Теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:45, реферат

Краткое описание

Теория предельной полезности - теория, определяющая закономерности поведения потребителей на рынке, формирование спроса и вид кривой спроса. Теория предельной полезности устанавливает взаимосвязь между полезностью и издержками = между спросом и предложением, определяя общий закон ценообразования.

Оглавление

1.Теория предельной полезности.

2.Возникновение.

3. Стоимость и маржинализм.

4. Парадокс Смита.

5. Ценность и предельная полезность.

6. Стоимость – общественное явление.

7. Закон убывающей предельной полезности.

8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Теория предельной полезности.docx

— 26.59 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Теория предельной полезности.

2.Возникновение.

3. Стоимость и маржинализм.

4. Парадокс Смита.

5. Ценность и предельная полезность.

6. Стоимость – общественное явление.

7. Закон убывающей предельной полезности.

8.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теория предельной полезности - теория, определяющая закономерности поведения потребителей на рынке, формирование спроса и вид кривой спроса. Теория предельной полезности устанавливает взаимосвязь между полезностью и издержками = между спросом и предложением, определяя общий закон ценообразования.

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер.

 Согласно теории предельной  полезности, ценность товаров определяется  их предельной полезностью на  базе субъективных оценок человеческих  потребностей. Предельная полезность  какого-либо блага обозначает  ту пользу, которую приносит последняя  единица этого блага, причём  последнее благо должно удовлетворять  самые маловажные нужды. При  этом редкость товара объявляется  фактором стоимости. Субъективная  стоимость — это личная оценка  товара потребителем и продавцом;  объективная же ценность —  это меновые пропорции, цены, которые  формируются в ходе конкуренции  на рынке. По мере постепенного  насыщения потребностей субъекта  полезность вещи падает. Теория  предельной полезности пытается  дать совет, как наилучшим образом  распределить средства для удовлетворения  потребностей при ограниченности  ресурсов. Современные экономисты  используют теорию предельной  полезности, акцентируя внимание  на изучении закономерностей  потребительского спроса, анализе  предложения, исследовании рынков  и ценообразования на микроэкономическом  уровне.

2.Возникновение.

 Впервые теории предельной  полезности благ как меры ценности  благ и основания цен появились  в 1870-х гг. практически одновременно  в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.

 

 Наиболее слабым местом  теории предельной полезности  была невозможность хотя бы  в каком-то приближении измерить  полезность и однозначно ее  оценить для разных людей. Когда  экономическая мысль сделала  следующий шаг и доказала, что  нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности  получила широкое признание, а  идея предельных эффектов стала  использоваться в других разделах  экономической науки.

Предельная полезность как  революционная идея в теории стоимости

 3.Стоимость и маржинализм

 

 Теория предельной  полезности – составная часть  учения, получившего название «маржинализм».  Возникновение теории предельной  полезности привело к революционным  изменениям в теории стоимости.  Главные идеи маржинализма состоят  в следующем. Первое – неприемлемо  определение стоимости затратами  труда (или труда, земли и  капитала). Второе – стоимость  (ценность) блага определяется величиной  полезного эффекта, получаемого  индивидуумом от его потребления,  т.е. предельной полезностью блага.  Третье – стоимость рассматривается  как субъективная категория, отражающая  индивидуальные оценки полезности  благ конкретными потребителями.  Четвертое – введено понятие предельной величины и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое – стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства, определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.

 

 Представители теории  предельной полезности исходили  из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.

 

 Теория предельной  полезности рассматривает не  полезность потребительских благ  вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны  принести данному индивиду. Например, если потребитель А приобретает товар X, то он делает это для удовлетворения каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет определенную полезность для А. Когда потребитель покупает последовательно единицы товара Х (например, книги), то каждая новая покупка будет увеличивать полезность, получаемую А от товара X. Сумма полезностей всех приобретенных единиц товара А (положим 5 книг) называется общей или совокупной полезностью (total utility – U) товара Х (в нашем случае 5 книг). Если А приобретает еще одну единицу товара Х (6-ю книгу), то общая полезность возрастет на величину, которую называют предельной полезностью (marginal utility – MU). Иными словами, предельная полезность – это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу.

Представители теории предельной полезности выделяли:

    1. абстрактную, или рядовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какие-либо потребности людей;
    2. конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Это зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).

 

4.Парадокс Смита.

Новая теория стоимости учитывала  необходимость разграничения совокупной и предельной полезности благ. Такое  разграничение позволило научно объяснить знаменитый «парадокс  Смита». Его суть заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие в жизни человека наивысший полезный эффект (например, вода, хлеб, не говоря уже о воздухе), ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, польза которым точки зрения естественных потребностей индивида, не вполне очевидна (бриллианты и т.п.), имеют очень высокую ценность. Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Вслед за ним так же поступили Риккардо, Маркс, Милль и другие.

Маржинализм нашел иное решение  «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно  ниже бриллиантов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.

