Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 21:16, реферат
Теория предельной полезности - основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем.
1. Введение…………………………………………………………………..2
2.Поведение потребителя в рыночной экономике………..……………4 2.1. Общая и предельная полезность………………………………………4
2.2.Робинзон и экономика………………………………………………......6
У Борбоса есть вопросы………………………………………………9
.Ценность и предельная полезность………………………………....11
2.5.Стоимость (ценность) - общественное явление…………………….....11
2.6. Основные постулаты теории поведения потребителя……...………12
3. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности……………………………………………………………………...13 3.1 Закон Госсена…………………………………………………………….....13
3.2. Функция полезности……………………………………………………...15 3.2.1. Порядковая (ординалистская) функция ……………………………..16
3.2.2. Количественная (кардиналистская) функция………………….........17 3.3.Основные предположения ординалистской теории полезности…..18 3.3.1. Предположение о сравнимости……………………………………..18
3.3.2. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия…………………………………………………………….…...19
3.3.3. Предположение о ненасыщаемости……………………………….19 3.4. Принцип убывания предельной полезности………………………...20
3.5. Правило максимизации полезности………………………………….23
4.Заключение……………………………………………………………….24
5. Список используемой литературы……………………………………..
Заметим, что мы не даем здесь какого-либо специального определения понятиям «предпочтение» и «безразличие», считая, что смысл этих понятий достаточно ясен. Подчеркнем лишь, что безразличие в выборе ни в коем случае не означает «не могу сравнить». Потребитель безразличен в выборе между двумя равно желаемыми наборами, имеющими одинаковый уровень полезности.
Предположение I в целом кажется вполне разумным и не противоречащим действительности. Конечно, вкусы, а значит, и предпочтения потребителей могут изменяться во времени, однако это вовсе не исключает однозначной определенности предпочтений в каждый конкретный момент времени. Экономистам же в конечном счете для построения теории спроса важно определить, как изменяется потребительский выбор при изменении экономических переменных (цены и дохода), а вовсе не при изменении потребительских вкусов.
II.Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Если потребитель предпочитает набор X' набору X" , а набор X" набору X'" , то он предпочитает набор X' набору X'" , т. е. если X'> X" и X" >X'" ,то X' >X'" . Точно так же если X' > X" и Х"~Х'" или Х'~Х" и X" > X'" , то Х'~Х'", а также если Х'~Х" и Х"~Х'", то Х'~Х'".
Вообще говоря, справедливость предположений I и II обеспечивает возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ и присвоения полезностям этих наборов численных значений.
III. Предположение о ненасыщаемости. Если набор X' содержит не меньшее количество единиц каждого блага, чем набор X" , то набор X' предпоч тительнее или безразличен набору X". Если же только набор X' содержит при этом больше еди ниц хотя бы одного блага, чем набор X" , то набор X' предпочтительнее набора X" .
Это предположение, соответствующее интуитивному представлению о том, что «больше — лучше, чем меньше», охватывает практически все случаи, представляющие интерес для общей теории. Ситуации типа «больше некуда» встречаются редко; к тому же потребитель всегда может отказаться от дополнительного количества блага, если оно не увеличивает полезности.
Теперь, когда после
всех сделанных выше предположений
мы принимаем допущение о возможности
упорядочения потребителем всего множества
наборов благ с точки зрения их предпочтительности
и существования порядковой функции полезности,
мы могли бы в принципе вести дальнейший
анализ с помощью математических методов,
рассматривая задачу потребительского
выбора как стандартную оптимизационную
задачу максимизации функции полезности
при некотором ограничении (задаваемом
доходом потребителя и ценами благ). Однако,
как мы не раз уже убеждались, применение
графических методов исследования в экономике
приводит к более наглядным результатам,
причем более доступным путем (по крайней
мере для читателя, не имеющего специальной
математической подготовки). Попробуем
представить систему предпочтений потребителя
с помощью широко распространенного и
играющего в экономике весьма важную роль
инструментария кривых безразличия.
