нужно
учесть, что, во-первых, блага не падают
с неба, а производятся с использованием
труда и других ресурсов, и, во-вторых,
что в развитой хозяйственной
системе стоимость носит общественный,
а не индивидуальный характер. Происходит
рыночное согласование индивидуальных
оценок. Выведение общественной предельной
полезности блага рынок осуществляет
по принципу равнодействующей оценок
разных индивидуумов. Эта равнодействующая
складывается стихийно, под воздействием
стремления каждого участника обмена
к максимальному удовлетворению своих
потребностей. При наличии значительного
числа участников обмена цена, при которой
может состояться обмен, оказывается заключенной
в значительно более узкие границы, чем
при изолированном обмене между двумя
индивидами. И чем больше участников обмена
(каждый из которых приносит на рынок свои
собственные субъективные оценки), тем
уже эти границы, и в конечном счете ряд
субъективных ценностей сходится к единой,
общественной, рыночной ценности блага.
Основные
постулаты теории
поведения потребителя.
В современной теории потребительского выбора предполагается, что 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных, индивидуальных благ.
Закон убывающей предельной полезности.
Измерение
величины полезности.
Первый
закон Госсена.
Правда, этот принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Германом Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на него никто не обратил должного внимания, после чего автор изъял весь тираж своей книги "Развитие законов человеческого взаимодействия" из продажи, а вскоре и умер. Только в 1878 г., уже после смерти ученого, был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе положений и выводов этого произведения экономисты впоследствии сформулировали два закона, вошедшие в науку как первый и второй законы Госсена. Первый закон Госсена гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. В работах австрийских экономистов, которые независимо от Госсена пришли к такому же выводу, этот закон получил название закона убывающей предельной полезности.
Для иллюстрации этого закона Е. Бем-Баверк приводит следующий пример. Некий поселенец, избушка которого одиноко стоит в далеком лесу, в стороне от всяких путей сообщения, только что собрал со своего поля пять мешков хлеба. Этим хлебом он должен прокормиться до сле- дующей жатвы. При этом он решил следующим образом распределить свой запас. Один мешок необходим ему, чтобы не умереть с голоду, другой — чтобы сохранить здоровье и силы. Третий мешок он использует для откорма домашней птицы, четвертый — на изготовление водки, пятый _ на корм попугаю, которого держит для развлечения. Все мешки взаимозаменяемы, поэтому имеют одинаковую полезность. Но если их расположить по степени удовлетворения потребностей хозяина, то самую высокую полезность имеет первый мешок зерна — он необходим для сохранения жизни поселенца. Его полезность можно оценить в 10 единиц. Полезность второго мешка будет несколько ниже, допустим, 8 единиц. Степень важности мясной пищи выразится 6 единицами, потребления водки — 4 единицами, содержание попугая будет иметь самую низкую степень важности — 1.
Таким образом, по мере увеличения количества мешков их субъективная полезность для поселенца убывает. При этом общая полезность возрастает и в сумме составляет 29 единиц: 10 + 8 + 6 + 4+ 1. Прирост общей полезности от потребления последней, дополнительной единицы блага, после прибавления к которой еще одной полезность не увеличивается, получил название предельной полезности..
"Когда
получено определенное
Функция
полезности.
Итак, ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ — это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
U=f(X1,X2,X3,…Xn).
где U — полезность блага;
X1,X2,X3,…Xn — последовательные количества блага.
Представим также график этой функции (рис. 6-1).
На графиках видно, что максимальная полезность (TU) достигается при потреблении 4-й единицы блага, однако предельная полезность при этом равна нулю (точка А'). Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее увеличение потребления приносит вред (МU отрицательна), то общая полезность снижается (отрезок АВ на графике а).
Рис. 6-1. Графики а) общей и б) предельной полезности
Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя!
Существуют различные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной 1 соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) количественной (кардиналистскоц) функциями полезности. Впрочем, они не разделены непроходимой пропастью, поскольку некоторая минимальная степень рационализма объективно имеется в любом закономерном поведении.
Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствие более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой (ординалистской) функции полезности и будут выражать только расстановку (ранжирование, последовательность, порядок) определенных групп равноценных наборов благ — и не более того: для любых наборов благ А и Б U(А) > U(Б), U(А) < U(Б) либо U(А) = U(Б).
Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы, например: U(А) = 1, U(Б) = 2, U(В) = 3 и т.д. При этом сами значения порядковой функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: (U1,U2,U3,…Un). Однако в принципе для каждого данного упорядочивания потребительского множества существует бесконечно много ординалистских функций полезности. Любая монотонно возрастающая функция V = (U) также будет являться порядковой функцией полезности для той же самой системы предпочтений, что и функция U =f(Х) (в данном случае X — любой набор благ из данного множества потребления), V= (f(X)).
С практической точки зрения потребитель с порядковой функцией полезности всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Количественная (кардиналистская) функция полезности — функция полезности, возникающая в том случае, когда мы не только можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствущих каждому из таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции полезности, но и их изменения, например:
U(А) - U(Б)= Uаб и U(В) = U(Г)= Uвг ,
∆Uаб >∆ Uвг либо ∆Uаб <∆ Uвг, либо ∆ Uаб = ∆ Uвг
Фактически это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благосостояния при сравнительном потреблении наборов А и Б больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов В и Г. При этом сами количественные оценки таких разностей в уровнях благосостояния не имеют абсолютного значения. Например, их можно все одновременно удвоить, утроить, уменьшить на одну и ту же величину и т. д. Все эти операции не повлияют на соотношение изменений (разностей) значений получаемых таким путем новых количественных функций полезности. В общем виде это можно выразить следующим образом: если U=f(X) является кардиналистской функцией полезности, то любая линейная функция V = t(U), где
t(U)= а + Ь *U и Ъ > О, также является количественной Функцией полезности. Таким образом, используя кардиналистскую функцию
полезности,
мы увеличиваем степень
Основные предположения ординалистской теории полезности
До сих пор, говоря об ординалистском подходе, мы считали, что возможность упорядочения потребителем наборов благ по степени их предпочтения и существование функции порядковой полезности есть нечто само собой разумеющееся. На самом деле, однако, такое утверждение требует от нас принятия некоторых предположений аксиоматического характера о свойствах отношений предпочтения и безразличия, не выходящих, впрочем, за рамки простого здравого смысла.
I. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнить любые два возможных набора благ и в результате этого сравнения приходит к одному (и только одному) из следующих трех возможных заключений: или X' >X" (набор X' предпочтительнее, чем набор X"); или X' < X" (набор X' менее предпочтителен, чем набор X"); или Х~X" (набор X' столь же предпочтителен, как и набор X" — потребитель безразличен в выборе между X' и X").