В таком разграничении  совокупной полезности блага (т.е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) – важнейшее концептуальное новшество, привнесенное в теорию стоимости.

5.Ценность и предельная полезность.

Ценность определяется субъективной предельной полезностью последней  единицы имеющегося в наличии  блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы  будет равна нулю, и, поскольку  безразлично, какую именно единицу  считать последней, нулю будет равна  полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

Изложенное позволяет  сделать вывод: в своем самом  первоначальном виде стоимость есть не что иное, как потребительская  оценка относительного полезного эффекта  данного вида экономического блага  для конкретного индивидуума.

6.Стоимость – общественное явление.

Нужно учесть, что, во-первых, блага не падают с неба, а производятся с использованием труда и других ресурсов и, во-вторых, что в развитой хозяйственной системе стоимость  носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. Выведение общественной предельной полезности блага рынок  осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидуумов. Эта равнодействующая складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. При наличии  значительного числа участников обмена цена, при которой может  состояться обмен, оказывается заключенной  в значительно более узкие  границы, чем при изолированном  обмене между двумя индивидами. И  чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и, в конечном счете, ряд субъективных ценностей  сходится к единой общественной, рыночной ценности блага.

7.Закон убывающей предельной полезности.

Как-то измерить полезность товара и услуги для человека нет  никакой возможности, прежде всего  из-за субъективности оценок полезности. Стоит ли пользоваться таким понятием? Задача определить поведение потребителя  заставляет использовать понятие «полезность», которое важно для потребителя (забегая вперед, можно сказать, что  в экономической науке найдены  такие методы анализа, при которых  отпадает необходимость количественного  измерения полезности).

Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для  него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким  образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.

С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся  темпов. Предельная полезность есть приращение полезности с каждой новой единицей, и она имеет тенденцию уменьшаться с каждой дополнительной единицей продукта.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг потреблено в  течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления. Этот закон определяет и полезность воды: первый глоток воды (в данный период) абсолютно необходим для сохранения жизни, и его предельная полезность велика, но по мере увеличения количества потребляемой воды она удовлетворяет все более широкие потребности, начинает применяться для полива улиц, садов и т. д. В этом случае полезность каждого нового дополнительного литра много меньше, чем первого.

Этот закон ничего не говорит  о том, как быстро уменьшается  предельная полезность. Здесь норма  различна: для пищевых товаров  предельная полезность убывает быстро, для других – медленнее. Подобное свойство объясняет парадокс воды и  алмаза. Потребление воды происходит на низком уровне предельной полезности, поскольку воды много, а алмазы редки  я потребление находится на относительно высоком уровне предельной полезности. И хотя общая полезность воды очень  высока, ее предельная полезность низка.

Когда товаров не хватает, их предельная полезность растет. Во время  войны и в первый период после  нее в странах, где был голод, люди обменивали драгоценности на хлеб и картофель.

Относительные цены отражают предельную полезность. И в этом пункте проявляется связь между  законом убывающей полезности и  спросом.

Рассмотрим эту связь  на примере индивидуального потребителя, который потребляет всего лишь 2 товара – пиво и хлеб. Допустим, что  потребитель в некоторых единицах полезности может измерять степень  своего удовлетворения товаром (пиво). Первая единица дает самое большое  удовлетворение (40 ед.) и имеет самую  большую полезность (предельная полезность совпадает с общей). Полезность второй единицы несколько меньше – 30 ед., третьей – 20 ед.

Общая полезность всех потребленных продуктов составит 40+30+20 = 90 ед. Таким  же путем (но в других пропорциях) складывается предельная полезность и по хлебу. Как  же потребитель распределит имеющийся  в его распоряжении ограниченный бюджет между двумя товарами –  хлебом и пивом? На эти вопросы отвечает теория потребительского выбора. Выбор потребителя обусловлен рядом ограничений:

- размер бюджета, которым  он располагает;

- уровень цен покупаемых  товаров;

- вкусы, которые ранжируют  товары для потребителя. Потребительский  бюджет и цены определяют, какой  набор продуктов предпочтет потребитель.  Если покупатель ведет себя  рационально, то он должен извлечь  максимальную пользу из имеющихся  в его распоряжении денег, т.  е. он предпочтет такое сочетание  пива и хлеба, чтобы получить  максимальное удовлетворение. Максимум  достигается тогда, когда нельзя  найти лучшего сочетания. И  если купить чуть больше одного  товара и чуть меньше другого,  то удовлетворение покупателя  будет меньшим. Это происходит  в том случае, если последняя  денежная единица дохода, потраченная  на единицу каждого продукта, принесет одинаковую дополнительную (маржинальную) полезность. Равновесие  потребителя наступает, когда  он тратит весь доход таким  образом, что предельная полезность  на каждый потраченный доллар  равна по любому купленному  товару. В этом состоянии потребитель  не склонен что-либо изменять  в своем потреблении, пока какие-либо  другие факторы (цены, доход, предпочтения) неизменны.

Информация о работе Теория предельной полезности