Принцип
убывания предельной
полезности
Введенное Джереми Бентамом понятие «наибольшее благо для наибольшего числа» было весьма далеко от науки. В конце XIX в. Уильям Стэнли Джевонс (и ряд других экономистов, работавших независимо друг от друга) первым сделай важный шаг вперед в понимании рационального выбора потребителей, разработав принцип убывающей предельной полезности. Этот шаг был основан на осознании того факта, что большинство случаев выбора потребителей несводится к принятию решений типа «все или ничего» (примером такого решения может быть выбор между тем, чтобы начать курить и тем, чтобы дать зарок вообще никогда не курить). Решения потребителей являются инкрементальными, имеющими приростной характер. (Причем два различных варианта выбора, например, о потреблении того или иного продукта, могут различаться между собой на бесконечно малую физическую величину реального потребления этого продукта — прим. ред.) Примером решения этого рода может послужить решение съедать каждый месяц на одного цыпленка больше, чем обычно. В тех случаях, когда экономисты характеризуют результаты того, что нечто сделано в чуть большем или чуть меньшем объеме, они пользуются прилагательным предельный («маргинальный»). Таким образом; предельная полезность некоего блага (товара или услуги — прим. ред.) представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной единицы блага (при прочих равных условиях).
Принцип
убывания предельной полезности, сформулированный
Джевонсом и другими
Возможно вы испытали убывание предельной полезности на себе. Представьте себе, что вы пришли на вечеринку. Вас мучает жажда. Хозяин дома ставит перед вами ведерко со льдом, полное банок холодной содовой воды, вы хватаете банку и... о, радость! Стрелка «измерителя полезности» в вашем мозгу взлетает до цифры 10. Через несколько минут вы хватаете еще одну банку.
Она
кажется вам замечательной, хотя
принесенное ею удовлетворение все же
не идет ни в какое сравнение с тем, что
принесла вам первая банка. Оцените его
в 7 единиц. Несколько позже вы добираетесь
и до третьей по счету банки. Вы делаете
несколько глотков, но вода кажется вам
чересчур сладкой. Вы оставляете банку
не выпитой до конца. Стрелка вашего «измерителя
полезности» упала до нуля; оставшиеся
не выпитыми глотки не принесут вам вообще
никакого удовлетворения.
Рис. 5.1. Убывающая предельная полезность
По мере того, как растет величина потребления данного блага, величина полезности, полученной от потребления каждой добавочной единицы этого блага, сокращается. На графике показаны гипотетические данные о полезности потребления содовой воды неким потребителем. Цифры носят исключительно иллюстративный характер, на практике измерение полезности невозможно.
Конечно, полезность — понятие субъективное. Никто еще не изобрел «измеритель полезности», который можно было бы подсоединить к живому человеку и измерить полученную полезность с той же легкостью, с какой можно измерить артериальное давление. Однако представьте себе, что такой прибор существует. Если вы позволили подключить себя к этому прибору на время вечеринки и фиксировали результаты, то они бы выглядели примерно так, как это показано на рис. График демонстрирует обратную зависимость между объемом потребления и предельной полезностью, т. е. удовлетворением, полученным от потребления еще одной банки содовой воды. Линия выглядит нечетко, имеет волнистый характер, потому что полезность трудно оценить числом. Однако мы можем сказать, когда полезность растет или падает, так что отрицательный наклон кривой предельной полезности s
Правило
максимизации полезности.
Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
На
языке алгебры правило
МU продукта А /Цена продукта А = МU продукта В/ Цена продукта В
где МU — предельная полезность.
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.
Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия.
Заключение.
В своем реферате я представила тему: «Теория полезности. Субъективная ценность экономических благ», и сделала соответствующие выводы:
Теория потребительского
При описании выбора
Потребители делают свой выбор путем сравнения ассортиментных наборов потребительских товаров и услуг (потребительских корзин). Предполагается, что их предпочтения полны (они имеют возможность сравнить все мыслимые наборы) и транзитивны (если они предпочитают набор А набору В, а В — набору С, то они предпочитают набор А набору С). Кроме того, мы предполагаем, что большее количество товара всегда предпочтительнее меньшего.
Кривые безразличия, представляющие все сочетания товаров и услуг, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, не возрастают и не могут пересекаться.
Потребительские предпочтения
Предельная норма замещения
Бюджетная линия представляет
все сочетания товаров, на
Потребители максимизируют
Максимизация полезности может привести к "угловому" решению, если один из товаров не потребляется. В этом случае требование равенства предельной нормы замещения соотношению цен не выполняется.
Теория выявленных
Теория потребительского выбора может быть представлена либо с помощью кривых безразличия, когда важны лишь порядковые характеристики полезности (которые позволяют ранжировать альтернативные потребительские корзины), либо с использованием функции полезности. Функция полезности строится путем присвоения численного значения каждой потребительской корзине. Если корзина А предпочтительнее корзины В, полезность А выше, чем полезность В.
Когда
анализируется выбор при
убывающей предельной полезности: чем
больше потребляется товара, тем меньше
приращение полезности.
Список используемой литературы